Выводы по второй главе. В результате исследования было установлено, что:
В результате исследования было установлено, что:
1) Выраженность компонента вовлеченность у студентов с хорошей и отличной успеваемостью выше, чем у неуспевающих студентов.
2) Успевающие студенты, убежденны в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего. Они сами выбирает собственную деятельность, свой путь.
3) Студенты с низкой успеваемостью, рассматривают жизнь как способ приобретения опыта, готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично. Действительно, успеваемость взаимосвязана с уровнем выраженности таких компонентов жизнестойкости, как «вовлеченность» и «контроль».
Заключение
Целью нашей работы было определение взаимосвязи между выраженностью компонентов жизнестойкости первокурсников и особенностями их успеваемости по результатам первого семестра обучения.
При изучении литературы мы выяснили, что жизнестойкость особенно актуальна в юношеском возрасте, на который и приходиться студенчество.
Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа часто иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. От того как вчерашние школьники справляются с жизненными проблемами зависит успеваемость уже сегодняшних студентов.
Овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека происходит через способность преодолевать трудности в образовательном процессе. Это центрального периода становления характера и интеллекта
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой и ситуацией.
В ходе изучения литературы мы так же выяснили, что жизнестойкость состоит из трех компонентов: «вовлеченность», «контроль», «принятие риска». Эти компоненты можно развивать в юношеском возрасте. Для развития вовлеченности принципиально важно принятие, поддержка и одобрение. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы, стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.
Механизмы психологической защиты, к которым каждый прибегает бессознательно на начальных этапах затруднений, копинг-стратегии как привычные способы сознательного функционирования при разрешении проблем и жизнестойкость как позитивное отношение человека к изменениям — все это внутренние ресурсы, позволяющие справиться с тревогой в ситуации неопределенности. Жизнестойкость, в отличие от психологической защиты и копинг-стратегий, более эффективный ресурс стрессоустойчивости. Жизнестойкость предполагает действия, направленные на совладание со стрессовой ситуацией, и одновременно изменение характера отношений — увеличение интереса к миру в целом и окружающим людям в частности. Эти два аспекта формируют систему, которая оберегает от непомерной тревоги и утраты здоровья. Жизнестойкость — необходимый ресурс, на который каждый из нас может опереться при выборе будущего в меняющемся мире.
В ходе эмпирического исследования связи между выраженностью компонентов жизнестойкости и успеваемостью студентов выявлено, что такие компоненты жизнестойкости, как «вовлеченность» и «контроль», напрямую влияют на качество успеваемости. Из этого следует, что успевающие студенты более вовлечены в образовательный процесс, заинтересованы в окружающей обстановке. Они мотивированы выполнять работу как можно лучше, прикладывают максимум усилий. Ответственность за свои действия они принимают в полной мере. Самостоятельно принимают необходимые решения. Выбор собственной деятельности происходит осознанно и продуманно. Им не присуще ощущение собственной беспомощности.
Можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась частично: успевающие студенты, по компонентам «вовлеченность» и «контроль» имеют более высокие показатели, чем неуспевающие студенты. Но по компоненту «принятие риска» показатели студентов с низкой успеваемостью более высокие, чем показатели студентов с хорошей и отличной успеваемостью.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А.А.Бодалева и др. - М., 1980. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Ч. II. М.: МЭСИ, 2009. С. 50.
2. Берак О., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента // Вестник высшей школы. 2010. № 10.
3. Бреслав Т.Е. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. Педагогика. - М., 2011.
4. Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов... // Высшее образование в России. 2014.
5. Ващенко Г Г Общие методы обучения: Учебное пособие-Дрогобыч: Круг, 2010
6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 2013.
7. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование умственной деятельности. - М.: МГУ, 2011.
8. Зайченко И В Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений - Чергнигив, 2013.
9. Занков Л.В. Дидактика и жизнь // Избранные труды. М., 2010
10. Ильина Т. А. Педагогика. - М.: Просвещение, 2012.
11. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 2011.
