Подбор и изучение литературных источников

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Пермский институт (ФИЛИАЛ)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический университет»

Кафедра экономического анализа и статистики

КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ХОЗЯЙСТВЕНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические указания по выполнению курсовой работы

для студентов всех форм обучения специальности

080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Утверждено

Методическим Советом

ПИ (ф) РГТЭУ

Протокол №__________

От «___»_________2008

Методические указания составлены в соответствии с государственными образовательными стандартами второго поколения и программой ГОУ ВПО РГТЭУ.

Рассмотрено

на заседании кафедры

экономического анализа и статистики

«___»____________ протокол №_____

Зав. кафедрой _________ Пфлюг В.П.

Методические указания включают комплекс материалов в помощь организации самостоятельной работы студентов по подготовке курсовых работ. В них изложены требования, предъявляемые к курсовой работе, и рассмотрены этапы ее выполнения. Даются рекомендации по структуре работы, изложению содержания текста и написанию каждой ее части.

Составители: к.э.н., доцент Пинкас М.Н.

ст. преподаватель Ярыгина Т.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 4

2.ВЫБОР ТЕМЫ.. 6

3.ПОДБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 7

4.СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.. 10

5.ПОДБОР, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБРАБОТКА СОБРАННОГО НА ПРДПРИЯТИИ МАТЕРИАЛА.. 11

6.СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 12

7.ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ.. 14

8.ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 19

9.РУКОВОДСТВО КУРСОВОЙ РАБОТОЙ.. 34

10.ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 35

11.РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ. 36

12.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 38

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………41

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Требования к профессиональной подготовке студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» четко изложены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Реализация стандарта обеспечивается через систему различных видов учебных занятий.

Особое место в этом процессе отведено курсовым работам. Их значение определяется тем, что они способствуют более глубокому и разностороннему изучению содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана. Кроме того, при выполнении курсовых работ студенты приобретают навыки организации и проведения научно-исследовательской работы, умения профессионально мыслить и выбирать пути решения конкретных производственных задач.

Курсовая работа по Комплексному экономическому анализу - важный элемент учебного процесса, способствующий подготовке экономистов высокой квалификации. Она способствует углублению знаний студентов, полученных ими в ходе теоретических и практических занятий по анализу, прививать им навыки самостоятельного изучения данных, характеризующих хозяйственную деятельность конкретного предприятия, а также учит подбирать, изучать и обобщать материал литературных источников.

Курсовая работа позволяет студентам проявить инициативу в выборе самого широкого круга дополнительной информации по намеченной теме (помимо конспектов лекций и обязательных учебников) и в изучении тех разделов курса, которые в ходе занятий рассматривались лишь в ограниченной степени. Она обогащает опытом и знаниями, необходимыми им при выполнении дипломных работ.

Таким образом, основная цель курсовых работ состоитв том, чтобы:

а) систематизировать, расширить и углубить теоретические знания в области общепрофессиональных и специальных дисциплин;

б) способствовать самостоятельному осмыслению избранной темы или проблемы, ее творческому и критическому анализу;

в) приобрести навыки и умения организации научной работы;

г) подготовить студента к предстоящей профессиональной деятельности.

Этим целям подчинены задачи, которые решаются в процессе выполнения курсовых работ. Они сводятся к следующему:

- приобщить студента к систематической работе с законодательными и нормативно-методическими документами, с различными видами научных, учебных, практических, справочных и периодических изданий;

- обучить методике поиска необходимой профессиональной информации с использованием источников библиографической, реферативной и обзорно-аналитической информации о деятельности изучаемого предприятия.

- научить творчески применять общенаучные и специальные методы, приемы и способы научного анализа исследуемой проблемы, формулировать выводы, выявлять резервы улучшения деятельности предприятия, разрабатывать предложения и рекомендации по материалам проводимых исследований;

- выработать профессиональные навыки и умения, необходимые для последующего написания и оформления докладов, рефератов, тезисов, научных сообщений, дипломной работы.

Задача вуза состоит не только в том, чтобы дать будущему специалисту определенный объем знаний, но и научить его самостоятельно получать и об­новлять эти знания. В связи с этим курсовые работы помогут студентам овла­деть различными методами и приемами творческого поиска, обработки и использования информации.

Процесс подготовки и защиты курсовой работы состоит из следующих этапов:

1. Выбор темы;

2. Подбор и первоначальное ознакомление с литературой по теме;

3. Составление плана;

4. Подбор фактического материала по одному из предприятий (объединений);

5. Систематизация, обработка и анализ собранного по предприятию материала в сочетании с использованием материалов, почерпнутых из литературных источников;

6. Написание текста курсовой работы;

7. Защита курсовой работы.

