Учитель в России и Орф-подход
Ольга Павлущенко (Москва)
После пяти лет работы в классической музыкальной школе в 1993 году я пришла преподавать в частную музыкальную школу города Москвы и услышала от директора: «Мы будем работать по Орфу»; а на мой вопрос о том, что должны уметь дети к концу учебного года, получила ответ: «Они должны любить музыку». Подопечным моим на тот момент еще не исполнилось трех лет. «Смогу ли я?..» - задумчиво произнесла я, так как не имела никакого опыта взаимодействия с такими малышами. «Сможете!» - прозвучало, как напутствие перед дальней дорогой.
И вот уже 15 лет я наслаждаюсь работой с маленькими детьми. Пожалуй, это даже работой нельзя назвать. Скорее, это интереснейшая игра со сменой участников и корректировкой правил, но с неизменно присутствующим чувством любви. За эти годы произошли разнообразные события, обогатив мой педагогический опыт большим количеством рабочего материала и неизгладимыми впечатлениями от музыкантов и педагогов, у которых постоянно училась.
В 1998 году на Международном семинаре мне посчастливилось встретиться с норвежским музыкантом и педагогом Магне Скреде (Magne Skrede). «Школьный учитель должен быть актером, - сказал он, - и не просто актером, а клоуном!» В тот же год еще один интереснейший педагог-музыкант из Германии Вольфганг Вюнш (Wolfgang Wünsch) на одном из своих семинаров заметил, что мы, россияне, живем в стране, в которой стремительно происходят глобальные изменения, и это интересно.
Насколько же изобретательным должен быть российский педагог, который выбрал не стандартный метод преподавания, а использует в своей работе Орф-подход! Порой даже коллеги не понимают, чем мы занимаемся на уроках элементарного музицирования. А что же говорить о родителях. Они стараются нащупать аналогию из уже известного им ранее. Но как можно объяснить «импровизационное ползание» по ковру и «шуршащее баловство» с фантиками от конфет, пение в микрофон и «пантомимные фокусы», «рисование» звуков и игру с каштанами, бренчание на фортепиано и «перкуссионные исследования». Все это неизменно сопровождается смехом, радостью, пропитано юмором, фантазией и, пожалуй, не нуждается в точном определении. Важнее, что дети раз за разом испытывают вдохновение, увлечены творческим процессом созидания, являясь активными со-творцами. Намечается педагогическая перспектива, но нет точного плана, ограничивающего импровизацию урока.
Вспоминается, как во время стажировки в Германии мы посетили один из творческих центров в Потсдаме. Нам рассказали о том, что работающие там педагоги, стремясь сохранить детскую креативность, стараются как можно меньше придерживаться каких-либо урочных планов, не дают негативной оценки любым детским проявлениям.
В игре с детьми нет ограничений, но есть границы. Урок можно сравнить с аквариумом, в котором свободно, непринужденно плавают прекрасные, разнообразные рыбы, мирно сосуществуя в определенных рамках. Учитель дает детям первоначальный импульс, позволяющий проявиться творческому энтузиазму подопечных. Они же, в свою очередь, вдохновляют преподавателя на поиск новых, интересных методических решений. Так, раскрашивая жизнь друг друга, идут рука об руку ученик и учитель.
Мои воспитанники выбирают разные профессии. И тем радостнее узнавать некоторые факты из их жизни, в которой музыке определено далеко не последнее место. Палитра их творческого самовыражения многогранна: это может быть постановка мюзикла в школе, создание музыкальных групп и выступления на клубных площадках, домашнее музицирование с друзьями и даже приобретение домой «живых» барабанных установок. Они сочиняют музыку, стихи, рисуют, играют в самодеятельных театрах... Творческий подход присущ их жизни. Сейчас не верится ни мне, ни им, уже взрослым людям, как и с чего мы начинали заниматься. И только сохранившиеся фото и видеозаписи напоминают о тех трогательных моментах, когда ныне прекрасные творческие «лебеди» были еще «гадкими утятами».
