Подбор и изучение литературных источников

Работа над избранной темой дипломного проекта начинается с подбора литературы. Изучение ее способствует формированию научных знаний студентов. Подбор литературы по теме студент должен осуществлять самостоятельно под руководством научного руководителя, который указывает направление и порядок изучения источников.

Рекомендуется при подготовке дипломного проекта использовать следующие источники:

- законы Российской Федерации по вопросам государственного и муниципального управления;

- указы Президента РФ по вышеперечисленным вопросам;

- постановления, инструктивные и методические указания исполнительных органов власти РФ по проблеме исследования;

- учебники, учебные и методические пособия по специальности и специализации;

- монографии и научные труды;

- статьи и аналитические материалы в научных и профессиональных журналах.

Большую помощь в этом могут оказать сотрудники библиотеки филиала. С этой целью студент использует указатели литературы по различным темам, алфавитные и систематические каталоги, библиографические справочники и т.п.

Законодательно-нормативные документы и отельные вопросы по теме исследования могут быть освещены в периодических изданиях и журналах. Целесообразно просмотреть, минимум за 2-3 последних года, заключительные (последние) номера журналов, в которых приводятся указатели статей, опубликованных за год, что позволит студенту снизить трудоемкость его работы.

Для поиска и изучения литературных источников можно использовать справочно-правовые системы: Консультант Плюс, Гарант и др., а также сеть Internet.

После самостоятельного подбора списка литературы по теме исследования студент согласовывает его с научным руководителем. В процессе работы этот список уточняется и дополняется.

Изучение литературы начинается с действующих законодательных актов, законодательных положений, нормативных материалов, общеэкономических и управленческих источников, учебных пособий по государственному и муниципальному управлению, управлению персоналом, общему и специальному менеджменту. Затем студент знакомится с остальной литературой.

Большой научный интерес представляет литература зарубежных изданий, излагающая опыт работы и управления в высокоразвитых странах, работающих в рыночных отношениях.

При изучении литературы рекомендуется выписывать наиболее важную литературу, фиксировать собственные мысли или критические замечания по прочитанному в литературных источниках. После каждой цитаты должна быть ссылка на автора на источник информации с указанием страницы.

Очень важно, чтобы студент глубоко осмыслил нерешенные проблемы авторов, стоящих на различных теоретических позициях, и высказал свою точку зрения. Он должен изложить свое мнение и обязательно внести предложения, направленные на разрешение выявленных в исследовании проблем.

Методические рекомендации к выполнению

Отдельных разделов

Дипломный проект выполняется на фактическом материале. После подбора и глубокого изучения литературных источников и фактических данных студент-выпускник приступает к выполнению дипломного проекта. Этот период требует от него ответственности, сосредоточенности и творческого труда.

Текст работы подразделяется на абзацы. Абзацем называется отступ в начале первой строки рукописного текста. Абзацными отступами надо выделять примерно равные и обособленные по смыслу части текста, очень тесно связанные между собой.

Студент-дипломник должен всегда помнить, что успешное научное исследование возможно только на основе общенаучных диалектических принципов, к которым при научных разработках в первую очередь относятся: объективность, непрерывность, единство, рассмотрение всех явлений и процессов в постоянном движении, изменении, развитии и взаимосвязи.

Изложение вопросов темы в тексте должно быть логичным, четким, понятным, своими словами и без стилистических и орфографических погрешностей.

Перед каждым разделом или параграфом необходимо ставить конкретную цель. Содержание излагаемого материала должно точно соответствовать заглавию.

Научное исследование по выбранной теме студент выполняет самостоятельнои его собственные мысли должны быть умело размещены в текстовой части, которые обозначаются личным местоимением первого лица множественного числа или от третьего лица единственного числа. С этой целью желательно применять конструктивные выражения типа «мы считаем», «мы полагаем», «мы предполагаем», «по нашему мнению», «в работе излагается», «автором получено», «наблюдается» и т.п. Не принято употреблять личное местоимение от первого лица единственного числа, то есть «я», «мною».

