Практическое задание по теме

Разработка классного часа по профилактике девиаций для проведения в школе. Алгоритм выполнения задания: студенты приходят на занятия, прочитав дополнительную литературу и разработав в ходе самостоятельной работы план и программу проведения классного часа. Эта работа может быть выполнена как индивидуально, так и в группах по 3–4 человека. Задание для группы одно основное – разработать план и программу проведения классного часа, которое будет проводиться либо только для детей, либо для родителей и детей, либо для родителей, детей и преподавателей (для кого будет проводиться классный час, решается на предварительном этапе методом жребия или по желанию группы).

Далее путем произвольного выбора студенты распределяют темы классных часов среди образовавшихся групп. Возможные участники классного часа: родители + дети; только дети; родители + дети + учителя; дети + учителя. Студенты также могут предложить другие варианты участников классного часа (возможно приглашение специалистов других учреждений, ярких личностей, и т. д.).

Студенты сами выбирают и формулируют темы классных часов, но необходимо обсудить с ними обязательное выполнение одного правила: эти классные часы должны быть направлены не «против», а «за»; то есть не надо рассказывать детям на классном часе о вреде (наркотиков, алкоголя, курения и т. д.) – они это и так знают; надо обсуждать с ними те проблемы, которые именно их волнуют в наибольшей степени.

В ходе собственно семинара студенты презентую свои заготовки, проигрывают некоторые ситуации, если это необходимо. По окончании презентаций проводится обсуждение, выявляются недочеты, сильные стороны, которые точно уместны в ситуации, выслушиваются дополнения и пожелания по каждому классному часу.

Замечания фиксируются группой, классные часы редактируются. В конце семинара окончательные варианты классных часов сдаются преподавателю и по желанию размножаются на количество подгрупп.

Исследовательское задание

При помощи индивидуальных бесед, путем письменного опроса и анкетирования, сравнительного анализа социально-педагогических программ деятельности общеобразовательных учреждений выясните, какие формы работы с подростками группы риска используют в своей работе социальные педагоги.

Задания для самостоятельной работы

1.Разработайте программу профилактики (коррекции) возникновения социальных отклонений в поведении детей и подростков.

Цель работы: изучение современных методов социально-педагогической профилактики и коррекции детей группы риска.

Форма отчета: письменный текст, включающий разработанный комплекс социально-педагогических методик и технологий. Форма предъявления результата: выступление на семинаре, материалы для портфолио «Портфель социального педагога».

2. Проанализируйте предложенную ситуацию социального развития и сконструируйте алгоритм деятельности социального педагога, направленный на устранение причин, выступающих для личности факторами риска, и оказание социально-педагогической поддержки личности и семье. Определите границы деятельности социального педагога и психолога. Используя метод сказкотерапии, предложите решение данных ситуаций.

Вова (14 лет)

С детства отличался большой подвижностью. Был очень общителен, самостоятелен. Легко и быстро входил в контакт со сверстниками и взрослыми. Однако в школе был неусидчив, легко отвлекался на уроках, конфликтовал с учителями. На замечания родителей и учителей не обращал внимания. Очень любил компании сверстников, где был одним из лидеров. В компании попробовал наркотики.

Игорь (13лет)

С детства был беспричинно плаксив, капризен. Любил мучить кота Тигрика. Разбрасывал игрушки, однако никогда не давал играть ими другим детям. Хотя в первом классе очень аккуратно вел тетради и следил за учебниками. Часто раздражителен, настроение злобно-тоскливое. Иногда при незначительном поводе возникают аффективные разрядки с потоками брани и жаждой драки. В компании друзей стремился занять роль «некоронованного короля». В компании же попробовал крепкие напитки, предпочитает водку, пьет много «до отключи».

Кирилл (15 лет)

С раннего детства, по определению бабушки, «был веретеном». Не мог усидеть на месте более 2 минут. Уже в три года совершил свой первый героический «побег» из детского сада – ему захотелось развлечений. Когда Кирилл объяснял воспитателям причину своего побега, он очень умело подражал интонациям и жестам своего старшего брата (тоже неоднократно бывшего в бегах и находящегося на учете в ПДН). В начальной школе устраивал настоящие спектакли под названием «не хочу – не буду». Учился, что называется, из-под палки, пропускал уроки, но всегда придумывал оправдание своим прогулам. Часто получал освобождение от уроков физкультуры, так как научился мастерски симулировать различные болезни. Оставаясь в классе, устраивал досмотры портфелей своих одноклассников. В 11 лет «при6ился» к дворовой компании старших ребят, стал называть себя «сыном тусовки», где выступал в роли шута. В этой компании совершил свое первое правонарушение: угнал велосипед своего взрослого соседа, но легко отделался по малолетству. Через три месяца украл из класса меховую шапку, как объяснил Кирилл, «за компанию». Семья Кирилла была среднего достатка, однако родители уделяли мало внимания воспитанию обоих сыновей.

Наши рекомендации