Методика проведения семинара
Семинар можно условно разделить на три основных этапа: вступительное слово учителя, обсуждение пунктов плана и подведение итогов проделанной работы.
В начале семинара учитель формулирует тему, объясняет цель и задачи ее изучения, ее место в структуре курса, обосновывает актуальность и значимость выносимых на обсуждение проблем. Эта часть семинара не должна занимать более двух-четырех минут.
После вступительного слова учитель либо предоставляет слово докладчику, либо предлагает учащимся высказаться по вопросам плана. В первом случае активность присутствующих обычно невелика. Делать замечания или спорить с докладчиком школьники не решаются, так как тот заведомо обладает более широкой информацией. Целесообразнее на семинаре обходиться без доклада; сразу вовлекать класс в обсуждение проблемы.
В зависимости от уровня подготовленности школьников возможно использование следующих вариантов:
- предложить начать разговор конкретным учащимся (при этом существует опасность превращения семинара в обычный урок опроса по теме);
- предложить выступить желающим (для этого вступительное слово учителя должно способствовать откровенному обмену мнениями);
- вызвать на разговор прежде всего менее активных и подготовленных школьников, так как более сильные ученики смогут их поправить и значительно повысят уровень обсуждения (такой вариант возможен лишь при очень демократичной, доверительной обстановке в классе).
Заканчивается семинар заключительным словом педагога, в котором подводятся итоги обсуждения, подчеркиваются стержневые идеи, намечаются связи с другими темами. При этом учитель должен опираться на ход дискуссии, ссылаться на мысли и аргументы учащихся, а не просто излагать подготовленные дома выводы.
Особо следует остановиться на выставлении оценок. Отмечены должны быть не только докладчики и их оппоненты, но и наиболее активные участники дискуссии. Необходимо оценивать и содержание ответов, и высказанные ребятами мысли, и их умение спорить, аргументировать свое мнение.
В течение месяца в одном классе может проводиться не более двух семинаров. В дни семинарских занятий не рекомендуется проводить письменные иустные контрольные работы, зачеты, повторительно-обобщающие уроки по другим дисциплинам.
Примерные вопросы к анализу семинарского занятия:
1. Место семинарского занятия среди других уроков, темы, его взаимосвязь с ними. Тип семинара, обусловленность его целями, содержанием, уровнем подготовки учащихся.
2. Актуальность темы, ее воспитательно-образовательное значение.
3. Методика подготовки семинара, ее сориентированность на привлечение к активному участию большинства учащихся класса:
- своевременность информирования учащихся о цели, теме и плане семинара, продуманность плана, внесение корректив в него в соответствии с пожеланиями учащихся;
- система подготовки: подбор основной и дополнительной литературы, характер консультаций, работа консультантов, совета дела, творческих групп, использование материалов стенда "Готовимся к семинару", алгоритмов (как работать с литературой, как писать тезисы, как готовить доклады, как выступать);
- разработка системы дифференцированных заданий (подготовка докладов, рецензирование, оппонирование, задания для сбора материала в музеях, архивах, учреждениях, интервьюирование, подготовка схем, таблиц, графиков, демонстраций и т. д.).
4. Направленность методики проведения семинара на раскрытие творческих возможностей учащихся:
- четкость определения темы и цели семинара;
- психологическая подготовка учащихся к обсуждению вопросов;
- формы стимулирования их активности и познавательного интереса;
- соотношение деятельности учителя и учащихся; краткость и целенаправленность вводного слова учителя, уместность и продуманность замечаний и коррекций, организация коллективного обсуждения, дискуссии.
Пример:Урок-семинар "Мир на грани ядерной войны".
Проблемы;Какая тенденция и почему возобладала во внешней политике СССР? Кто был инициатором конфликтов и мирных инициатив? Какова степень "вины" разных стран за события 60-х годов во внешней политике?
План семинара:Берлинский и Карибский кризисы. Диалог: СССР- Америка, Восток и мировая политика, "интернациональная" акция в Чехословакии.
Пример: Урок-семинар по сказке П.П. Ершова "Конек-горбунок" (5 класс)
В работе участвуют группы: литературоведов, переводчиков, художников, знатоков, актеров. Ход семинара.Работа с литературоведами. Что вы знаете о сказочнике П.П. Ершове? Чему учит сказка "Конек-горбунок"?
Какие черты характера присущи главному герою сказки?
Элементы каких русских народных сказок использовал П.П. Ершов в "Коньке-горбунке"? ("Сивка-бурка", "Иван-царевич и серый волк" и др.)
Работа со всеми группами.
Из предложенных иллюстраций, к сказкам отобрать лишь те, которые относятся к сказке П. Ершова "Конек-горбунок".
Работа с переводчиками.
Объясните значение слов: спальник (придворный чин), бабка (игральная кость), зело (сильно), басурман (человек чужой веры), каурка (лошадь рыжей масти), суседко (домовой), лубки (яркие картинки), малахай (верхняя мужская одежда), яхонт (драгоценный камень), седмица (неделя), немощь (болезнь, слабость), шайтан (дьявольское наваждение), содом (беспорядок), ендова (ковш).
Работа со всеми группами.
Конкурс "Живые картины" (при помощи мимики и жестов запечатлеть отрывок из сказки). Работа со знатоками.,
1 группа.
- объяснить выражение: "Не ударил в грязь лицом";
- ответить на вопрос: "Что за порядок торговли был в столице?"
2 группа:
- объяснить выражение: "Поминай его, как звали!";
- ответить на вопрос: "За сколько братья продали коней царю?"
3 группа:
-объяснить выражение:
Вишь, что старый хрен затеял: Хочет жать там, где не сеял.
- ответить на вопрос: "Что из себя" представляет рецепт сыты медвяной?"
4 группа:
-объяснить выражение:
Я те снова подведу, Мой дружочек, под беду.
- ответить на вопрос" Какое отчество у Ивана?"
Работа с актерами.
Конкурс на лучшее инсценирование отрывка из сказки. Работа со всеми группами.
Конкурс "Продолжи строчку" (учитель читает отрывок из сказки, дети заканчивают его). Работа с художниками.
Картинная галерея (выставка детских рисунков в сказке). Итог урока, награждение.