Рекомендуемая тематика курсовых работ утверждается кафедрой.

ВЫБОР ТЕМЫ

Студентам предоставляется право выбрать любую из рекомен­дуемых тем по своему усмотрению. Желательно, однако, чтобы на одну и ту же тему, даже и по материалам разных предприятий, писалоне более двух-трех человек в одной студенческой группе.

Студент, по согласованию с руководителем и заведующим кафедрой, может остановиться и на теме, не входящей в рекомен­дованный кафедрой перечень курсовых работ.

В любом случае выбор темы курсовой работы не может быть случайным. С самого начала студент должен хотя бы в самых общих чертах ориентироваться в сущности той или иной темы, иметь некоторое представление о материалах, которыми он будет располагать при выполнении работы. Кафедрой установлено, что курсовая работа по анализу хозяйственной деятельности пред­приятий, написанная без использования конкретных материалов предприятий, только на основе литературных источников, не до­пускается к защите.

На выбор студентами тем обычно влияет их предшествующая работа в научных кружках, чтение специальной литературы, опыт прошлой, а на заочном отделении текущей практической работы, доклады на семинарских занятиях, курсовые работы, выполненные ранеепо смежным дисциплинам.

Например, студент, активно работавший в кружке или делав­ший доклады на семинарах по смежным дисциплинам по таким темам как заработная плата, себестоимость, при­быль и рентабельность, имеет хорошую теоретическую базу для выполнения соответствующих курсовых работ по анализу использования фонда заработной платы на предприятии, по анализу се­бестоимости или прибыли и рентабельности.

Студент, работавший по специальности до поступления в вуз (или студент, работающий в период учебы в институте), может использовать при написании курсо­вой работы свой опыт и фактические данные предприя­тия, на котором он работал или работает. Нередко в условиях нашего института студент, выбирая тему курсовой работы по ана­лизу (например, по анализу оборотных средств предприятия), преследует цель углубить знания, полученные ра­нее (например, по курсу «Финансы и кредит») с тем, чтобы в дальнейшем, всесторонне изучив проблему, выполнить не только курсовую, но и дипломную работы.

Иногда желательно рекомендовать и такую тему, которая студентом мало изучена в процессе предшествующей учебы и работая над которой он приобретет новые знания.

В любом случае выбор темы должен быть обоснован студентом перед преподавателем-руководителем и лишь при его согласии окончательно утвержден.

Подготовка курсовой работы начинается с изучения литературы и составления плана.

ПОДБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Кафедра утверждает не только тематику курсовых работ, но и список основной литературы по соответствующим разделам курса. Из этого списка студент с самого начала отбирает литературу по теме курсовой работы, которую затем может пополнить самостоятельно. В частности, рекомендуется просмотреть предметно-тематические каталоги в библиотеке не только по разделам, совпадающим с темой кур­совой работы, но и по темам, близким к избранной. Так, например, если студент избрал для курсовом работы тему по анализу использования фонда заработной платы на предприятии, ему следует просмотреть также литературу по анализу себестоимости продукции и по анализу выполнения плана по труду.

Преждевсего, необходимо выявить относящиеся к теме официальные источники: законодательные акты,нормативные акты Правительства РФ, ми­нистерств и ведомств, нормативно-методические документы конкретных организаций.

Каталоги и картотеки позволяют выявить те публикации, ко­торые имеются в фондах библиотек и архивов. С помощью алфавитного ката­лога студент может найти книгу, брошюру, сборник трудов, учебные записки, если он знает фамилию и инициалы автора работы или заглавие коллективного труда.

Однако, как правило, студенты не знают конкретных работ по теме, поэтому их поиск необходимо начинать с просмотра систематического каталога и систематической картотеки статей. Особенность этого каталога и картотеки в том, что карточки с библиографическим описанием источников сгруппированы в логическом порядке по отдельным отраслям знания. Систе­матизация производится в соответствии с таблицами библиотечно-библиографической классификации.

Студент должен знать, что систематический каталог дает информацию о документах, изданных в виде книги, брошюры, периодических изданий, на компакт-дисках. Систематическая картотека статей содержит аналитическую информацию в виде статей из периодических и продолжающихся изданий за последние пять лет.