Среди моих учеников есть как совсем маленькие детишки, так и взрослые, даже пожилые люди. С кем-то я занималась индивидуально, а с кем-то в группах. Кого-то интересуют фортепиано, синтезатор, а кого-то - гитара, вокал. Начиная заниматься музыкой, взрослые люди реализовывают свои детские мечты. И, наоборот, у взрослеющих детей появляются творческие цели. С ними и через них и я реализовываю свои желания. Значимой для меня оказалась работа в группах раннего развития с детьми в возрасте от 1 года. Именно эти занятия открыли мне еще более интересные перспективы.
Качественно проведенный урок для меня является маленьким сыгранным спектаклем, где мы вместе импровизируем по определенным правилам с определенным материалом, и где всем интересно. Есть обучающие, развивающие, воспитательные задачи и гибкие пути их решения. Реализация данных целей требует от педагога быть достаточно эрудированным, мобильным, энергичным, постоянно повышать свой преподавательский уровень. Немаловажным здесь являются контакты с другими профессионалами – как в нашей стране, так и за рубежом.
В августе 2005 года мне посчастливилось быть первым российским участником проходившего в Финляндии VII интернационального летнего курса «WORLD VILLAGE». «Мировая Деревня», а именно так можно перевести это название, пригласила тогда педагогов музыки из семи стран. Атмосфера дружеской поддержки, заботы, понимания, юмора, приоритета духовных ценностей – то общее, что объединяло всех нас на протяжении интенсивной недели.
Обогащающим для меня стало посещение в 2006 году музея Карла Орфа в Мюнхене, участие в работе симпозиума «В диалоге» в Зальцбурге, обучение на летних курсах в Институте Карла Орфа. Индивидуальность представителей разных стран сделала встречу неповторимой. Поездка оказалась наполнена поликультурным информационным багажом и пропитана ярчайшими эмоциональными впечатлениями.
Участие в семинарах по Орф-педагогике, арт-терапии, знакомство с прогрессивными идеями из Монтессори-педагогики, с вальдорфской практикой, танце-двигательными технологиями переплетаются между собой и синтезируются уже в авторских решениях, что позволяет меньше использовать наработанные классические модели, а все больше импровизировать, подбирая для учащихся каждой возрастной категории оптимальную форму обучения.
P.S. Все высказанное в данной статье является частным мнением педагога-практика.
Написала о себе, а выводы у прочитавших появятся сами…
Илиза Сафарова (Екатеринбург)
1987 год. Неудовлетворенность от своего состояния по дороге на работу в музыкальную школу. Волнение за то, что с детьми «середнячками» нужно сейчас что-то этакое за определенное («предел») время сделать, чтобы у них что-нибудь получилось для игры на академическом концерте, чтобы как-то подтянуть их «за уши» до общепринятых норм. Просвет появился, когда заговорили о дифференцированном подходе к обучению. Я вызвалась сделать сообщение на эту тему. В центральной городской библиотеке обнаружила информацию о педагогических принципах Болеслава Леопольдовича Яворского. «Вот как можно, здорово! Творить! Самой и вместе с детьми! И совсем не нужно тратить силы на сообщение о дифференцированном подходе…»
Привожу выдержки из найденной статьи Морозовой С.Н. «Далекое – близкое» в журнале «Музыкальное воспитание в школе», выпуск 16, Москва, Музыка, 1985 (выбрала из статьи то, что меня тогда заинтересовало в первую очередь).
«В историю русской советской музыкальной культуры Болеслав Леопольдович Яворский вошел как чрезвычайно разносторонний деятель: блестящий пианист, композитор, автор обработок народных песен, великолепный организатор, музыкант-просветитель, ученый-исследователь в области теории и истории музыки, педагог-новатор.
Для педагогов-музыкантов непреходящую ценность представляет педагогическая деятельность Яворского, основной задачей которой являлось, по его же словам, "не учить, а научить мыслить". В своей педагогической работе Яворский стремился объединить различные пути музыкально-художественного воздействия и вызвать всестороннюю творческую активность учащихся при выполнении ими любого задания — в исполнении музыки, в ее сочинении, в восприятии.
Главной проблемой во всей педагогической деятельности Яворского являлось нахождение путей формирования творческих способностей. В своей практике детского музыкального воспитания Яворский исходил из понимания целостности восприятия ребенком окружающих его явлений жизни, искусства, поэтому для его педагогической работы характерно привлечение различных ассоциаций как музыкальных, так и не музыкальных.
