Тема 2. Методологические основы педагогики

План:

1. Общее понятие о методологии. Методологические посылки развития

теории обучения и воспитания.

2. Место педагогики среди других наук, связь ее с другими науками.

3. Дифференциация педагогики по отраслям.

4. Методы педагогического исследования, их характеристика.

Основные понятия:методология, гуманитарная наука, общая педагогика, возрастная педагогика, коррекционная педагогика, отраслевая педагогика, методы педагогического исследования, научно-педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

2.1. Общее понятие о методологии.Любая наука имеет методологию (от греч. metodos — путь исследования, или познания; теория и logos — слово, понятие, учение). Под методологией науки обычно понимают совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений(И.Ф. Харламов). Долгое время находясь в рамках философии, педагогика развивалась и продолжает развиваться под влиянием двух основных философско-методологических концепций — идеалистической и материалистической(основоположники идеалистической концепции, Сократ и Платон, считали, что первичен дух, а материя вторично и что решающим в развитии человека является его божественное предопределение. Основоположники же материалистической концепции, Гераклит, Демокрит, Эпикур, на первое место ставили материю и утверждали, что формирование человека связано с определяющим влиянием внешних воздействий и обстоятельств жизни).

В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), основанные на исходных философских идеях и выступающие в качестве методологических основ различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др. В рамках данной лекции невозможно и, видимо, не нужно систематизировать и анализировать все имеющиеся методологические направления. Необходимо отметить их наличие и право на сосуществование, что обеспечивает плюралистическое развитие педагогической науки.

Будущему учителю нужно знать, что философской основой современной педагогики в нашей республике и в большинстве стран признается материалистическая диалектика.

Диалектический материализм как философское учение о наиболее общих законах движение и развития природы, общества и мышления зародился на основе материалистической концепции (Гераклит, Демокрит, Эпикур) в 40-е годы Х1Х века. Широкое распространение он получил в ХХ веке, особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители — К. Маркс и Ф. Энгельс — распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику (диалектика — учение о наиболее общих закономерностях становления и развития; учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания [БСЭ]).

Основные положения диалектического материализма сводятся к следующему:

— материя первична, а сознание вторично; оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом;

— явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принципы детерминизма);

— все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принципы развития).

В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицаний (более подробно относительно педагогической науки вы можете прочитать материал по этой теме в учебнике “Педагогика” И.И. Прокопьева, Н.В. Михалковича, — Минск, 2002. — С. 32 — 34).

В современном науковедении под методологией понимают не только совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе интерпретации исследуемых фактов и явлений, но рассматривают ее как учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Методология науки дает характеристику компонентов исследования — его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач. Исходя из этого, методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности (В.А. Сластенин, В.П. Каширин).

Какие же методологические положения определяют развитие теории обучения и воспитания в современной педагогике и обусловливают ее материалистический характер?

1. Обучение и воспитание, как и все природные и общественные явления, носят детерминистский характер (от лат. determino — определяю). Это значит, что обучение и воспитание обусловливаются потребностями общества и тенденциями его развития. Поэтому, в отличие от педагогики, основанной на идеалистических концепциях, которые отрывают развитие человека от общества и сводят его к развертыванию заложенных в нем кем-то или чем-то (богом, духом, природой как божественным проявлением) внутренних потенций, материалистическая педагогика исследует объективные социальные факторы (производственно-экономические, политические и т.д.), влияющие как на учебно-воспитательную практику, так и на разработку ее теоретических основ. С таких позиций современная педагогика исследует реальные потребности общества в области подготовки подрастающих поколений к жизни, совершенствует воспитательную теорию и практику.

2. Важным для разработки теории обучения и воспитания является материалистическое положение о том, что источники развития человека как личности находятся вне человека, что его формирование в основном происходит по “социальной программе”, под влиянием общественных воздействий, в том числе воспитания.Это положение определяет воспитание (в том числе и обучение) как как ведущий фактор развития и формирования личности (в педагогике, исходящей из идеалистической концепции, согласно которой человек развивается по какой-то “внутренней программе”, заложенной в его теологической [божественной] или биологической природе, значение воспитания в развитии личности принижается).

3. Не менее важным для современной педагогики является материалистическое положение о том, что, хотя источники развития человека как личности находятся вне его и он развивается по “социальной программе”, все же человек не является пассивным продуктом воздействия среды и обстоятельств. Материализм исходит из признания важной роли активности самой личности в ее собственном развитии и формировании, признает существование внутренних источников развития человека как личности. Материалистическая философия и педагогика основываются на идее том, что человек обладает богатыми природными возможностями, которые позволяют ему развивать и совершенствовать свои личностные качества.

Вышеназванные методологические положения современной педагогики придают ей глубокий научный характер, свидетельствуют о ее гуманистических, общественных основах.