Собранная информация по теме дипломного проекта должна быть изучена с применением различных методов и приемов научного исследования: монографического, экономико-статического, расчетно-конструктивного, анкетирования, опроса, тестирования и других традиционных приемов экономического, социально-психологического анализа и управления. Это позволит выявить закономерности, сделать научно-обоснованные выводы и экономически целесообразные предложения.

При обработке и обобщении практических материалов следует использовать такие современные способы количественного анализа, как динамические ряды, индексы, группировки, относительные и средние величины, цепной подстановки, корреляционный, факторный и другие. На основе такого анализа, в частности, выявляются основные моменты финансовой и экономической работы субъекта исследования (организации).

Текстовая часть проекта может содержать таблицы и рисунки (графики, диаграммы, схемы), которые составляются по данным статистической, кадровой и финансово-экономической отчетности субъекта за последние 1-3 года, предшествующих дате защиты.

Написанную рукопись студент должен отредактировать, что целесообразно делать спустя 2-3 дня после ее окончания. Затем черновик (по частям или полностью) передается на проверку научному руководителю. После этого дипломник вносит соответствующие исправления и черновой вариант рукописи печатает на компьютере.

Рассмотрим коротко некоторые методические указания к выполнению отдельных разделов.

Во введениикратко обосновывается актуальность и научно-практическая значимость темы дипломного проекта для выбранного объекта исследования, конкретизируется её цель и приводится перечень разрабатываемых вопросов и решаемых задач. Для большей убедительности студент может дать мотивированную оценку принятого направления исследования, как с научной, управленческой, так и с экономической точки зрения. Здесь также указываются применяемые методы исследования и основные источники информации, использованные при выполнении дипломной работы, календарный период, за который проведены исследования. Таким образом, во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы, изложить состояние изученности вопроса, цель и задачи работы; определить объект и предмет, методику исследования, а также указать, с использованием каких источников и на примере какого субъекта (организации) и за какой период она выполняется.

Цель исследования должна быть сформулирована конкретно и вытекать из формулировки поставленной темы исследования. Задачи дипломного проекта формулируются в виде перечня исследовательских действий (в соответствии с планируемыми главами и параграфами) и могут начинаться словами: изучить..., установить..., исследовать..., выявить основные формы..., описать основные характеристики..., систематизировать..., проанализировать..., сравнить..., обобщить..., дать оценку..., разработать рекомендации..., обосновать предложения... и т.д. Главы основной части проекта будут представлять собой решение той или иной сформулированной задачи исследования, поэтому названия глав, разделов и формулировки основных задач дипломного сочинения должны соответствовать друг другу. Необходимо обязательно указать объект и предмет исследования. Под объектом понимается процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и необходимость ее изучения. Предмет исследования представляет собой выделенную часть объекта, он определяет тему дипломной работы, как правило, при его формулировке необходимо обратить внимание на наличие тесной связи с формулировкой темы дипломной работы. Объем введения составляет обычно от 3 до 5 страниц.

Теоретическая часть — это первая глава дипломной работы, представляет собой обзор литературных источников. Она содержит систематизацию законодательных актов и методических документов по решению отдельных вопросов. Здесь излагается изученная нормативная и законодательная база, теоретические концепции и методические подходы к решению проблем.

Знание законов и умение ими пользоваться в современной рыночной экономике необходимы каждому студенту-выпускнику для того, чтобы разработанные им предложения не противоречили законам Российской Федерации. В теоретической части обязательно проводится критический анализ взглядов различных авторов на теорию по теме исследования с обязательной ссылкой на литературные источники.

Обзор литературы следует начинать с вопросов, раскрывающих содержание и сущность изучаемого вопроса, чтобы иметь общее представление о теоретических основах проблем, которые затрагиваются темой исследования. При этом необходимо представить научные достижения в области проблем государственного и муниципального управления. Их следует освещать с учетом законодательно-нормативных документов и достижений науки. Студент должен изложить и обосновать своё мнение по решаемым вопросам.

Такой подход позволит изучить действующую практику работы исследуемого объекта (организации) и на этой основе сформулировать выводы и рекомендации, необходимые для освещения в аналитической части дипломного проекта.

