Подбор литературных и интернет источников

Чайковский государственный институт физической культуры

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

Методические указания

По написанию курсовых работ

По дисциплине «Психология и педагогика»

Учебно-методическое пособие

для студентов 2-го курса очной и заочной форм обучения по направлениям подготовки: 034300 «Физическая культура», 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)»

г. Чайковский, 2014 г.

Бацина О.Н., Данилова А.В., Малькова С.А.Учебно-методическое пособие для студентов 2-го курса очной и заочной форм обучения по направлениям подготовки: 034300 «Физическая культура», 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)» «Методические указания по написанию курсовых работ по дисциплине «Психология и Педагогика»».- Чайковский: ЧГИФК, 2014.

Утверждено Учебно-методическим Советом Ч ГИФК, протокол № от .

В учебно-методическом пособии «Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Психология и педагогика»» изложены основные требования, предъявляемые к содержанию, оформлению и защите курсовых работ по дисциплине «Психология и педагогика». Представлены темы курсовых работ и библиографический список по предлагаемым темам.

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВПО для направлений подготовки 034300 «Физическая культура», 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)».

Рецензент:доцент, к.п.н. Мухамитянов Ф.Д.

СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
Введение
Основные этапы выполнения курсовой работы
Выбор темы
Подбор литературных и интернет источников
Структура и содержание курсовой работы
Оформление курсовой работы
Типичные недостатки в оформлении курсовых работ
Оформление списка цитируемой литературы
Организационные вопросы выполнения и защиты курсовой работы Подготовка наглядного и раздаточного материала
Тематика курсовых работ
Литература
Приложения  


ВВЕДЕНИЕ

Одной из форм обучения в высшем учебном заведении является научно-исследовательская работа студента. При этом важным этапом овладения этой формой является выполнение курсовой работы.

Учебным планом Чайковского государственного института физической культуры для направлений подготовки 034300 «Физическая культура»и034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)» предусматривается выполнение курсовой работы по дисциплине «Психология и педагогика» студентами второго курса.

В ходе выполнения курсовой работы происходит активный процесс закрепления знаний, полученных во всех разновидностях учебных занятий (лекционных, семинарских, практических), углубление и расширение этих знаний путем самостоятельного обращения к специальной литературе, вспомогательным и справочным пособиям.

Развивается творческая инициатива студентов при самостоятельном решении поставленных задач. Формируются навыки поиска информации, научно и литературно грамотного изложения материала, убедительного обоснования выводов и практических рекомендаций, а также умения обоснованно защищать их.

Все вышесказанное позволяет сознательно подойти к выбору, а в дальнейшем и к выполнению квалификационной выпускной работы студента.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выполнение курсовой работы состоит из следующих этапов:

§ выбор темы и изучение основных и дополнительных источников;

§ составление плана работы;

§ сбор и обработка материала по теме;

§ написание текста и оформление работы;

§ защита курсовой работы.

ВЫБОР ТЕМЫ

Первым этапом написания курсовой работы является выбор темы.

Одним из важнейших критериев правильности ее выбора является актуальность (теоретическая и практическая значимость). Актуальный – (от лат.actualis – действительный, настоящий) – важный для настоящего момента. Актуальность темы научно-исследовательской работы характеризует ее современность, жизненность, насущность, важность, значительность. Иными словами – это аргументация необходимости исследования темы научной работы, раскрытие реальной потребности в ее изучении. Актуальный характер исследования задается выбором темы на основе изучения современных тенденций психолого-педагогических проблем.

Признаками актуальности темы может быть:

§ общий интерес к проблеме со стороны ученых, психологов, педагогов и

тренеров;

§ наличие потребности в разработке вопроса в практике образовательного

процесса (обучения, воспитания, тренировочных занятий);

§ необходимость разработки темы в связи с национально-региональными

условиями (климатическими и др.).

При выборе темы необходимо четко представлять ее границы. Для правильно избранной темы характерна не обширность поставленных вопросов, а тщательность и глубина их проработки. Например, вас интересует вопрос, связанный с проблемами семейного воспитания. Исходя из этой проблемы определяем тему курсовой работы: «Семейное воспитание и его возможности» или «Особенности семейного воспитания в процессе формирования личности».