2.2. Место педагогики среди других наук, связь ее с другими науками.Для более полного понимания тенденций развития современной педагогики как науки необходимо осмыслить ее место в системе человеческого знания. Эта система представлена в основном двумя направлениями: все науки разделены на естественно-математические и технические науки, науки гуманитарные. Науки естественно-математического цикла исследуют законы развития природы и человека как ее части (физика, химия, биология, анатомия, медицина и мн.др.).

В рамках гуманитарных наук (от лат. humanitas — человеческая природа, образованнось; слово “гуманиарный” обозначает “имеющий отношение к сознанию человека и человеческому обществу” [БСЭ]) исследуются законы развития общества и человека как его части.Естественно, что педагогика как наука о развитии, воспитании и образовании личности является ярко выраженной гуманитарной наукой, в отличие, например, от психологии, которая, с одной стороны, — наука гуманитарная, так как исследует внутренний, духовный мир человека, но отдельные ее отрасли представляют естественную отрасль знаний человека, потому что в них исследуется нервная система, мозг человека как биологическая материя.

Место педагогики в системе наук о человеке (и как части природы, и как части общества) может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками.

Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией,так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, определяют ракурс педагогического поиска и служат ее методологическим основанием педагогики. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависят направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. Философия является теоретической платформой осмысления педагогического опыта, создания педагогических концепций.

Традиционной является связь педагогики с психологией.Все выдающиеся педагоги выдвигали требование учитывать в процессе обучения и воспитания потребности и возможности, механизмы и законы психической деятельности и развивающейся личности. Однако, как отмечает В.В. Давыдов, психология личности хоть и должна учитываться, но она “не диктатор” , поскольку жизнь и детей, и педагогов обусловлена все же не столько психологизмом, сколько социально-педагогическими условиями, которые, кстати, определяют и психологические закономерности развития личности.

Связи педагогики с другими науками не исчерпываются философией и психологией, общим моментом с которыми является изучение человека как личности (человека в совокупности общественных отношений). Педагогика тесно связана и с науками, которые изучают человека как индивида (отдельно взятого представителя человеческого рода). Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология, медицина и др.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единую теоретическую конструкцию, рассматривающую природу человека в его многомерности и многоликости.

Связь педагогики с медицинойпривела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является изучение закономерностей развития и образования детей, имеющих приобретенные или врожденные психофизические отклонения.

Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений, поэтому установлено достаточно устойчивое взаимодействия между педагогикой и социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками.

Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования,предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Связи педагогики с социологией послужили появлению особо значимой сегодня отрасли педагогических знаний — социальной педагогики.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась (и является) отражением идеологии государства. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.

Можно говорить о связи педагогики с такими науками, как математика и кибернетика(наука об управлении). В педагогических исследованиях используются методы статистического анализа, опыт управления сложными процессами.

Анализ связей педагогики с другими науками позволяет выделить следующие формы данных связей:

— использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;

— творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках, использование определенной терминологии;

— применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других науках;

— участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

2.3. Дифференциация педагогики по отраслям.По мере развития педагогики как науки обогащались теория и практика обучения и воспитания. Это привело к дифференциации педагогического знания по отраслям, по важнейшим исследовательским направлениям в педагогике. Сегодня педагогическая наука представляет собой сложную систему педагогических знаний, наук.

Наиболее устоявшимися, самостоятельными отраслями этой системы являются:

общая педагогика (изучает самые общие закономерности образования, воспитания и обучения, развития личности в их процессе);

возрастная педагогика, в свою очередь подразделяющаяся на преддошкольную и дошкольную педагогику, в рамках которых исследуются закономерности развития детей в процессе воспитания, начиная с ясельного возраста — до шести лет, а также школьнуюпедагогику или педагогику средней школы, исследующую закономерности развития личности школьника в педагогическом процессе;

коррекционная педагогика (значение термина определено в предыдущем вопросе) также подразделяется на разные направления педагогического исследования. В ее рамках существуют сурдопедагогика [ от лат. surdus — глухой, глухозвучащий], она изучает закономерности развития в процессе обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей; тифлопедагогика [от греч. typhlos — слепой] исследует теорию и практику обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей; олигофренопедагогика [от греч. oligos — немногий, незначительный, phren — ум] исследует закономерности развития в процессе специально организованного воспитания и обучения умственно отсталых и детей с задержкой психического развития; логопедия [от лат. logos — слово] исследует обучение и воспитание детей с нарушениями речи;

история педагогики и образования изучает развитие педагогических идей и практики образования, воспитания, обучения в различные исторические эпохи, в ее рамках раскрывается жизнь и деятельность людей, философов, общественных деятелей, писателей, педагогов, которые внесли большой вклад в развитие педагогической теории и практики;

частные методики преподавания или предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных предметов (например, методика преподавания математики, физики, обслуживающего труда и т.д.);

отраслевая педагогика (военная, спортивная, семейная, педагогика высшей школы, профтехучилищ, детских общественных организаций и т.д.).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние десятилетия заявили о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, превентивная педагогика, социальная педагогика и др.

