Теория и методика обучения русскому языку как наука

Лекция № 1 по ТМОРЯ Студент (2012 год)

Цель учебного курса ТМОРЯ − формирование профессиональной компетенции и творческого потенциала личности учителя-лингвиста.

Задачи ТМОРЯ как учебной дисциплины:

1) обеспечить будущего учителя фундаментальными научно-методическими знаниями о процессе обучения русскому языку, воспитания и развития учащихся средствами своего предмета;

2) вооружить его методами, способами и формами реализации компетентностного подхода к преподаванию русского языка, что позволит в дальнейшем в разнообразной профессиональной деятельности в современной дифференцированной школе, в разных типах учебных заведений развивать языковые способности личности и создавать обучающую речевую среду;

3) стимулировать научно-методическое творчество студентов.

Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

1. Гац И.Ю. Методика русского языка в задачах и упражнениях. М., 2007.

2. Зуева С.В. Практические занятия по теории и методике обучения русскому языку: Учебное пособие. Ульяновск, УлГПУ, 2011.

3. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е.И. Литневской. М., 2006.

4. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1997.

5. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. М., 2000.

6. Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие для студентов высш. Пед. Учеб. заведений / Е.В. Архипова, Т.М, Воителева, А.Д. Дейкина и др.; Под ред. Р.Б. Сабаткоева. М., 2005.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2010.

2. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие. М., 2007.

3. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка // Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. М., 1992.

4. Дейкина А.Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка. М.—Оренбург, 2009.

5. Донская Т.К. Краткие очерки по истории методики русского языка. СПб., 2003.

6. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. М., 1984.

7. Зуева С.В. Современный урок русского языка: пути решения актуальных проблем. Ульяновск, 2008.

8. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. М., 1991.

9. Максимов Л. Ю. Понятие языковой системы в школьном курсе русского языка // РЯШ. 1994. № 4. С. 3-10.

10. Методика преподавания русского языка / Хрестоматия / Сост. М.С. Лапатухин. М., 1960.

11. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1991.

12. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. Учебники для общеобразовательных учреждений. 5 − 10 классы. М., 1999-2005.

13. Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебнику «Русская речь. Развитие речи»: Методические рекомендации для учителя. М., 2002, 2007.

14. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. М.: Дрофа, 2004.

15. Основы методики русского языка в 4-8 классах: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Текучёва, М.М. Разумовской, Т.А. Ладыженской. М., 1983.

16. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. М., 1986.

17. Пассов Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея. М., 2006.

18. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Книга для учителя. М., 1996.

19. Программно-методические материалы и учебники по русскому языку для средней школы.

20. Система обучения сочинениям в 4-8 классах / Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1978.

21. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. М., 2010.

22. Текучёв А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.

23. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб.пособие для студ.высш.уч.заведений / под ред. Р.Б. Сабаткоева. М., 2005.

24. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М., 1984.

25. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. М., 1973.

26. Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка. М., 2000.

27. Хрестоматия по методике русского языка. Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях / Автор-составитель М.Р. Львов. М., 1996.

28. Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания / Сост. А.В. Текучёв. М., 1982.

29. Хрестоматия по методике русского языка. Организация учебного процесса по русскому языку в школе / Авторы-составители Б.Т. Панов, Л.Б. Яковлева. М., 1991.

Статьи для конспектирования (к курсовому экзамену)

Год

1. Дейкина А.Д. Воспитание русского национального сознания при обучении родному языку // РЯШ.1993. № 5.

2. Дейкина А. В., Львов В. В. О домашних заданиях по русскому языку // РЯШ. 1984. № 6.С. 11-16.

3. Капинос В. И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку... или в книге Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1991. С. 29-38.

4. Ладыженская Т. А. О культуре устного ответа // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. М.: Просвещение, 1986.С. 43-52.

5. Никитина Е. И. Активизация работы по учебнику // РЯШ. 1996. №1. С. 17-24.

6. Никитина Е. И. Изучение слов с непроверяемыми написаниями в 4 классе // Обучение орфографии в восьмилетней школе. М.: Просвещение, 1974. С. 107-120.

7. Никитина Е.И. Раздумья по поводу комплексного анализа текста // РЯШ. 2001. № 4. С.19-26.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения) для общеобразовательной школы // http://standart.edu.ru/

9. Объяснительные записки трёх программ (Ладыженской Т.А.; Бабайцевой В.В.; Разумовской М. М., Леканта П. А.) // Программы для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.

10.Панов Б. Т. Типы уроков русского языка. Структурные компоненты урока русского языка // Панов Б. Т. Типы и структура уроков русского языка. М.: Просвещение, 1986.

11.Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // РЯШ. 2000. № 4.

12. Методическая статья по выбору о формировании коммуникативной компетенции из журналов «Русский язык в школе», «Русская словесность», газеты «Русский язык» (Приложение к газете «Первое сентября») за последние два года.

13.Методическая статья по выбору о формировании правописной компетенции из журналов «Русский язык в школе», «Русская словесность», газеты «Русский язык» (Приложение к газете «Первое сентября») за последние два года.

Лекция по ТМОРЯ 2012

Теория и методика обучения русскому языку как наука

План

1. Предмет исследования, задачи и структура.

2. Источники методики.

3. Методика и смежные науки.

4. Специфика русского языка как учебного предмета.

5. Цели и задачи изучения русского языка в современной школе.

6. Межпредметные связи в обучении русскому языку.

Конспекты:1.Дейкина А.Д. Воспитание русского национального сознания при обучении родному языку // РЯШ. 1993. № 5.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения) для общеобразовательной школы // http://standart.edu.ru/

Наши рекомендации