Формы проведения семинара

Кафедра исторических дисциплин

История России

Методические указания

К семинарским занятиям

Киров

Утверждены решением кафедры исторических дисциплин, протокол №6 от «19» июня 2014 г.

Рецензент – В. В. Машковцева, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Вятского государственного гуманитарного университета

Автор-составитель: Е. В. Кустова, кандидат исторических наук, зав. кафедрой исторических дисциплин

История России: Методические указания к семинарским занятиям / сост. Е. В. Кустова. – Киров: Вятское Духовное училище, 2014. (кафедра исторических дисциплин)

Методические указания разработаны в соответствии с учебной программой дисциплины «История России» и предназначены для студентов очного отделения специальности «Священно (церковно-) служитель».

© Вятское Духовное училище, 2014

© Кустова Е. В., 2014

Пояснительная записка

Данные методические указания предназначены для подготовки к семинарским занятиям студентов очного отделения специальности «Священно (церковно-) служитель».

Семинарское занятие предполагает слушание и обсуждение студенческих докладов. Целью семинарских занятий является систематизация и углубление знаний по истории России, а также приобретение навыков самостоятельной работы студентов, в том числе и по работе с первоисточниками.

Данные методические указания носят комплексный характер. Они включают в себя методические рекомендации для преподавателей и студентов, темы и планы семинарских занятий, вопросы, выносимые на обсуждение, тематику докладов, список литературы к каждому семинару. Также в указаниях содержится ряд приложений.

Методические рекомендации для преподавателей по проведению семинарских занятий

Семинары являются одной из творческих форм групповых занятий. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы учебной программы, которые вызывают наибольшие трудности у студентов, а также дискуссионные проблемы, которые неоднозначно трактуются в исторической литературе. Благодаря семинарам формируются различные коммуникативные умения и навыки – студенты учатся правильно строить устную и письменную речь, вести дискуссии, участвовать в обсуждении, делать обоснованные выводы, владеть технологией рассуждений и аргументации. Участие студентов в работе на семинаре развивает мировоззрение, самостоятельное творческое мышление, навыки умелого применения знаний для анализа общественных явлений и исторических процессов. Сформированные умения будут необходимы для будущей профессиональной деятельности. Групповые занятия, предусмотренные тематическим планом, предназначены также для контроля уровня знаний студентов по курсу истории.

Во время обсуждения темы на семинаре студенту нужно уметь отстаивать свою точку зрения. Активно участвуя в обсуждении исторических проблем на семинарах, студенты учатся последовательно мыслить, логически рассуждать, внимательно слушать своих товарищей, принимать участие в спорах и дискуссиях. На семинарских занятиях более эффективна групповая работа, которая активизирует деятельность студентов на основе потребности самовыражения и полемического азарта и позволяет сравнить свои знания со знаниями товарищей.

Формы проведения семинара

Можно выделить ряд форм: развернутую беседу, обсуждение докладов и творческих письменных работ, семинар-диспут, письменную (контрольную) работу, семинар-коллоквиум и другое.

Развернутая беседа – наиболее распространенная форма семинарских занятий. Она предполагает подготовку всех студентов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой литературы; выступления студентов (по их желанию или вызову преподавателя) и их обсуждение; выступление и заключение преподавателя. Семинар обычно проходит в форме развернутой беседы, предполагающей отдельные выступления студентов с последующим коллективным разбором актуальных проблем. Кроме того, на семинарах практикуется обсуждение докладов, рефератов, подготовленных заранее в соответствии с планом семинара.

Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение исторической проблематики наибольшее число студентов при использовании всех средств их активации: постановки хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов к выступающему и всей группе, умелой концентрации внимания студентов на слабых и сильных сторонах выступлений студентов, своевременном акцентировании внимания и интереса студентов на новых моментах, вскрывающихся в процессе работы, и т. д.

При ответах на семинарском занятии приветствуется любая форма вовлечённости: участие в обсуждении, дополнения, критика, свобода мышления, умение самостоятельно ставить вопросы, вскрывать противоречия рассматриваемых явлений, видеть различные тенденции их развития, убедительная аргументация своей точки зрения – всё, что помогает более полному и ясному пониманию проблемы.