2.4. Методы педагогического исследования, их характеристика.В соответствии с логикой научного поиска, методологии в педагогической науке осуществляется разработка методики научных исследований. Применение методов исследования позволяет всесторонне изучить определенную педагогическую проблему, все ее аспекты и параметры.

Под методами педагогического исследования понимают совкупность способов изучения педагогической действительности (процессов, явлений, фактов, предметов), получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений и построения научно-педагогических теорий.

Все многообразие методов педагогического исследования можно представить в трех группах:

— методы изучения педагогического опыта,способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических, творческих работ учащихся и школьной документации).

— экспериментальные методы,которые отыгрывают в педагогических исследованиях особую роль. Эксперимент — специально организованная деятельность (учителей, учащихся, других участников педагогического процесса) с заранее заданными исследовательскими целями.Различают констатирующий эксперимент (цель — выявить состояние дел по той или иной изучаемой проблеме), созидательно-преобразующий (цель — создание определенных условий для более успешной организации педагогического процесса) и контрольный (цель — проверка полученных данных и выводов). По характеру условий, в которых проводятся педагогические эксперименты, есть естественный эксперимент (он проходит в условиях обычного образовательного процесса, его участники, кроме тех, кто организует экспериментальную работу, могут и не знать о проведении эксперимента) и лабораторный эксперимент (создание искусственных экспериментальных условий).

Перечисленные выше группы методов педагогического исследования еще называют методами эмпирического познания(эмпирика — опыт, практика). Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. В связи с этим следующая группа методов:

— методы теоретического исследования.К данной группе методов педагогического исследования относятся теоретический анализ, индуктивные и дедуктивные логические методы (индуктивные предполагают логическое обобщение данных — от частных суждений к общему выводу, дедуктивные — от общего суждения — к частному выводу).

Теоретический анализ представляет собой выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, выявляют в них общее и особенное, устанавливают какой-то общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.

Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков педагогики, человекознания, общих и специальных работ по педагогике, педагогических документов, периодическоой педагогической печати, художественной литературы с педагогической тематикой, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

— математические и статистические методыв педагогике применяют для обработки данных, полученных эмпирическим путем, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Конкретные методы данной группы — регистрация, ранжирование (рейтинг), шкалирование. С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей. Результаты,, обработанные при помощи данных методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц. Однако следует отметить, что не в любой области педагогики методы данной группы применимы. Видимо, трудно подсчитать, выразить в цифрах, графиках и диаграммах нравтсвенно-духовное развитие человека. Не совсем успешными оказались и попытки определять при помощи цифр развитие интеллекта как результата обучающей работы со школьниками. И все же каждый педагог, независимо от того, занимается он целенаправленно научно-исследовательской деятельностью или нет, должен владеть методами педагогического исследования для изучения на научной основе индивидуальных особенностей учащихся, условий их развития как личностей, передового педагогического опыта, более целенаправленного изучения и анализа результатов своей собственной профессиональной деятельности.

Резюме

Направляющим началом педагогической науки выступает методология как совокупность исходных философских идей, лежащих в основе исследования природных или общественных явлений и решающим образом сказывающихся на теоретической интерпретации этих явлений. В современном науковедении под методологией пониимают прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

В основе современной педагогики как науки лежат материалистические философские идеи. Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений, ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности отыгрывает воспитание как внешний социальный фактор.

Педагогика имеет свое место в системе наук (это область гуманитарных знаний), она тесно связана с рядом наук как гуманитарного, так и естественно-математического цикла.

В рамках современной методологии педагогика оперирует рядом методов научно-педагогического исследования.

Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы:

1. В чем сущность методологии педагогики?

2. Назовите основные методологические положения диалектико-материалистической педагогики, проиллюстрируйте их конкретными примерами.

3. Какое влияние оказывает педагогика на развитие других наук и другие науки — на развитие педагогики?

4. Какие научные дисциплины входят в систему педагогических наук? В чем выражается расширение границ исследования педагогики?

5. Составьте таблицу “Дифференциация педагогики по отраслям”.

6. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте примерами методы педагогического исследования.

Литература:

1. Гмурман В.Е. Тенденции развития педагогики // Методологические проблемы развития педагогической науки. — М., 1985.

2. Гончаров Н.К. Методология и методы педагогики как науки. — М., 1968.

3. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.

4. Проблемы методологии педагогики и методики исследований. / Под ред. М.А. Данилова, Н.И. Болдырева. — М., 1971.

5. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2001.

6. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. — М., 1986.

Наши рекомендации