Практическая часть, как правило, состоит из одной или двух глав (второй или второй и третьей). На основе проведенного теоретического анализа исследуемого объекта, студент должен охарактеризовать параметры конкретной хозяйственной деятельности организации, желательно в динамике за 1-3 года, предшествующих написанию дипломного проекта. В исключительных случаях практическая часть может состоять из одной – второй главы.

Эта часть дипломного проекта должна быть конкретной, детально раскрывать вопросы деятельности и управления в субъекте исследования в зависимости от темы дипломного проекта.

В результате проведенных исследований того или иного вопроса и выявленных отклонений в деятельности организации от действующих норм законодательства, нормативных указаний, научных положений или практической целесообразности, даётся объективная их оценка, приводятся расчёты методик, способов и методов управления рассматриваемым объектом (организацией). На основе этого делаются выводы и предложения, направленные на улучшение работы данного объекта, повышение эффективности управления.

В практическую часть предлагается включать:

- краткую характеристику объекта исследования (при необходимости – экономических параметров его деятельности);

- анализ данных практической деятельности объекта исследования;

- критическую оценку существующей практики;

- методические вопросы совершенствования методов управления по исследуемой проблеме;

- разработку предложений по совершенствованию деятельности объекта;

- тщательно аргументированные данные о выявленных резервах.

Впервом параграфе второй главы, который может носить название:«Краткая характеристика организации (или отдельных ее составляющих, например, кадрового потенциала)…» целесообразно указать местоположение, инфраструктуру, изложить результативные показатели его деятельности, проанализировать экономическое, финансовое, кадровое состояние, эффективность использования другого ресурсного потенциала. Например, в работах, посвященным проблемам управления персоналом, целесообразно дать характеристику кадрового состава организации. Материал может быть представлен в виде таблиц и студент должен детально проанализировать хозяйственную деятельность субъекта, на основе чего сделать конкретные и аргументированные выводы.

Студент-дипломник выявляет как положительные, так и отрицательные стороны деятельности субъекта (организации). Особое внимание уделяется определению резервов роста и повышения результативности в условиях рыночной экономики, обобщению передового опыта работы, использованию прогрессивных технологий управления.

Таким образом, в практической части автор даёт обстоятельное обоснование основного замысла работы, излагает методические подходы и приводит экономические и другие показатели работы объекта исследования (организации), по которым будет даваться оценка дипломного проекта. Проводит конкретные расчёты по совершенствованию финансово-экономической деятельности с учётом рыночных условий, исследует социально-психологические условия развития организации, иллюстрирует результаты полученных данных таблицами и графиками.

Заключениепредставляет собой краткие выводы и предложения. В нем дается краткое обобщение всего изложенного в работе материала, подчеркиваются основные вопросы, которыми занимался студент, оцениваются практическая направленность предложений. В этом структурном элементе необходимо изложить итог всей проделанной работы по выполнению дипломной работы. Выводы и предложения должны быть чёткими, ясными и понятными без чтения основного текста, отражающими содержание всей дипломной работы, её сущность, теоретическое и практическое значение.

Вначале излагаются все полученные в результате исследования выводы, характеризующие состояние данного вопроса на конкретном субъекте исследования, а затем даются предложения в порядке рекомендаций на основании изложенных выше выводов. По содержанию дипломной работы формулируется не менее 5-10 выводов и 3-5 адресных мероприятий, направленных на совершенствование работы. Предложения, посвящённые изложению какой-либо конкретной мысли, идеи, следует объединять в отдельные абзацы. Они должны быть обоснованными и вытекать из содержания дипломного проекта.

Список использованной литературыдолжен содержать не менее 20-40 использованных литературных источников, включая законодательные акты, материал, отечественные и зарубежные публикации, с указанием фамилии автора, издания, оформленных в порядке и последовательности в соответствии ГОСТами.

В приложениипомещается вспомогательный материал (всевозможные и громоздкие расчёты, документы, регистры, отчёты организации и справочный материал,используемый при формировании и расчете таблиц и рисунков, характеризующих технологию и характер темы исследования).

В текстовой части основных разделов необходимо делать ссылки на приложения, а сами приложения располагать в порядке появления ссылок на них.

Наши рекомендации