Методы «научения» и обучения, оценка качества обучения, теория и опыт обучающихся (научающихся) организаций.

Методы «научения» и обучения, оценка качества обучения, теория и опыт обучающихся (научающихся) организаций. - student2.ru

Методы «научения» и обучения, оценка качества обучения, теория и опыт обучающихся (научающихся) организаций. - student2.ru

Методы «научения» и обучения, оценка качества обучения, теория и опыт обучающихся (научающихся) организаций. - student2.ru

44. Содержание и методы “техник профессионального обучения”: “инструктажа”, “обсуждения”, “моделирования”, “лекций”, “групповых упражнений”, “анализа конкретных ситуаций”, “ролевых игр”

Методы рабочего инструктажа основаны на анализе навыков и теории обучения. Инструктаж должен проходить в четыре этапа:

• подготовка;

• презентация: объяснение и демонстрация;

• практика и испытание;

• совершенствование.

Подготовка к каждому периоду инструктажа означает, что у преподавателя должен быть план презентации темы и использования соответствующих методов обучения и наглядных пособий. На этом этапе также подразумевается подготовка учащихся к инструктажу, т. е. к занятиям. Желательно, чтобы они хотели учиться. Они должны понимать, что обучение будет важно и полезно лично для них. Их следует воодушевлять на то, чтобы гордиться своей работой и понимать цену удовлетворению, которое получаешь, когда выполняешь работу квалифицированно.

Презентация должна представлять собой сочетание рассказа и показа — объяснений и демонстрации.

Объяснения должны быть как можно более простыми и ясными: преподаватель кратко объясняет, какая тема затрагивается, и что нужно искать. Ему нужно максимально использовать фильмы, схемы, диаграммы и другие наглядные пособия. Цель в том, чтобы вначале выделить самое важное, а затем идти от известного к неизвестному, от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от наблюдаемого к умозрительному, от целого к частям и обратно к целому.

Демонстрация является очень важным этапом инструктажа, особенно тогда, когда развиваются практические навыки. Демонстрация проходит в три этапа.

1.Демонстрируется вся операция в обычном темпе, чтобы показать обучающимся, как, в итоге, следует выполнять задание.

2.Операция демонстрируется медленно, в реальной последовательности действий, элемент за элементом, чтобы ясно показать, что делается и в каком порядке выполняется каждое задание.

3.Операция еще раз демонстрируется медленно, по крайней мере, два или три раза, чтобы подчеркнуть, как, когда и почему выполняются последовательные движения.

Практика состоит в том, что обучающийся копирует движения инструктора, а затем под его руководством непрерывно повторяет операцию. Целью является достижение контрольного уровня выполнения каждого элемента целого задания, но инструктор должен постоянно стремиться показывать согласованное и комплексное выполнение; т. е. плавное соединение отдельных элементов задания в целую модель рабочей операции.

Совершенствование в процессе обучения длится столько времени, сколько требуется обучающимся для того, чтобы достичь такого же уровня выполнения операции, как у обычного опытного рабочего, в отношении качества, скорости и соблюдения техники безопасности. На этапе совершенствования обучающимся все еще требуется помощь при выполнении особенно сложных заданий или в преодолении временных неудач, приводящих к ухудшению выполнения операции. Инструктору, возможно, придется повторять презентацию элементов и более пристально следить за тем, как обучающиеся их выполняют, до тех пор, пока те не приобретут уверенности или не справятся с заданием.

Цели применения метода обсуждения состоят в том, чтобы:

• заставить слушателей активно участвовать в процессе обучения;

• дать людям возможность учиться на опыте других;

• помочь людям понять другие точки зрения;

• развить способности к самовыражению.

Цель преподавателя состоит в том, чтобы направлять мышление группы. Поэтому он, вероятно, больше озабочен формированием установок, а не передачей новых знаний. Преподаватель должен ненавязчиво побуждать людей говорить, вести дискуссию по заранее намеченной линии (у него должен быть план и конечная цель) и обеспечивать подведение промежуточных и окончательных итогов.

• Чтобы добиться активного участия, нужно применять следующие методы:

• Приглашайте к сотрудничеству прямыми вопросами.

• Используйте открытые вопросы, которые будут побуждать к размышлениям.

• Проверяйте понимание; убедитесь, что все внимательно следят за аргументацией.

• Поощряйте к участию, оказывая поддержку, а не критикуя.

• Не допускайте доминирования отдельных членов группы, привлекая других людей и задавая перекрестные вопросы.

• Избегайте доминирования самой группы. Работа ведущего состоит в том, чтобы управлять дискуссией, сохранять контроль и, время от времени, подводить итоги. При необходимости, «отражайте» мнения, высказанные отдельными членами группы, обратно в группу, чтобы убедиться, что они находят отклик. Работа ведущего — помочь группе прийти к выводу, а не сделать его за группу.

• Сохраняете контроль — убедитесь, что обсуждение идет в нужном направлении к окончательному выводу.