Ассоциации, на которые Яворский опирался в своей работе, условно можно разделить на четыре группы: зрительные, двигательные, литературно-речевые, музыкальные. Накопление и развитие различных связей происходило в определенной последовательности, в процессе постоянной музыкальной деятельности детей, куда Яворский включал не только движение, хоровое пение, игру на детских музыкальных инструментах, но и рисование, рассказ и т.д.
Изучение наследия Яворского сопряжено с большими трудностями, так какосновная часть его работ не опубликована. Следует отметить, что на основании полученных материалов отчетливо вырисовываются, например, мысли Яворского о формировании музыкального творчества ребенка.
Процесс формирования, по мнению Яворского, должен проходить пять этапов: 1) накопление впечатлений; 2) спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных и речевых проявлениях; 3) импровизирование — двигательное, музыкальное, литературно-речевое; 4) создание оригинальных композиций (музыкальных, изобразительных, пластичных, литературных), являющихся отражением какого-либо художественного (изредка жизненного) впечатления; 5) музыкальное творчество — сочинение песен (одноголосных, двухголосных, трехголосных), несложных пьес для фортепиано.»
Никаких сведений о его практической педагогической деятельности я больше не нашла, но – от прочитанного – состояние по дороге на работу стало меняться в лучшую сторону. А дальше – как будто дверь распахнулась: учеба, семинары, поездки; жизнь наполнялась смыслом. В прямом смысле дышать стало легче, вокруг появилось пространство. Было ощущение нового рождения, был новый вздох. Благодаря знакомству с Орф-педагогикой появилось понимание того, что учитель – это, прежде всего, состояние творчества, готовность к диалогу, к творческому взаимодействию с учениками. И оказалось, что уроки – это радость! После работы – приятный отдых, а на работу – с ожиданием приятных минут общения с учениками. Самая главная и самая трудная работа с собой, как с учителем, была в направлении: не управлять учеником, не быть активной за него, а вести ученика по пути проявления им активности и получения радости от нее.
Параллельно с происходившими изменениями вспоминалось свое обучение в школе, и, наконец, в этом году появились просившиеся уже давно на свет «Рассказики для родителей и педагогов».
Палочка с ленточкой. Никто не виноват….
Девочка поступила в музыкальную школу. Упитанная, воспитанная. Год счастливой жизни (после каждого урока стакан вкуснейшего молочного коктейля!) и ее фотография – на доске почета. Через год семья переехала в другую часть города, девочка пошла в другую музыкальную школу. Новая учительница часто повторяла маме девочки: «Девочка способная, но очень несобранная».
Мама девочки очень переживала и даже почему-то обижалась, поэтому сказала учительнице: «Может лучше ее забрать из музыкальной школы?». «Нет, что Вы, – сказала учительница, – девочка очень способная, ей нужно учиться музыке».
У девочки были хорошие ручки и пальчики, она была музыкальная и готовилась к урокам. Но не всегда прилежно, иногда очень хотелось перечитать все интересные книжки в библиотеке. Спасали гаммы, под них получалось читать…
Однажды…. В школе – не в музыкальной – появилась молодая учительница. Она пригласила на занятия по художественной гимнастике и сказала, в чем прийти, и что нужно принести палочку с ленточкой. Самостоятельный поход в магазин, черный гимнастический купальник и чешки – чувства наполняли девочку, в них было что-то теплое и возвышенное, а еще она чувствовала мягкие волны чего-то доброго и глубокого. А палочка… Она делалась с песней в душе, она звучала. Тонкая бамбуковая палочка, а с ней длинная, атласная, гладкая, красная лента. Как она потом двигалась, взвивалась, кружилась в зале - она пела! У девочки появилась другая музыка, внутри…., музыка, которая продолжалась в непрерывном текучем движении ленты.
Когда пьесы для уроков в музыкальной школе перестали вовремя выучиваться, маме девочки было сказано, что нужно определиться: или гимнастика, или музыкальная школа. Мама помнила, что ее девочка очень способная, и поэтому запретила ей ходить на гимнастику. Девочка не хотела огорчать маму, но ей очень нужна была ее музыка в ленточке. Она стала делать это тайком.
