Основные задачи классного руководителя

Лекция 9

Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

Основные направления деятельности классного руководителя (воспитателя)

Сущность понятия «классный руководитель», «воспитатель»

Функции и основные направления деятельности классного руководителя (воспитателя)

Содержание и формы работы классного руководителя

Классный руководитель (воспитатель) и педагогический коллектив

Классный руководитель в образовательной школе – это педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы.

Должностной статус классного руководителя:

- классный воспитатель (освобожденный классный руководитель);

- классный руководитель;

- классный куратор.

Позиция классного руководителя (воспитателя) вариативна:

- в учебной работе учитель – организатор и руководитель деятельности школьников;

- во внеучебной - позиция учителя – старший товарищ

Содержание деятельности классного руководителя

Воспитатель (классный руководитель):

1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагоги­ческих условий для индивидуального развития личности ребенка.

• Изучает особенности развития, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, жизненные проблемы, отражая все данные в психоло­го-педагогическом дневнике, руководствуясь правилом: чтобы воспи­тывать ребенка, надо его знать.

• Изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, зна­комит с ними его самого, вместе подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультативы, объ­единения по интересам).

• Корректирует межличностные связи в классе, по мере сил гуманизируя отношения (в особенности к классным изгоям и отверженным).

• В индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов при­влекает детей (в особенности с «трудным» поведением) к самоанали­зу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, к само­управлению.

• Старшеклассникам помогает найти цели жизни, подводит к осознан­ному выбору профессии, ненавязчиво рисует привлекательный образ семейной жизни, образы любимых и т. д.

2. Осуществляет работу по развитию сплоченного классного сообщества (коллектива)

• Помогает в организации классной деятельности ребят: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций и т. д. с целью изменения (гу­манизации) межличностных отношений.

• Участвует с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, в совместных переживаниях воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи.

• Развивает и совершенствует классное самоуправление, приучая к са­моорганизации, развивая умение отстаивать свою точку зрения, при­нимать решения, где необходимо - идти на компромисс.

• Готовит воспитанников к рыночным отношениям, вовлекает класс (или группу) в производственную деятельность, в хозрасчетные от­ношения, развивая навыки предприимчивости, хозяйственной сметки и предпринимательства.

• Способствует формированию навыков самозащиты, изучает на класс­ных часах вопросы прав человека, потребителя товаров, поощряет го­товность детей отстаивать справедливость, защищать себя и свой коллектив от грубости, произвола и насилия в любой форме и от кого бы то ни было.

3. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности:

• Помогает отдельным учащимся в преодолении учебных проблем на уроке или при выполнении домашних заданий, консультирует роди­телей.

• Поощряет и по возможности организует взаимопомощь в учебе, по­могает отдельным учащимся преодолеть непонимание и конфликты с педагогами.

• Организует и участвует в педконсилиумах (малых педсоветах) по учебным и психологическим проблемам учащихся, при необходимо­сти посещает уроки учителя-предметника.

• Способствует развитию познавательных интересов при помощи классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков, интел­лектуальных клубов и т. д.

• Содействует профессиональному самоопределению выпускника, под­водит его к осознанному выбору профессии, дальнейшего образова­ния и т. д.

• Содействует получению дополнительного образования (развития) воспитанников через систему кружков, клубов, спортивных секций, творческих или трудовых объединений, существующих в школе или по месту жительства, памятуя о том, что для детей с проблемами в

учебе эти виды занятости могут быть почти единственным условием само реабилитации и предупреждения девиантного поведения.

• Ответственность за успеваемость в классе несет учитель-предметник, а не классный руко­водитель.

4. В сельской школе организует сельскохозяйственные работы, свя­занные с выполнением учебного плана (вопросы оплаты труда в случае превышения учебной нагрузки педагога решаются администрацией шко­лы индивидуально в форме трудового договора).

5. Проводит родительские собрания (семинары). Дает консульта­ции. Привлекает родителей к помощи школе.

6. Организует питание учащихся, дежурство, при необходимости коллективную уборку класса (школы), мобилизует усилия детей (и роди­телей) для ремонта школы, ведет установленную документацию, осуще­ствляет учет посещаемости занятий и информирует о ней родителей.

7. Предпринимает необходимые меры для предупреждения опасно­сти для жизни и здоровья воспитанников во время их пребывания в шко­ле. Немедленно сообщает администрации и родителям о всех ЧП, имею­щих потенциальную и реальную опасность для воспитанников.

8. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.

9. Осуществляет повышение своего профессионального уровня, своевременно участвует в аттестации.

Основные задачи классного руководителя

1.Социальные задачи (защита ребенка, включение в систему социальных связей).

2.Диагностическо-этические задачи.

3.Нравственные задачи (ориентация ребенка на критерии добра и зла).

4.Задачи индивидуально-практического характера (выбор средств работы планирование, контроль, коррекция деятельности).

Основным в работе классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение социальной защиты ребенка, создание условий для решения проблем.

Наши рекомендации