Индивидуальный стиль деятельности учителя

Важнейшим условием становления профессионального мастерства учителя является определение индивидуального стиля своей педагогической деятельности, под которым принято понимать обусловленную природными особенностями человека устойчивую систему задач, способов и тактик деятельности, обеспечивающих эффективность его труда (Е.А.Климов, А.К.Маркова).

Исследования, проведенные психологами, подтверждают, что индивидуальный стиль деятельности учителя, его самобытный педагогический почерк во многом зависят от природно обусловленных типологических особенностей и некоторых других качеств личности.

Педагоги, обладающие сильной и подвижной нервной системой, добиваются успехов за счет быстроты, оригинальности и неожиданности решений. Они артистичны, экспрессивны, им присущ высокий уровень готовности к импровизации, непосредственность и выразительность эмоциональных реакций.

Учителя, наделенные сильной, но инертной и уравновешенной нервной системой, тщательно готовят и взвешивают свои решения, действуют неторопливо, основательно, обладают большой выдержкой, сдержанны в эмоциональных проявлениях, последовательны и настойчивы.

Педагогическое мастерство педагогов, наделенных от природы слабым типом нервной системы, проявляется, прежде всего, в особой чуткости, вдумчивости в возникающих педагогических ситуациях, способности понять внутренний мир человека.

Существуют различные типологии стилей индивидуальной деятельности педагога в зависимости от оснований, по которым они выделяются. Учитывая вид педагогической деятельности, выделяют стиль: обучающей деятельности, воспитательной деятельности и педагогического общения. По мнению А.К.Марковой, стили деятельности различаются, прежде всего, по соотношению требований, предъявляемых к педагогическому труду, и возможностей человека (Маркова А.К. Психология труда учителя). Наиболее оптимальным является стиль, который выбирается в соответствии со склонностями педагога и в то же время не противоречит требованиям профессии.

В основу предложенной А.К.Марковой и А.Я.Никоновой классификации стилей обучающей деятельности положены следующие основания: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация педагога на процесс или результат своего труда); динамические (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень знаний и навыков учения и учащихся, а также их интерес к предмету). На основе этого выделены 4 стиля: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный. Два из них являются крайними, противоположными.

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Преподавателей с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Они не стремятся к четкому планированию занятия, допускают импровизацию, отбирают для отработки наиболее интересный материал, оставляя менее интересный для самостоятельной работы учащихся. Не любят заниматься «рутинными» делами – повторением и закреплением, контролем знаний учащихся. Для них характерны высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения, стимулирование активной творческой, спонтанной деятельности учащихся. Педагогам с ЭИС свойственна интуитивность, недостаточная рефлексивность и анализ результатов своей деятельности.

Рассуждающе-методичный стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения, преподаватели с РМС четко планируют занятия, жестко управляют педагогическим процессом, уделяют много времени повторению и закреплению, контролю знаний, умений и навыков. Высокая методичность сочетается у них с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной (воспроизводящей) деятельности учащихся. Работают в невысоком темпе и со всеми учениками, отличаются рефлексивностью, хорошо развитыми аналитическими способностями.

Два других стиля (эмоционально-методичный и рассуждающе-импровизационный) являются промежуточными, в разной степени объединяющими особенности эмоционально-импровизационного и рассуждающе-методичного, а поэтому и более оптимальными.

Несколько другая классификация стилей педагогической деятельности предложена Э.Г.Костяшкиным. Он выделил в соответствии с доминирующей у каждого педагога профессионально-психологической чертой характера, выражающей наиболее сильные стороны личности, следующие т и п ы п е д а г о г о в:

интеллектуальный –характеризуется склонностью к научно-аналитической деятельности, глубокой эрудированностью, научным складом мышления, самостоятельностью оценок. Такой учитель добивается прежде всего успехов в преподавательской деятельности, в индивидуальной работе с учащимися, руководстве творческими объединениями и клубами;

волевой – отличается высокой требовательностью к себе и учащимся, настойчивостью, быстрым продвижением к цели, четкостью и организованностью в работе, увлекает учеников своей уверенностью и силой воли;

эмоциональный – высоко эмоционален и лабилен, чутко реагирует на изменения внутреннего состояния учеников и тонко воспринимает эмоциональную жизнь школьников, успешно работает с наиболее трудными детьми, к нему нередко идут ученики со своими думами и бедами. К этому типу принадлежат учителя, отличающиеся повышенным артистизмом, особой способностью к педагогическому самовыражению и перевоплощению;

организаторский – включает в себя отдельные свойства других типов и является наиболее универсальным. Такой педагог наилучшим образом умеет организовать деятельность детей, успешно помогает их самовыражению и самореализации, развитию способностей в разнообразном творчестве.

По мнению автора данной типологии, у учителей младших классов преобладают эмоциональный и организаторский стили, средних – волевой, старших – интеллектуальный.

Знание педагогом своего индивидуального стиля и опора на него в профессиональной деятельности не приведут к успеху без способности корректировать, достраивать, совершенствовать его. Формировать стиль можно, лишь обогащая личность, осознавая и развивая свои наиболее сильные и оригинальные стороны, активизируя педагогическое творчество. Благодаря личностному и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию педагогам с разными стилями деятельности доступно достижение высокого уровня педагогического мастерства. Тем не менее индивидуальные различия каждый раз предопределяют особый способ подготовки к педагогическому взаимодействию, своеобразие механизмов и темпа принятия педагогических решений. с этим необходимо считаться как самому педагогу, так и администрации учреждения образования при анализе деятельности учителя и ни в коем случае не навязывать чуждый ему стиль деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает понятие «профессиональная педагогическая деятельность»? Какова структура педагогической деятельности?

2. Перечислите функции учителя. Какая из них является главной?

3. Что такое профессиональная готовность? Где отражено содержание профессиональной готовности?

4. Что такое профессиограмма педагога? Из каких компонентов она складывается?

5. Раскройте содержание профессиональных качеств педагога.

6. Раскройте содержание человеческих качеств учителя.

7. Какова структура педагогических способностей?

8. Что включают в себя теоретическая и практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности?

9. Какие требования педагогической этики необходимо соблюдать педагогу?

10. Раскройте смысл педагогического такта.

11. Какова структура профессионально-педагогической культуры?

Литература

1. Введение в педагогическую деятельность /А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Т.Шапошникова и др. М., 2000. С.5-45, 105-127.

2. Крутецкий В.А. Психология. М., 1986. С.323-333.

3. Педагогика /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, С.Н.Шиянов. М., 1997. С.5-72.

4. Педагогика: Хрестоматия. Учеб.пособие для учащихся пед. училищ /Сост.А.Е.Дмитриев. М., 1985. С.13-21.

Наши рекомендации