I. Назначение и задачи классного руководителя
Классный руководитель сегодня – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:
· духовным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;
неравнодушным наблюдателем за индивидуальным развитием школьника с целью создания благоприятных условий для формирования его личности, внесения необходимых педагогических корректив в систему его воспитания, осуществления (совместно с психологом) коррекции процесса его социализации;
· помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;
· создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе, организующим для этого необходимые воспитательные воздействия с учетом индивидуальности своего класса;
· координатором усилий педагогов, семьи, социума – словом, всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности воспитанников.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе школы, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним из решающих элементов воспитательного процесса.
Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество, – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального, духовно-нравственного, умственного и физического совершенствования.
Исходя из этой цели, в качестве основных задач классного руководителя возможно принять следующее:
1. Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием ребенка, подростка, юноши, девушки, создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей ученика и его развитию совместно с семьей.
2. Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью ориентирования его на определенные виды деятельности, способствующие его духовному и практическому возрастанию.
3. Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. Активная пропаганда здорового образа жизни.
4. Содействие воспитаннику в соблюдении прав и свобод учащегося.
5. Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
6. Организация взаимодействия и сотрудничества всех воспитательных сил.
II. Функции и содержание работы классного руководителя
1. Аналитическая функция:
· изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;
· изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника;
· анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива;
· изучение и анализ становления и формирования коллектива класса;
· изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива и семьи школьника;
· изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса, анализ воспитательной ценности проведенного дела.
2. Прогностическая функция:
· предвидение результатов намеченного дела или воспитательного воздействия;
· прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;
· прогнозирование этапов становления и формирования коллектива;
· построение модели воспитательной подсистемы (или микросистемы), соответствующей воспитательной системе школы;
· определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, коллектива;
· предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями учащихся и др.).
3. Организационно-координирующая функция:
· изучение особенностей развития каждого ребенка, его способностей, эмоционального самочувствия и др.; отражение всех данных в психолого-педагогической карте;
· помощь воспитанникам в учебной деятельности;
· помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями и требованиями классной жизни;
· помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления, развитие классного самоуправления с целью привития навыков самоорганизации, ответственности, готовности и умения принимать жизненно важные решения;
· индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив как субъект этой деятельности;
· содействие воспитанникам в получении дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых как в школе, так и вне ее;
· создание условий для самовоспитания и саморазвития личности воспитанников, организация (совместно со школьным психологом) психологического просвещения учащихся;
· защита прав и свобод воспитанников;
· организация взаимодействия с семьями учащихся: проведение родительских собраний, консультаций для родителей, привлечение родителей к помощи школе, осуществление немедленного контакта с родителями в случае чрезвычайных происшествий, угрожающих здоровью и жизни детей;
· организация взаимодействия в работе малого педсовета по проблемам учащихся своего класса, посещение уроков учителей-предметников;
· участие в работе педсоветов, административных и методических совещаний;
· помощь и сотрудничество во взаимодействии с внешкольными воспитательными учреждениями;
· содействие профессиональному самоопределению выпускника, подведение его к осознанному выбору профессии;
· стимулирование творческой, инновационной деятельности как учащихся, так педагогов и родителей учащихся; координация воспитательных усилий педагогов класса, психологов, других социальных работников;
· ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей во время внеурочных мероприятий;
· организация питания, дежурства по классу, дежурства по школе, летней трудовой практики по подготовке школы к новому учебному году, организация трудовых дел;
· ведение документации (классный журнал, учет посещаемости, дневники учащихся, личные дела учащихся, план работы классного руководителя, психолого-педагогическая карта);
· участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы.
4. Коммуникативная функция:
· помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде, помощь в развитии общения, в адаптации в коллективе, завоевании признания, получении удовлетворительного социального статуса в среде сверстников;
· построение оптимальных взаимоотношений «учитель – ученик», «учитель – родители», «родители – ученик»;
· помощь учащимся в установлении благоприятных отношений с окружающими людьми, социумом;
· содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата для коллектива в целом и для каждого отдельного воспитанника.