По выбранной теме изучается раздел учебного курса «Психология и педагогика», а также связанный с темой дополнительный учебный и научный материал. В ходе изучения литературных и интернет источников составляется рабочий план, который в процессе обработки подобранного материала будет уточняться и корректироваться. При составлении плана недопустимо включение вопросов повторяющих или дублирующих название темы курсовой работы.

ПОДБОР ЛИТЕРАТУРНЫХ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ

После выбора темы необходимо подобрать и изучить основные и дополнительные источники информации, определить научные концепции, которые послужат основой изложения психолого-педагогических теорий. Правильно подобранный материал – основа успешного написания курсовой работы.

В процессе работы в библиотеке можно использовать алфавитный, систематический и электронный каталоги, а также картотеку газетно-журнальных статей.

На первом этапе работы над источниками следует изучить учебники и монографии, затем ознакомиться с содержанием периодических изданий («Дошкольное воспитание», «Воспитание школьников», «Педагогические технологии», «Физическая культура в школе», «Вопросы психологии», «Дефектология: лечебная педагогика и психология», «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» и др.) и интернет-источников (электронные учебники, сборники статей научно-практических конференций и пр.).

В процессе изучения теоретического материала следует делать выписки, конспектировать отдельные главы и параграфы, а затем, в обработанном виде, изложить их в работе.

Важно помнить о необходимости точно указывать источники (автор, название, издательство, место и год издания, количество страниц).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа по дисциплине «Психология и педагогика» носит реферативный характер.

Научно-исследовательская работа должна иметь следующую структуру: введение, основная часть, заключение, список цитируемой литературы, приложения (если в них имеется надобность). Такой структуры следует придерживаться и при написании курсовой работы.

Введение – вступительная часть курсовой работы, в ней автор обосновывает актуальность исследования, определяет цель, объект, предмет и контингент исследования, выдвигает задачи по исследуемой теме. Здесь так же можно указать, кто из учёных занимается исследованием данной проблемы, основные научные направления и подходы.

Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая тот конечный результат к которому стремится автор.Например, в рамках темы «Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка подросткового возраста» целью может являться изучение влияния на формирование личности ребенка подросткового возраста межличностных отношений между родителем и ребенком.

Задачи раскрывают путь к достижению цели. Например:

1. Рассмотреть воспитательный процесс, как основную семейную задачу.

2. Раскрыть типы и стили семейного воспитания.

3. Охарактеризовать особенности воспитания детей подросткового возраста.

Объект исследования– это определенная область реальности, социальное явление, которое существует независимо от исследователя. В рамках темы «Особенности семейного воспитания в процессе формирования личности» объектом является процесс семейного воспитания.

Предмет исследования – это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает через что будет познаваться объект. В каждом объекте исследования существует несколько предметов исследования и концентрация внимания на одном из них означает, что другие предметы исследования данного объекта просто остаются в стороне от интересов исследователя. Например, предмет исследования: влияние семейных отношений на личность ребенка.

В I главе раскрывается сущность объекта исследования.

Психолого-педагогическими объектами выступают явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Психолого-педагогическими явлениями действительности являются: общение, деятельность (игровая, учебная и пр.), развитие, формирование, обучение, воспитание, образование, и т.д.

Во II главе обосновывается сущность предмета исследования.

Предмет – это способ видения объекта с позиций данной науки. Главное назначение предмета исследования состоит в том, чтобы выделить сторону, фактор, условия, которые обеспечат совершенствование объекта.

В III главе описываются возрастные и психологические особенности контингента исследования.

Контингент исследования – лица, включенные в психолого-педагогический процесс (дети определенной возрастной категории; дети с определенными характеристиками (спецификой); педагоги, родители и т.д.).

Завершается курсовая работа заключением, в котором подводится общий итог, формулируются выводы. При этом каждый вывод обозначается соответствующим номером согласно выдвинутой задаче исследования. Кроме выводов, здесь можно представить практические рекомендации (по применению упражнений, методики тренировки и т.п.).

Примерный объем работы в целом должен составлять 23-30 печатных (рукописных) страниц, из них:

Введение – 1-2 страницы

I глава – 7-8 страниц

II глава – 7-8 страниц

III глава – 6-8 страниц

Заключение – 1-2 страницы

Литература

Приложения

Наши рекомендации