Развернутая беседа не исключает, а предполагает и заранее запланированные выступления отдельных студентов по некоторым дополнительным вопросам. Но подобные сообщения выступают здесь в качестве не основы для обсуждения, а лишь дополнения к уже состоявшимся выступлениям. Для этого к каждому семинарскому занятию рекомендуются темы докладов. Подготовку доклада следует начинать с составления плана, подбора необходимого для выбранной темы материала. При подготовке доклада используется самая разнообразная литература: хрестоматии, научно-популярные книги, публикации в исторических журналах «Вопросы истории», «Отечественная история», «Новая и новейшая история», «Родина», «Военно-исторический журнал» и др., а также в центральных и местных газетах. В целях доступного изложения содержания доклада студентам рекомендуется использовать иллюстрации или презентации.

Система семинарских докладов, которые готовятся студентами по заранее предложенной тематике, кроме общих целей учебного процесса преследует задачу привить студентам навыки научной, творческой работы, воспитать у них самостоятельность мышления, вкус к поиску новых идей и фактов, примеров.

Целесообразно выносить на обсуждение не более 2–3 докладов продолжительностью 12–15 минут (при двухчасовом семинаре). Иногда кроме докладчиков по инициативе преподавателя или же по желанию самих студентов назначаются содокладчики и оппоненты. Последние обычно знакомятся предварительно с текстами докладов, чтобы не повторять их содержание. Они должны объективно оценить выступление, при необходимости его дополнить, высказать свою точку зрения по тому или иному аспекту рассматриваемого вопроса. Остальные вопросы рассматриваются в форме фронтального опроса.

При этом студент не должен «читать» доклад в буквальном смысле слова. Он выходит перед аудиторией и пересказывает подготовленный материал сообщения своими словами с привлечением цитат и выдержек из текста. После окончания выступления организовывается его обсуждение. Студенты группы могут задавать докладчику вопросы по теме, попросить разъяснить непонятные моменты.

Слабая сторона такой методики в том, что зачастую, кроме докладчиков, содокладчиков и оппонентов, к семинару никто всерьез не готовится. Да и сами выступающие изучают лишь один вопрос. Вместе с тем такие занятия вызывают определенный интерес у студентов, внося элемент академичности в обыденную семинарскую работу. Очень важно приучить студентов к тому, чтобы каждый из них был готов выступить в качестве содокладчика или оппонента.

Творческие письменные работы и их обсуждение на семинарских занятиях. Подготовка творческой письменной работы в форме семестрового сочинения – одна из основных форм приобщения студента к научно-исследовательской работе. На обсуждение группы выносятся лишь наиболее содержательные творческие письменные работы.

Семинар-диспут в группе или на потоке имеет ряд достоинств. Эта форма наиболее удобна для выработки у студентов навыков полемиста. Диспут может быть и самостоятельной формой семинара и элементом других форм практических занятий. Вопросы, выносимые на подобные семинары, должны всегда иметь теоретическую и практическую значимость. При этом важно, чтобы источники информации, которыми пользуются студенты, были разнообразными и представляли разные точки зрения на проблему.

В ходе полемики студенты формируют у себя находчивость, быстроту мыслительной реакции а, главное, отстаиваемое в споре мировоззрения складывается у них как глубоко личное. Важным требованием является соблюдение культуры дискуссии, умение выслушать оппонента, терпимость к новой, нестандартной точке зрения по рассматриваемому вопросу.

При проведении семинара в такой форме преподаватель должен максимально корректно направлять дискуссию, задавать вопросы, оживляющие ее течение, направлять ее в нужное русло т.д.

Коллоквиумы-собеседования преподавателя со студентами обычно проводятся с целью выяснения знаний по той или иной теме курса, их углубления. Нередко их организуют в дополнительные часы для студентов, не проявивших активности на семинарах. Но они могут проводиться в часы семинарских занятий.

Учебно-ролевые игры.

Игры позволяют проявить максимум активности. Учащиеся при этом приобретают различные организационные и коммуникативные навыки. При этом необходимо помнить, что преподаватель в ходе игры (если он не берет на себя особой роли) лишается возможности воздействовать на игроков, а результаты игры зачастую непредсказуемы.

Наши рекомендации