Оценка учебной работы студента

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт непрерывного педагогического образования

Педагогика и методика начального образования

Педагогическая практика

Методические рекомендации по организации и проведению педагогических практик по специальности 050708.65 – ПМНО для студентов и преподавателей

Абакан

1. Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой педагогической практики

  1. Разработчик(и):

Мальчевская М.Л., доцент, Косова В.В., доцент, Федорова Т.А., доцент и др.

  1. ПРИНЯТЫ на заседании кафедры педагогики и методики начального образования 31.10.2009 г. протокол № 2

Зав. кафедрой педагогики

и методики начального образования Федорова Т.А.

Пояснительная записка

Методические рекомендации составлены в помощь по организации и проведению педагогических практик для студентов II – Y специальности 050708.65 – педагогика и методика начального образования, преподавателей, руководителей практик от учебных образовательных учреждений. Методические рекомендации содержат справочные материалы, предназначенные для объективной оценки деятельности студентов на практике, для проведения исследований личности ученика, степени его подготовленности к школе, уровня оценки сформированности классного коллектива учащихся начальной школы, а также материалы по проведению и оценке деятельности учителя и самого практиканта по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

В методических рекомендациях даны требования и образцы подготовки отчетной документации по практике. Все материалы, предназначенные для студентов, имеют сквозную нумерацию. В программах по практике есть ссылки на все материалы, помещенные в методических рекомендациях.

Материалы для студентов и преподавателей для объективной оценки деятельности студента на педагогической практике.

Шкала оценок основных профессиональных умений

5 - Формирует у учащихся нравственное поведение в процессе обучения предмету.

4 - Формирует у учащихся систему знаний по предмету.

3 - Формирует у учащихся знание отдельных разделов курса.

2 - Адаптирует предмет к особенностям обучаемых.

1 - Воспроизводит знание в том виде, в котором усвоил сам.

Шкала для оценки конструктивно-технических умений

5 – Создает новые системы средств обучения.

4 – Видоизменяет имеющиеся и создает недостающие элементы средств обучения.

3 – Отбирает из имеющихся средств соответствующие поставленной задаче.

2 – Использует имеющиеся средства обучения.

1 - Не использует имеющиеся средства обучения.

Шкала для оценки организаторских умений

5 – Формирует эффективный метод самостоятельной творческой деятельности у обучаемых.

4 – Руководит самостоятельной работой обучаемых в учебно-воспитательном процессе.

3 – Правильно руководит отдельными видами учебной деятельности в соответствии с общими целям подготовки.

2 – Владеет общей методикой проведения отдельных видов занятий.

1 - Не владеет методикой проведения занятия.

Шкала для оценки гностических умений

5 – Способен прогнозировать достижимый уровень подготовки.

4 – Правильно характеризует достигнутый уровень подготовки.

3 – Использует психолого-педагогические знания для индивидуализации обучения.

2 - Знает общие психолого-педагогические особенности обучаемых.

Шкала для оценки проектировочных умений

5 – Правильно формулирует цели изучения преподаваемой дисциплины в общей системе воспитания.

4 - Правильно определяет соотношение отдельных разделов курса и видов учебных занятий.

3 - Правильно формулирует цели отдельных занятий.

2 - Правильно формулирует цели отдельных видов учебной деятельности.

1 - Неправильно формулирует цели отдельных видов деятельности.

Шкала для оценки коммуникативных умений

5 – Формирует и развисает личность учащегося.

4 - Формирует ответственное отношение к учению.

3 - Выдвигает требования, соответствующие особенностям различных групп учащихся.

2 - Выдвигает требования, принимаемые отдельными учащимися.

1 - Не может установить правильных взаимоотношений с учащимися.

Шкала для оценки креативных (творческих) умений

5 –Творческие умения ярко выражены, проявляются в различных видах деятельности (в стремлении к новизне, нестандартности решений, сложности, концептуальности, инициативности, максимуму разнообразия, в оформлении и организации деятельности).

