Практическое задание по теме. Разработайте проект проведения благотворительной акции в вашем микросоциуме на

Разработайте проект проведения благотворительной акции в вашем микросоциуме на основании диагностики микросреды и выделения её проблемного поля.

Исследовательское задание

На основании опубликованных результатов опросов общественного мнения, публикаций в СМИ выявите отношение жителей разных стран и регионов к благотворительной деятельности. На основании проведенного сравнительного анализа выделите условия, способствующие эффективности организации благотворительных акций.

Задание для самостоятельной работы

Познакомьтесь с вариантом составления характеристики микрорайона школы, представленной в разделе «Документы социально-педагогической деятельности». Заполните социально-педагогическую карту-схему микрорайона вашего учебного заведения или места проживания, обоснуйте выделенные вами параметры и условные обозначения. Какие исследования необходимо провести, для того чтобы дополнить данные карты-схемы социально-педагогическими характеристиками? Что или кто может стать источником необходимой для этого информации? Составьте рекомендации по организации социально-педагогической деятельности в исследуемом микросоциуме. Форма отчета: письменный текст, включающий разработанный комплекс социально-педагогических методик и технологий. Форма предъявления результата: выступление на семинаре, материалы для портфолио «Портфель социального педагога».

ТЕМА 12. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

КОНФЛИКТЫ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ, ТИПЫ И СПОСОБЫ ПРОТЕКАНИЯ

Понятие конфликта достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Приведем одно из наиболее распространенных и принятых в психологии определений конфликта, которого будем придерживаться в дальнейшем. Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимоотношениях или межличностных действиях индивидов или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

В соответствии с данным определением выделяют четыре вида конфликтов:

- внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;

- межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;

- межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;

- личностно-групповой – возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

Существуют сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них:

- кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности – в своем воображении, иногда на самом деле);

- недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);

- инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);

- напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются к худшему, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);

- дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, которые трудно выразить словами).

Педагогически важно отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта. В практике социального педагога больше интересует не столько устранение инцидента, сколько анализ конфликтной ситуации. Ведь инцидент можно заглушить путем «нажима», тогда как конфликтная ситуация сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность коллектива.

В педагогической литературе чаще обсуждаются предотвращение, ослабление, разрешение конфликтов реже – управление ими. Такие авторы как Д. И. Фельдштейн и Л. И. Воробьева подчеркивают, что школьные педагоги рассматривают конфликты как нежелательное явление, почти как стихийное бедствие, как нечто неуправляемое и выходящее из-под контроля. На протяжении ряда лет практическим работникам школ и внешкольных учреждений важнее было внешнее благополучие, по которому складывалось мнение о качестве и уровне воспитательной работы. Ведь если много этими конфликтами заниматься, да еще широко оповещать о них, как бы у других не сложилось мнение, что в школе много беспорядков, как бы о школе плохо не думали (Г. М. Андреева).

Установлено, что противоречия, возникающие среди подростков, не всегда приводит к конфликту. От умелого и чуткого педагогического руководства зависит, вырастет ли противоречие в конфликт или найдет свое разрешение в дискуссиях и спорах. Успешное разрешение конфликта зависит подчас от той позиции, которую занимает педагог по отношению к ней (авторитарная, нейтральная, избегание конфликтов целесообразное вмешательство в конфликт). Управлять конфликтом, прогнозировать его развитие и уметь разрешать – своеобразная «техника безопасности» педагогической деятельности (Д. Ф. Морецкий).

В. М. Афонькова утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты подростков зависит от позиции педагога. Таких позиций может быть, как минимум, четыре:

- позиция авторитарного вмешательства в конфликт – педагог не будучи убежден, что конфликт – это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его;

- позиция нейтралитета – педагог старается не замечать и не вмешиваться в столкновения, возникающие среди воспитанников;

- позиция избегания конфликта – педагог убежден, что конфликт – показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации;

- позиция целесообразного вмешательства в конфликт – педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела (В. М. Афонькова, В. П. Беспалько). Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать и управлять конфликтом.

