Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками
I этап, подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи.Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха,речевого дыхания.
II этап - становление звуков речи, или постановка звука.
Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными
III этап – закрепление и автоматизация звуков. Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце.
IV этап - этап дифференциации смешиваемых звуков.
Оба смешиваемых звука должны правильно произноиться ребенком в любом сочетании. (вместо сушка – «шушка»).
В обучении звукопроизношению наиболее эффективны следующие способы работы с детьми:
-дидактические игры с игрушками на звукоподражание типа «Чей домик?»; «Угадай, кто кричит»;
-игра инсценировка с игрушками ( картинками),
- рассказ-драматизация с игрушками;
- рассказ воспитателя с включением высказываний детей;
- игры с элементами движений типа «Поезд», «Автомобили».
Словопроизношение.Для сохранения правильной структуры слова важен неторопливый темп речи, плавность выговаривания. Эти качества хорошо воспитываются у детей в хороводных играх с напевным текстом, при замедленном чтении простых потешек. Для работы над словопроизношением используются дидактические игры («Поручения», «Магазин», «Что это?»). При проведении их с малышами желательно сначала использовать такие игрушки, названия которых дети выговаривают легко (двусложные слова с ударением на первом слоге: кубик, киска, зайчик и др.), а затем и более сложные.
Трудные для произношения слова можно включать в такие игры, как «Угадай, что я сказала?», «Перекличка», «Телефон». В старших группах, помимо названных видов работы, проводят словесные упражнения-соревнования «Кто лучше скажет?». В соревновании участвуют сразу два звена (2—3 ребенка в каждом). Одно звено произносит трудные слова и словосочетания: горячий кофе, в аквариуме, на эскалаторе, пластмассовый; другое внимательно слушает, затем — наоборот.
Если старшие дети искажают трудные слова, например такие, как бидон, дуршлаг, противень, конфорка, крыжовник — полезно включать этот материал в другие словесные игры и упражнения («Докончи предложение»), в короткие дидактические рассказы.
Методика развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста.
Диалогическая речь - основн форма общения детей дошкольного возр (вести диалог, развивать умение слушать и понимать речь, вступать в разговор, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, вести себя с учётом ситуаций общения.
Основная форма общения детей. Необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого.
Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
Разговорная речь д.б.связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения.
Пути влияния воспитателя на разговорную речь :1. развитие и обогащение содержания разговоров по мере накопления знаний, опыта деятельности, складывания интересов;2. развитие форм разговорной речи; 3. развитие инициативности общения и динамики перехода от индивидуальных к коллективным разговорам; 4. освоение этических норм общения.
Содержание разговоров: А) темы, связанные с непосредственным восприятием фактов, явлений, событий окружающей жизни ( т.е. развитие ситуативной речи) – на протяжении всего дошкольного детства. Б) темы, основанные на знаниях и впечатлениях , полученных опосредованным путем ( т.е. развитие контекстной речи) – со среднего дошкольного возраста.
Для развития ФОРМ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ используются следующие приемы:
- вопросы воспитателя,- поручение ребенку с отчетом о его выполнении,- проблемно-речевые ситуации, - совместное рассматривание картинок,- небольшие рассказы воспитателя, которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.
- объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы.
Развитие инициативности общения направлено на развитие уменийначать разговор, вступить в него, продолжить обсуждение содержания. Этические нормы общения --- этовыработанные и социально-закрепленные правила поведения людей в процессе разговоров.
Беседа как метод обучения — это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. (ст. дошк. в.) Важно, чтобы дети имели достаточно впечатлений, живого опыта по теме, чтобы накопленный материал будил положительно-эмоциональные воспоминания. Структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание. Ведущий прием - вопрос.