Помимо карточных каталогов необходимо использовать электронные базы и банки данных. Они имеются в крупных библиотеках и информацион­ных центрах города: Пермской областной библиотеке им. A.M. Горького, Библиотечно-информационном центре, Центральной городской библиотеке им. А. С. Пушкина, в библиотеках высших учебных заведений, в том числе ПИ(ф) РГТЭУ.

Таким образом, с помощью традиционных и электронных каталогов и картотек можно выявить те источники, которые имеются в конкретной биб­лиотеке. Зачастую этого бывает недостаточно и приходится одновременно использовать документные фонды нескольких информационных учреждений.

При просмотре периодических изданий следует использовать сводные оглавления статей, публикуемые в последних номерах каждого журнала. В связи с тем, что заглавия отдельных публикаций не отражают их содержания, необходимо осуществлять визуальный просмотр каждого номера журнала.

По мере накопления материала составляется рабочая картотека источников по теме курсовой работы. Карточки с библиографическим описанием источников следует располагать в своей личной картотеке по алфавиту авторов и заглавий работ. Это облегчит работу при дополнении картотеки новыми публикациями. При визуальном ознакомлении с тем или иным источником на обороте карточек можно делать записи или особые пометки, касающиеся со­держания изучаемой работы.

Картотека может включать гораздо больший объем публикаций, чем это требуется для написания работы. Подобную информацию следует сохранять, так как затем предстоит осуществить окончательный отбор источников, либо этот материал потребуется для дальнейшего исследования, в частности при написании дипломной работы.

Руководитель с самого начала ориентирует студента в подборе литературы, рекомендует ему прежде всего обращаться к наиболее поздним изданиям, так как обычно именно они с современ­ных позиций, под нужным углом зрения освещают тему. Список литературы согласовывается с преподавателем-руководителем, ко­торый указывает, что в ней устарело и какие изменения и допол­нения следует учесть, используя эту литературу, или же какие важные источники вовсе упущены студентом.

После этого студент приступает к предварительному ознаком­лению с литературой. Оно требуется для того, чтобы убедиться в соответствии содержания той или иной книги или журнальной статьи избранной теме. Кроме того, на основе такого ознакомле­ния составляется более или менее подробный план будущей кур­совой работы, содержащий узловые ее вопросы и определяющий последовательность их рассмотрения и изложения.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

Курсовая работа обычно состоит из введения, двух-трех разделов и заключения. Прежде всего преподавателю следует рас­смотреть вместе со студентом основные «вехи» работы, пример­ный круг вопросов, которые студент предполагает осветить в от­дельных ее частях и дать этим частям (параграфам) соответст­вующие названия. В процессе дальнейшей работы студент уточня­ет содержание каждого раздела и намечает вопросы, которые будут в них излагаться.

В раскрытии любой темы могут быть разные варианты. По­этому в составлении плана не должно быть шаблона. Все же обычно первая часть курсовой работы освещает теорию вопроса. В последующих частях излагаются результаты анализа плановых и отчетных данных о работе конкретного предприятия; в конце работы должно быть отведено место подсчету выявленных резер­вов, т. е. неиспользованных возможностей улучшения различных сторон деятельности предприятия.

После обсуждения с преподавателем-руководителем списка отобранной литературы и составленного плана работы студент приступает к глубокому изучению литературных источников, их конспектированию и систематизации.

Целесообразно начинать изучение литературы с учебников и учебных пособий, а уж затем переходить к работам исследова­тельского характера (монографиям), журнальным статьям и т. п. При такой последовательности постепенно, происходит накопле­ние и углубление знаний.

Прочитав ту или иную главу книги, журнальную статью, сту­дент должен продумать вопрос о том, где (исходя из плана кур­совой работы) могут быть использованы полученные знания, что следует законспектировать. Весьма желательно привлечь внима­ние студента к спорным вопросам, по которым в литературе ве­дется дискуссия. Важно чтобы студент изучил позиции отдель­ных авторов, продумал их аргументацию, сопоставил различные точки зрения и определил свою.

Литературные источники по вопросам анализа хозяйственной деятельности предприятий обычно широко иллюстрированы циф­рами, в них приводится много аналитических таблиц, расчетов. Изучая литературу, студент ни в коем случае не должен опу­скать подобные материалы. Наоборот, лишь тщательно разобрав­шись в них, он сможет уяснить себе тот или иной вопрос темы.

Получив более или менее полное представление о вопросах, которые должны составить содержание данного раздела кур­совой работы, студент приступает к подбору соответствующих фактических данных анализируемого предприятия (объединения).

Наши рекомендации