Задания для самостоятельней работы

1. Охарактеризуйте в основных чертах историческую эпоху России XVIII — середины XIX вв. Расскажи­те о первых попытках Петра I придать государ­ственную значимость вопросам сохранения здоро­вья и воспитания подрастающего поколения.

2. Раскройте влияние идей Великой Французской революции на мировоззрение русских просвети­телей, педагогов, общественных деятелей XVIII — XIX вв.

3. Покажите своеобразие взглядов М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского на вопросы формирования правильной речи у де­тей. Приведите конкретные примеры. Найдите в них сходства и различие. Сравните с педагогичес­кими взглядами Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Р. Песталоцци.

Глава 9 ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ТРУДАХ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

В отдельных трудах основоположников зарубежной и отечественной педагогики XVI — XIX вв. отражаются своеобразные представления о целом ряде вопросов, касающихся проблемы развития и воспитания правиль­ной речи у детей. В этот период создается довольно целостная научно обоснованная система знаний по формированию правильной речи у ребенка (воспри­нимаемой и воспроизводимой, устной и письменной), разрабатываются приемы и последовательность обу­чения ребенка правильной речи. В числе названных вопросов встречаются и отдельные указания на воз­можные недостатки детской речи.

Накопление лингво-педагогических представлений о том, что представляет собой правильная речь, каковы закономерности и особенности естественного развития детской речи в разные возрастные периоды и какие существуют педагогические приемы помощи в разви­тии разных видов и сторон детской речи, — послужило той базой (истоками, предпосылками, основой), на ко­торой выстраивались, соответственно, первые научно-педагогические представления о неправильной речи (ее недостатках, нарушениях, недоразвитии, отклонениях и пр.) и о специальных коррекционно-педагогических методиках ее исправления (перевоспитания и специального обучения).

Другими словами, накопление (в период интенсив­ного развития педагогики) лингво-педагогических представлений о формировании правильной речи у детей послужило истоками и предпосылками выделе­ния вопросов изучения, специального воспитания и обучения детей с нарушениями речи в специальную отрасль педагогических знаний (логопедию).

Круг вопросов, отраженных в трудах основополож­ников педагогики, касается общих сведений о языке (его значения для человека и общества, развития язы­ка); о роли речи в развитии ребенка; последовательно­сти развития детской речи; необходимых предпосыл­ках образования устной речи (слуховое внимание, про­износительные возможности); составных компонентах устной речи (звук, слово, фраза, выразительные сред­ства); письменной речи (чтение и письмо); о правиль­ной речи детей и возможных ее недостатках; о роли упражнений в воспитании правильной речи у детей.

Значение языка для человека и общества

В сочинениях Коменского, Руссо, Ломоносова, Ра­дищева, в частности, утверждается мысль, что разум и речь — это то, что прежде всего отличает человека от животных. Не будь слова, «едва были бы мы не хуже диких зверей, рассыпанных по лесам и пустыням» (Ломоносов).

Коменский «солью жизни» называл разум, дей­ствие, речь. В языке, по мнению Песталоцци, отрази­лись результаты человеческого прогресса, и потому он называл язык «необъятным искусством» и «совокуп­ностью всех искусств», которыми овладел род челове­ческий.

Ломоносов видел зависимость «блаженства рода человеческого» от слова, которое он называл «способствователем и основой развития общества». Благодаря слову человек получил возможность объединяться в общества, строить города, ополчаться против врага, передавать мысли друг другу и т. д.

В свою очередь, Радищев подчеркивал зависимость совершенствования самого человека от слова. «Язык есть творец всего, что в человеке есть изящно», — пи­сал он. И, развивая мысль Ломоносова, называл речь «начальным способствователем усовершенствования рода человеческого». Поэтому не случайно Радищев создает удивленно-восторженный гимн слову, в кото­ром удивляется той обыкновенности и простоте обра­зования у человека звуков речи и восторгается той всеобъемлющей силе и значению, которые они приоб­ретают в жизни человека и человечества.

Ушинский впервые подметил другую сторону род­ного языка, а именно его народность. Он писал, что «в языке одухотворяется весь народ и вся его роди­на». Называл родной язык «лучшим выражением» народа. Поэтому считал, что лучшее и верное сред­ство проникнуть в характер народа — это усвоить его язык. Связь языка с народом, по его мнению, настоль­ко велика, что «когда исчезает народный язык,— на­рода нет более».

Развитие языка

Наиболее системно выражает свои взгляды на этот вопрос в своих трудах К.Д. Ушинский. В возникнове­нии языка в человеческом обществе первостепенную роль, по его мнению, сыграло самонаблюдение чело­века. Только обращая внимание на свой мыслительный процесс, человек смог создать отвлеченное понятие и вместе с ним слово. Ушинский писал, что если человек хочет выразить другому человеку, что у него происхо­дит на душе, то он должен обратить внимание на сам процесс, происходящий в его душе, и найти соответ­ствующие знаки и звуки, чтобы его понял слушатель. Из этого стремления и рождаются слова языка, «явля­ется потребность обобщения явлений, а вместе с тем и самое обобщение, то есть понятие и его представи­тель — слово». Самонаблюдение, свойственное только душе человека, Ушинский называл «психическим ис­точником речи».

Способность к членораздельным звукам он считал незначительным преимуществом человека перед жи­вотными. Главным же является самонаблюдение, самосознание человека. Животные не имеют способно­сти к самонаблюдению, иначе бы они создали язык. Вторым фактором «психического источника языка» является наличие определенной социальной среды. «Человек, выросший в одиночку, остается немым, как зверь», который может выражать определенными зву­ками только чувство боли, голода.

Первоначальный материал языку дали рефлексы чувства, которые были, по мнению Ушинского, не толь­ко мимические, но и фонетические, то есть мимико-звуковые. Их, видимо, можно считать первыми слова­ми, которые были немногочисленны и должны были выражать чувства или звук природы и сопровождать­ся жестикуляцией, мимикой. Это были не части речи, а скорее междометия или корни слов, из которых в дальнейшем могли образоваться слова — части речи.

Части речи смогли образоваться тогда, когда пона­добилось выразить различное отношение говорящего и слушающего к предмету. Важный шаг был сделан в развитии языка, когда появились прилагательные, то есть когда человек оторвал качество от предмета, кото­рый еще не имел определенного названия. Из прила­гательных, по мнению Ушинского, образовались суще­ствительные и глаголы, когда понадобилось обозначить предмет и явление и их совершаемость во времени. Сочетания слов потребовали предлогов и союзов. Ког­да же в процессе самонаблюдения человек получил возможность анализировать процесс формирования суждений, тогда началась грамматика, которую Ушин­ский определяет как науку, «очеловечивающую чело­века». «Грамматика имеет ту способность,— писал он, — вследствие которой человек является человеком между животными ».

Наши рекомендации