ДПП.Ф. 20 Теория обучения
В В Е Д Е Н И Е
В теоретической и практической педагогике важное место принадлежит проблеме контроля результатов обучения, ибо он является необходимым компонентом процесса обучения. Традиционный подход к контролю связан с проверкой и оценкой знаний, умений и навыков учащихся. По зарубежной терминологии – с диагностикой учебных достижений. Диагностирование, которое понимается как процесс педагогической деятельности, - более широкое понятие по сравнению с контролем, включающее в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с продуктивностью последнего.
Субъективность оценок и невоспроизводимость результатов – главное, что определяет несовершенство контроля традиционными методами. Главной задачей преодоления этого недостатка является диагностическое определение целей обучения и разработка материалов для объективного контроля. В условиях стандартизации образования это не только желательно, но и абсолютно необходимо. Объективный метод контроля отождествляется с тестированием, результаты которого однозначны и воспроизводимы. В современном психолого-педагогическом понимании тест - стандартизированная методика исследования, в основе которой лежит специально подготовленный и испытанный набор заданий, позволяющих надежно оценить исследуемые качества и свойства на основе использования статистических методов. Процесс составления педагогических тестов является делом исключительно ответственным и трудоемким. Создание тестов, которые бы позволили надежно измерять различные педагогические явления и точно оценивать полученные результаты, требует специальных знаний, опыта практической деятельности, интуиции, творчества и времени.
Тестовые задания, представленные в данном пособии, составлены на основе требований Государственного образовательного стандарта 2005 года по дисциплинам «Общие основы педагогики», «Теория обучения», «Теория и методика воспитания». Эти учебные дисциплины являются дисциплинами федерального компонента и изучаются студентами факультета социальной педагогики и психологии специальностей «Педагогика и психология», «Социальная педагогика» и направления «Социальная работа». Тестовые задания закрытой формы предлагаются на разных уровнях: одно верное заключение при четырех вариантах, два – при пяти, три – при шести вариантах ответов. Открытая форма тестовых заданий требует введения одного или двух ключевых слов вместо пропущенных. Достаточно широко присутствуют в банке тестовые задания на установление правильной последовательности и соответствие.
Тестовые задания представлены в печатном и компьютерном варианте, могут быть использованы в целях промежуточного и итогового контроля в рамках экзаменационных сессий, а также для подготовки студентов к Интернет-экзамену.
Требования государственного образовательного
стандарта к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы
Индекс: ОПД.Ф. Федеральный компонент
ОПД.Ф.03 Общие основы педагогики
Педагогика как наука, её объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие «методология педагогической науки». Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике, их основные характеристики. Методы и логика педагогических исследований.
ДПП.Ф.19 Теория и методика воспитания
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Национальное своеобразие воспитания. Система форм и методов воспитания. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
ДПП.Ф. 20 Теория обучения
Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения.
Общее количество часов – 612.