12. Крушельницкая О В Методология и организация научных исследований: Учебное пособие - М.: Кондор, 2009
13. Кузьминский А И Педагогика высшей школы: Учеб пособие - М.: Знание, 2005
14. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып. 2. С.
15. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2010 – 63с.
16. Овчаренко Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 2013.
17. Окомков О. П. Современные технологии обучения в вузе: их сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 2009. № 2, 7.
18. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Уч. пособ. М.: Интерпакс, 2014.
19. Педагогика высшей школы: Учеб пособие / 3 Н Курлянд, Р / Хмелюк, А В Семенова и др.; под ред 3 Н Курлянд-2-е изд, перераб и доп - М.: Знание, 2005 Педагогика высшей школы: Учебное пособие - В имени К Д Ушинского, 200 Д. Ушинського, 2009.
20. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П.чар. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М., 2013.
21. Скилбек М. Потребности студентов в эру массового высшего образования // Высшее образование в Европе. Т. 19. 2013. № 3.
22. Слепкань 31 Научные основы педагогического процесса в высшей школе: Учебное пособие - М.: Высшая школа, 2005 Фицула М М Педагогика высшей школы: Учеб пособие - М.: \"Академвидав\", 2014
23. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект Пресс, 2010.
24. Талызина Н.Ф., Карлов Ю.В. Педагогическая психология // Психодиагностика интеллекта. - М.: МГУ, 2009.
25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 2012.
26. Ягупов В В Педагогика: Учебное пособие - К Лыбидь, 2010
27. Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. - М., 2012
Приложение 2
Сводная таблица результатов по методике «Жизнестойкость» С.Мадди, перевод и адаптация Д.А Леонтьев, Е.И. Рассказов.
Уровень выраженности компонента «вовлеченность»
Номер студента | Вовлеченность | Уровень выраженности |
Средний | ||
Высокий | ||
Низкий | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Высокий | ||
Низкий | ||
Низкий | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Низкий | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Низкий | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Низкий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Низкий | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Высокий | ||
Низкий | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Низкий | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Низкий | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Низкий | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний |
Уровень выраженности компонента «контроль»
Номер учащегося | Контроль | Уровень |
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Низкий | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Низкий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Низкий | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Низкий | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Низкий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Низкий | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний |
Уровень выраженности компонента «Принятие риска»
Номер учащегося | Принятие риска | Уровень |
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Низкий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Низкий | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Низкий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Низкий | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Низкий | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Низкий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Низкий | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Высокий | ||
Средний | ||
Высокий | ||
Средний |
Приложение 1
Баллы студентов по итогам трех модулей
Номер студента | Количество баллов | Качество успеваемости |
хорошо | ||
хорошо | ||
хорошо | ||
хорошо | ||
хорошо | ||
отлично | ||
удовлет | ||
хорошо | ||
хорошо | ||
Удовлет | ||
Хорошо | ||
хорошо | ||
хорошо | ||
хорошо | ||
удовлет | ||
хорошо | ||
удовлет | ||
удовлет | ||
удовлет | ||
хорошо | ||
неудовлет | ||
хорошо | ||
хорошо | ||
хорошо | ||
хорошо | ||
удовлет | ||
хорошо | ||
удовлет | ||
отлично | ||
удовлет | ||
хорошо | ||
хорошо | ||
удовлет | ||
хорошо | ||
хорошо | ||
удовлет | ||
хорошо | ||
удовлет | ||
хорошо | ||
удовлет | ||
хорошо | ||
хорошо | ||
неудовл | ||
хорошо | ||
удовлет | ||
хорошо | ||
удовлет | ||
удовлет | ||
отлично | ||
хорошо | ||
удовлет | ||
удовлет | ||
удовлет | ||
хорошо | ||
удовлет | ||
хорошо | ||
неудовлет | ||
хорошо | ||
отлично | ||
хорошо | ||
хорошо | ||
удовлет | ||
хорошо | ||
отлично | ||
удовлет | ||
хорошо | ||
отлично | ||
хорошо |
Уровни успеваемости
1500-1365баллов-отлично
1350-1140баллов-хорошо
1125-915баллов-удовлетворительно
900-540баллов-неудовлетворительно