Моделирование — это метод обучения, который сочетает анализ конкретных ситуаций и ролевые игры, чтобы в аудиторных упражнениях максимально приблизиться к реальности. Цель в том, чтобы помочь переносу знаний, полученных вне рабочего места, в рабочее поведение, воспроизводя в учебной аудитории ситуации, наиболее приближенные к реальной жизни. Обучающиеся, таким образом, получают возможность на практике отрабатывать поведение в условиях идентичных или, по крайней мере, очень похожих на те, с которыми столкнуться по окончании курса.

Лекция не предполагает практически никакого участия слушателей, за исключением времени, отведенного ответам на вопросы по ее окончании. Она предназначена для передачи слушателям информации запланированного содержания в отведенное для нее время. Когда аудитория многочисленная, альтернативы «традиционной лекции» нет, если нет возможности разбить ее на семинары.

Эффективность лекции зависит от способности лектора представить материал, рационально используя наглядные пособия. Однако объем материала, который неактивная аудитория может усвоить, ограничен. Как бы хорошо лектор ни владел аудиторией, маловероятно, чтобы к концу дня в памяти сохранилось более 20% того, что было сказано. А еще через некоторое время забудется все, если слушатели не применяют полученные знания на практике. Чтобы лекция была максимально эффективной, она не должна длиться дольше 30-40 минут. Лекция не должна содержать слишком много информации (если лектор сможет донести до слушателей три новых понятия, которые более половины слушателей поймут и запомнят, лекцию можно считать успешной). Учебный материал в лекции должен подкрепляться соответствующими наглядными пособиями (но их не должно быть слишком много). В лекции должно быть ясно указано, какие действия следует предпринять, чтобы применить материал на практике.

При использовании метода групповых заданий обучающиеся исследуют проблемы и вырабатывают решение совместно, в группе. Проблема может быть реальной или совершенно не связанной с повседневной работой. Цель упражнений такого типа — дать участникам возможность попрактиковаться в совместной работе и понять, каким образом группа ведет себя в работе над проблемами и принятии решений.

Групповые задания можно использовать как часть программы построения команды и для развития навыков взаимодействия. Их можно объединять с другими методами, например, с методом открытия, чтобы дать участникам возможность выработать для себя методы и навыки, которые им требуются.

Анализ конкретных ситуаций (кейсов) — это предыстория или описание события либо ряда обстоятельств, которые обучающиеся анализируют, чтобы установить причины проблемы и выработать способ ее решения. Этот метод, главным образом, используется в курсах обучения руководителей, потому что он основан на убеждении в том, что управленческая компетентность и смекалка лучше всего достигаются через изучение и обсуждение реальных событий.

Анализ конкретных ситуаций должен поощрять вопросы, обмен идеями и анализ опыта для того, чтобы обучающиеся могли обнаружить основополагающие принципы, для иллюстрации которых предназначен этот метод. Эти ситуации не лежат на поверхности и не являются средством уменьшения нагрузки тренеров. Им приходится много работать, чтобы определить учебные вопросы, которые должны проявляться в каждой ситуации, и они должны работать еще больше, чтобы гарантировать, что вопросы действительно появляются.

Опасность метода состоит в том, что ситуации часто воспринимаются обучающимися как не отвечающие их потребностям, даже если они основаны на реальных фактах. Следовательно, анализ является поверхностным, а ситуации — нереалистичными. Задача тренера состоит в том, чтобы избежать этих опасностей, гарантируя, что участникам не разрешается отделываться непродуманными комментариями. Тренеры должны подвергать сомнению предположения и заставлять учащихся подтверждать их доказательствами. Кроме этого, они должны использовать каждую возможность, чтобы выявить принципы, которые хотят проиллюстрировать в обсуждении и добиться, чтобы группа поняла, насколько они актуальны и в их работе.

В ролевых играх участники разыгрывают ситуацию, принимая на себя роли действующих лиц. В ситуации будет происходить взаимодействие между двумя людьми или внутри группы. Для каждого участника следует специально подготовить краткие письменные инструкции, разъясняющие ситуацию и, в общих чертах, его роль в ней. В другом случае ролевые игры могут естественно возникать из анализа конкретных ситуаций, когда обучающихся просят проверить их решение, разыграв роли с теми, кого оно затрагивает.

Ролевые игры применяются, чтобы дать руководителям или торговым представителям возможность на практике разрешить такую ситуацию межличностного общения, как проведение собеседования, встречи для обзора показателей труда, консультирование, коучинг, разрешение трудового конфликта, продажа, руководство группой или проведение совещания. Они развивают навыки взаимодействия и приводят людей к пониманию того, как они себя ведут и как воспринимают окружающее.

Метод «перемены роли», при котором двое играющих, скажем, менеджер и руководитель группы разыгрывают ситуацию, а затем меняются ролями и повторяют ее, приводит к отчетливому пониманию того, что участники ощущают, и какие навыки требуются.

Ролевые игры дают обучающимся возможность получить совет специалиста и конструктивную критику от тренера и своих коллег в безопасной, учебной ситуации. Они могут способствовать повышению уверенности в себе, а также развитию навыков управления людьми. Основные трудности состоят в том, что обучающиеся смущаются или не воспринимают упражнение серьезно и плохо играют свои роли.

Наши рекомендации