4 - Творческие умения проявляются не постоянно, выражены заметно в организации учебной деятельности, общении с учащимися.

3 - Творческие умения проявляются, ситуативно в отдельных видах деятельности (в учебной, внеклассной или исследовательской).

2 - Деятельность в основном является репродуктивной, склонность к творчеству выражена слабо, проявляется крайне редко.

1 - Деятельность носит ярко выраженный репродуктивный характер, склонность к творчеству отсутствует (однообразие, страх перед новым, нестандартным и пр.).

Оценка учебной работы студента

Уроки студентов-практикантов оцениваются по пяти балльной системе.

Отличноставится за урок, на котором: полностью решены все поставленные перед ним учебно-воспитательные задачи; использованы оптимальные методы и приемы работы; все учащиеся освоили теорию и научились её применять, у них сформировались умения и навыки по теме, максимально активизировалась самостоятельная работа учащихся; повторялся пройденный материал, выдержано соотношение частей урока, своевременно дана домашняя работа, использованы необходимые и возможные наглядные пособия и технические средства, объективно выставлены и убедительно прокомментированы оценки, студент-практикант не допустил ни одной фактической, методической и психолого-педагогической ошибки и обнаружил высокую, общую, педагогическую и речевую культуру.

Отличный урок – это эффективный, дающий высокий учебно-воспитательный результат, поднимающий учащихся на очередную ступень в их развитии и воспитании, способствующий привитию интереса к предмету, к знаниям, приобщающий детей к умственному труду, содействующий формированию у них патриотизма, гражданственности и других нравственных качеств. Отличный урок – это яркий, живой, оригинальный, эмоциональный.

Хорошоставится за урок, на котором полностью решены учебно-воспитательные задачи урока; все учащиеся усвоили теорию и научились её применять, т.е. у них сформировались умения и навыки по теме; повторялся ранее пройденный материал; активизировалась самостоятельная работа учащихся; студент-практикант допустил незначительные фактические и методические ошибки; недостаточно выдержанно соотношение частей урока, затянут опрос, нечетко проведен итог урока, не всегда убедительно прокомментированы оценки.

Хороший урок – это урок, удовлетворяющий всем основным требованиям, предъявляемым к отличному уроку, но отличающийся недостаточной четкостью в работе студента-практиканта, незначительными упущениями организационного характера.

Хороший урок – это интересный, живой, не оставляющий учащихся равнодушными урок.

Удовлетворительноставится за урок, на котором: основные учебно-воспитательные задачи решены; цель урока достигнута; учащиеся поняли новый материал и приобрели необходимые умения и навыки; выдержано соотношение основных частей урока; в основном правильно выставлены и прокомментированы учащимся оценки; применялись наглядные пособия и технические средства; повторялся ранее изученный материал. Студент-практикант допускал негрубые фактические и методические ошибки, снижающие эффективность урока. Не подведен итог.

Удовлетворительный урок – это урок в принципе эффективный, дающий в целом положительный результат; при проведении которого студент обнаруживает хорошее знание предмета и умение правильно организовывать учебно-воспитательную работу. В тоже время в уроке студентом допущены некоторые незначительные нарушения требований педагогики, психологии и методики, работа на уроке носит недостаточно четкий характер.

Неудовлетворительноставится за урок, на котором поставленные учебно-воспитательные задачи не решены (учащиеся не поняли материал, не приобрели умений и навыков по теме); не повторялся ранее изученный материал, не активизировалась работа класса, было нарушено соотношение частей урока. Студент-практикант допустил грубые методические, фактические и другие ошибки, отрицательно повлиявшие на результат урока.

Отметка «неудовлетворительно» ставится также за неявку на урок без уважительной причины, за отсутствие конспекта и за неудовлетворительный конспект.

Неудовлетворительный урок это урок, из которого видно, что студент еще не готов к успешной учебно-воспитательной работе в школе вследствие либо слабого знания предмета и методики его преподавания, либо недобросове6стного отношения к своим обязанностям практиканта.

Наши рекомендации