Технологическая карта изучения учебной дисциплины и рейтинговая оценка учебной деятельности студента

№ п/п Содержание работы Сроки выполнения Форма отчетности Количество баллов
Коллоквиум Не предусмотрен
Участие в практических занятиях  
  №1   Протоколы анализа этапов становления научного менеджмента и современных моделей менеджмента, выводы. Результаты тестирования  
  №2   Протокол ответов. Выводы о нормах временного предпочтения для вознаграждений и наказаний. Сводные результаты тестирования с выводами по группе  
  №3   Формулирование целей по системе SMART Приемы повышения мотивации персонала организации  
  №4   Протоколы исследований, выводы Рекомендации руководителю  
  №5   Протоколы исследований, выводы Анализ результатов тестирования  
  №6   Приемы формирования коммуникативной компетентности Программа коммуникативного тренинга.  
Выполнение лабораторных работ   Не предусмотрено  
Рефераты Раздел 1, Тема 1.1, По теме 1.2.:Управленческая мысль в России (реферат)
Конспекты
Контрольные работы   Итоговая к/р по дисциплине  
Расчетно-графические работы Не предусмотрено
Курсовые работы
Другие виды самостоятельной работы студентов
Результаты срезовых работ   Результаты I аттестации 5 семестра  
  Результаты II аттестации 5 семестра  
  Допускается пропуск не более 2-х учебных занятий за семестр ( практических). Пропуск занятий не освобождает от выполнения всех заданий в соответствии с программой.  
Посещение занятий      
           

Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу

  1. Менеджмент, менеджер. Психология менеджмента. Объект и предмет психологии менеджмента. Концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности.
  2. Методы исследования в психологии управления. Общепсихологические и специальные методы исследования деятельности руководителя и персонала.

3. Теория и практика психологии менеджмента: исторический аспект. Теории европейского менеджмента. Модели американского и японского менеджмента. Практика американского менеджмента.



  1. Особенности предпринимательства и менеджмента в России.
  2. Понятие управленческого решения. Виды решений и их место в управлении.
  3. Общая схема выработки и принятия управленческих решений. Модели принятия управленческих решений. Воздействие психологических факторов на выделение проблем, требующих решения.
  4. Временные предпочтения в принятии управленческих решений.
  5. Понятие функций управления. Планирование и целеполагание. Психологические факторы целеполагания и планирования.
  6. Понятие функций управления. Организация как функция управления. Действие психологических факторов в организации.
  7. Мотивация персонала. Психологические теории мотивации персонала.
  8. Контроль как функция управления. Психологические аспекты управления качеством. СУК (TQM). Виды и модели контроля. Психология обратной связи в управлении.
  9. Социальная перцепция и деятельность руководителя. Свойства практического мышления руководителя.
  10. Индивидуальная управленческая концепция руководителя. Состав и структура управленческих способностей.
  11. Особенности эмоционально-волевой регуляции состояний в деятельности руководителя. Проблема психического выгорания у менеджеров и его преодоления.
  12. Стили руководства и управления.
  13. Лидерство, влияние, власть. Типы власти. Сущность и структура власти, ее институты и инструменты. Закономерности и принципы функционирования системы власти. Психологические свойства и психология управленческого поведения субъектов власти. Психология отношений и противоречия властвования.
  14. Классификация методов управленческого воздействия. Феномен реактивного сопротивления личности в ответ на воздействие извне.
  15. Социально-психологический климат организации, его диагностика. Психологический климат организации и проблема «корпоративного духа».
  16. Подбор и расстановка кадров. Деятельность психолога в сфере управленческого консультирования.
  17. Особенности психологии делового общения. Этика и этикет делового общения. Психологические основы деловых отношений. Руководство и лидерство в деловом общении.
  18. Психология конкурентности и состязательности. Проблема организационных конфликтов. Диагностика конфликтов, анализ причин, способы разрешения и методы управления конфликтами.
  19. Профессиональная подготовка менеджера. Коммуникативный тренинг руководителей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методические указания к проведению

Практических и лабораторных занятий

Программа практических занятий

Тема № 1: «Теория и практика психологии менеджмента:

Исторический аспект».

(4 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Психология управления в структуре управленческих дисциплин.

2. Этапы становления научного менеджмента.

3. Классическая школа управления.

4. Поведенческий подход к управлению.

5. Системный подход.

6. Ситуационный и процессный подходы к управлению и отношение к персоналу организации.

7. Модели менеджмента: особенности японской и американской моделей.

Задание.

1. Познакомьтесь с текстом, посвященным этапу в истории менеджмента. Обсудите достоинства менеджмента и выделите принципы управления и отношение к персоналу в рамках данного подхода.

2. Проанализируйте исторические этапы менеджмента по схеме:

Наименование этапа Представители или авторы Принципы управления Отношение к персоналу как ресурсу Достоинства и применение в современном управлении Недостатки
Классический подход          
Поведенческий подход (школа человеческих отношений)          
Системный подход          
Ситуационный и процессный подходы          

Литература

1. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова.—СПб.: Речь, 2001.—С.157-217, 217-343.

2. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом.—СПб.: Изд-во «Питер», 2000.—С.63-104.

  1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
  2. Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Никифорова.—2-е изд., доп. и перераб. –СПб.: Питер, 2004.—639с.: с ил.—(Серия «Учебник для вузов»)

Наши рекомендации