Однажды мама увидела в портфеле палочку с ленточкой и за обман сломала ее. Волны исчезли… а вместе с ними и непрерывное движение…. Девочка снова стала учить все пьесы к урокам, и играть гаммы с чтением книжек. И еще она знала, что если она не будет учиться, то будет потом работать с сантехниками, а с сантехниками она не хотела работать, потому что они чистили туалеты. Девочка привыкала делать нужные дела ответственно, за эти дела ее не наказывали. Она забыла свою музыку.
Вспомнила, когда стала взрослой.
Свои слова
Первое сочинение. Сочинение…. Можно писать свои слова! Какие хочется! Ведь раньше писали только изложения….
Тема: зимние каникулы. Праздник! Зимние каникулы – это лыжи, сугробы, сверкающий на солнце снег! И – непременно – добрая встреча с лесными зимними фантазиями.... Пушистые снежные лапы на ветках сосен…. причудливые снежные башни на пеньках…. Между ветками и пеньками – фигурки из недавно выпавшего пушистого снега, похожие на лесных зверушек или на каких-нибудь волшебных жителей зимнего леса. Воображение уносится в красоты леса, в сказку, ручка пишет легко, каждое слово дорого, на сердце хорошо, тепло…
Ошибки проверены, портфель сложен и… засыпание с чувством томления, завтра… завтра…. Утро, дорожка в школу, урок…, тетрадки сдали. «Мое сочинение прочитают!» – с этой мыслью до следующего дня. Наконец объявление результатов. Ожидание своей фамилии, и вот: «В сочинении две ошибки, оценка четыре». А дальше следующая фамилия: «В сочинении ….». Перечисление фамилий перестало доходить до ушей. В душе смятение: как это? а радость? а красота? а сказка?
А потом… девочка училась писать сочинения правильно – и удавалось писать на «пять», без ошибок. Характеристики литературных героев должны были быть точными, и если хорошо запоминалось написанное в книжках с критическими статьями, а еще и цитаты, то «сочинение» писалось без особых затруднений. Книжки читались, цитаты запоминались, слова по памяти писались, тем более что изложения хорошо научили писать еще в начальной школе...
А свои слова…. они были с ошибками….
Вопрос и ответ
Музыкальная девочка училась в музыкальной школе. Привычный распорядок дня: уроки в школе, выполнение уроков, 2-3 часа за инструментом. Каждый раз она несла на урок музыки выученное дома и каждый раз волновалась: получится ли то, о чем говорили ей на прошлом уроке?
Педагог знала, как должна звучать музыка, поэтому спокойно и кропотливо занималась с каждым учеником. Ученики получали высокие оценки. Они знали, что у них самый лучший педагог, поэтому слушали ее очень внимательно и старались выполнять каждое указание.
Последний год музыкальной школы. Подготовка выпускной программы. Подготовка к поступлению в музыкальное училище.
И вот…в жизни девочки – яркое большое произведение! Послушная музыкальная девочка быстро выучила ноты, сыграла выученное, приготовилась выполнять указания педагога…. И вдруг, первый раз в жизни, услышала вопрос: «Ты можешь сказать, что ты думаешь об этой части произведения?». Она попыталась что-то сказать, но получалось очень неуклюже, спутано в словах – в общем, ничего не получилось. Весь ее организм так привык за годы учебы точно и молча выполнять замечания педагога, что раскрыв рот, она и удивилась, и смутилась невероятным звуковым сочетаниям….. «Что ж ты, двух слов связать не можешь?» - последовал еще один вопрос. И на него совсем ничего не смогла ответить…
И почему-то потом, продолжая успешно обучаться игре на рояле, она не могла просто и внятно отвечать на вопросы людей – отвечала, долго и мучительно подбирая слова.
Много лет спустя ей повезло. Она стала читать лекции и перед тем как выступить, прописывала каждое слово и выучивала наизусть. Постепенно привыкла говорить перед слушателями. А потом научилась и отвечать на вопросы.
P.S. Музыка, слова, мысли… Искренне, честно, по-настоящему. С этим связаны самые сильные впечатления из детства.