Дидактика как теория обучения. Процесс обучения: сущность и основные характеристики.

Теория обучения – составная часть педагогики. Дидактика(от греч. – didaktikos – поучающий) – раздел педагогики, разрабатывающий проблемы обучения. Основные проблемы дидактики. Предмет и задачи дидактики.

Обучение как важнейший способ получения систематического образования. Обучение как один из видов общественной деятельности.

Процесс обучения как система деятельностей: деятельности учителя (преподавание) и деятельности учащегося (учение). Взаимосвязь и взаимообусловленность преподавания и учения в процессе обучения.

Движущие силы процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения. Процесс обучения как специфический процесс общения учителя и ученика, подчиненный решению образовательных задач. Самообразование и обучение.

Закономерности процесса обучения. Принципы обучения как нормативное научно-дидактическое знание. Взаимосвязь принципов обучения и закономерностей обучения. Принципы обучения как нормативные положения, направляющие и регулирующие все важнейшие элементы дидактической системы: содержание, методы и формы организации обучения. Принципы обучения и цели обучения. Функции принципов обучения в дидактической системе.

Процесс обучения как дидактическая система. Основные структурные элементы процесса обучения: содержание образования как цель обучения, деятельность учителя, деятельность ученика. Взаимосвязь и взаимодействие между ними.

Преподавание как деятельность учителя по организации учения, контроля за его ходом и результатами. Структура деятельности учителя.

Учение как деятельность учащегося по усвоению содержания образования. Характеристика психологических механизмов усвоения различных структурных элементов содержания образования. Учащийся как объект и субъект обучения. Учение как деятельность ученика по самоуправ­лению процессом познания. Активная познавательная деятельность. Уровни познавательной деятельности: репродуктивная (воспроизводящая) и продуктивная (творческая) познавательная деятельность. Структурные компоненты учения: мотивы, учебные действия, самоконтроль, самоанализ, самооценка результата. Мотивы учения: их сущность, виды и характеристика. Познавательный интерес как ведущий мотив учения школьников. Уровни развития познавательного интереса. Возможности процесса обучения в формировании и развитии познавательного интереса школьников. Учебные действия: сущность и виды. Проблема формирования учебной культуры школьников. Общеучебные умения. Возможности процесса обучения в формировании общеучебных умений учащихся.

Обученность и обучаемость школьников как исходные условия успешности и непосредственный результат обучения. Характеристика уровней обученности как уровней усвоения содержания образования. Типы предметных заданий, специфичных для различных уровней усвоения. Подходы учителя к диагностики уровня обученности. Обучаемость как восприимчивость к обучению. Показатели обучаемости. Уровни обучаемости. Возможности обучения в повышении уровня обучаемости школьников. Специфика видов предметных заданий, направленных на повышение обучаемости школьников. Подходы учителя к составлению заданий, рассчитанных на повышение обучаемости учащихся.

Основные понятия: процесс обучения, функции процесса обучения, структурные элементы процесса обучения, преподавание, учение, учащийся как субъект познания, воспроизводящая и творческая познавательная деятельность, структурные компоненты учения, познавательный интерес, учебная культура школьника, общеучебные умения, обученность и обучаемость школьника.

2. Методы и приемы обучения. Общедидактическая система методов обучения(М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер).

Единство содержательной и процессуальной сторон процесса обучения. Метод обучения как способ достижения целей обучения. Многообразие методов обучения. Место методов обучения в структуре дидактической системы. Двухсторонний характер – сущностная характеристика метода обучения. Метод и прием обучения. Методы и средства обучения. Различные подходы к классификации методов обучения.

Общедидактическая система методов обучения (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер). Взаимосвязь различных элементов содержания образования и целей обучения – сущностная характеристика общедидактической системы методов обучения. Основание выделения системы общедидактических методов обучения – цели обучения и характер познаватель­ной деятельности учащихся, обусловливающий усвоение соответствующего элемента содержания образования. Характеристика педагогических возможностей и способов реализации каждого из общедидактических методов обучения: информационно-рецептивного (объяснительно-иллюстративного), репродуктивного, проблемного изложения, частично-поискового (эвристического) и исследовательского методов. Приемы обучения, воплощающие сущность каждого из общедидактических методов обучения. Взаимосвязь и взаимообусловленность общедидактических методов внутри системы. Целостность общедидактической системы методов обучения.

Основные понятия: метод обучения, прием обучения, средства обучения, общедидактическая система методов обучения, информационно-рецептивный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод.

Наши рекомендации