В плане изучаемой проблемы очевидный интерес представляют идеи А. В. Мудрика относительно корректировки общения подростков. По его мнению, необходимость в корректировке возрастает в том случае, когда у подростка не сложилось общение в коллективе и когда необходимо отладить общение со старшими или младшими ребятами. Как правило, корректировку общения подростков целесообразно проводить косвенными путями. При этом основной задачей педагога будет создание таких ситуаций, в которых заложены возможности для нового видения подростками друг друга.

Преодоление конфликтов у школьников А. В. Мудрик рассматривает как особый случай этой корректировки. В зависимости от типа конфликта предлагаются следующие способы его разрешения:

- групповые дискуссии – особо эффективные при разрешении «ценностных конфликтов»;

- индивидуальные беседы, полезные при всех типах конфликтов;

- педагогический маневр – универсальный способ разрешения конфликтов, который заключается в сознательном введении дополнительных факторов, усиливающих общественно ценные мотивы конфликтных изменений его содержания, в подкреплении нравственных усилий отдельных учащихся в их попытках решения конфликтов.

Качество общения при этом будет зависеть от:

- постановки перед школьниками проблем, адекватных их возрастным особенностям, которые ранее не привлекали внимание;

- сообщения неординарной информации, которая в соответствии с возрастными особенностями должна заинтересовать школьников;

- выдвижения перед коллективом или группой учащихся определенной альтернативы, необходимость обсуждения которой объективно диктуется характером жизнедеятельности подростков;

- переориентации интересов членов коллектива или группы учащихся.

Особую роль в корректировке содержания общения школьников играет характер общения педагога с учащимися. В том случае, когда оно доброжелательное, а тем более доверительное, корректировка содержания общения ребят происходит под влиянием личности педагога.

Предлагаемые А. В. Мудриком способы разрешения конфликтов и пути корректировки содержания общения школьников, на наш взгляд, с наибольшим воспитательном эффектом могут применяться для предупреждения и разрешения конфликтов среди подростков.

Теоретический анализ психолого-педагогической конфликтологии приводит к следующим предварительным выводам:

- в основе конфликта часто лежит объяснимое противоречие, а сам конфликт может носить конструктивный и деструктивный характер;

- у большинства педагогов сохраняется настороженное отношение к конфликтам среди учащихся;

- конфликтов не следует «бояться», поскольку они закономерны;

- конфликты среди подростков в силу их возрастных особенностей – явление распространенное и обычное;

- к конфликту часто приводит высокий эмоциональный «накал» в общении;

- причиной конфликта может служить утверждение своего «Я»;

- внутриличностный конфликт может стать причиной межличностного конфликта;

- вмешиваться педагогам в конфликт целесообразно не столько для того, чтобы устранить его, сколько для оказания помощи подростку в познании самого себя, своего товарища, своего учебного коллектива;

- прежде чем вмешиваться в конфликт, необходимо знать причины его возникновения, иначе вмешательство может приобрести педагогически негативный характер;

- конфликтная ситуация и конфликт при умелом использовании механизмов управления могут стать эффективными средствами воспитательного воздействия;

- социальному педагогу необходимы глубокие специальные знания для успешного управления конфликтами среди подростков.

Конфликты могут инициироваться не только объективными, но и субъективными условиями. К объективным обстоятельствам относится, то, что существует более или менее независимо от педагогического процесса, и что создает потенциальную возможность конфликта. Субъективные условия составляют уровень воспитанности и развития детей, осознание степени конфликтности ситуации ее участниками, их морально-ценностные ориентации. Все субъективные факторы, влияющие на конфликт, могут быть: характерологическими и ситуативными. К первым относятся устойчивые качества личности, ко вторым – переутомление, неудовлетворенность, плохое настроение, ощущение ненужности (А. А. Ершов).

Стадии конфликта

В динамике развития конфликта существует ряд стадий:

1. Предполагающая стадия – связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов. К этим условиям относятся:

а) длительное бесконфликтное состояние коллектива или группы, когда все себя считают свободными, не несут никакой ответственности перед другими, рано или поздно возникает желание искать виновных; каждый считает себя правой стороной, обиженной несправедливо, то порождает конфликт; бесконфликтное развитие чревато конфликтами;

б) постоянное переутомление, вызванное перегрузками, которые ведут к стрессам, нервозности, возбудимости, неадекватной реакции на самые простые и безобидные вещи;

в) инфорационно-сенсорный голод, недостаток жизненно важной информации, длительное отсутствие ярких, сильных впечатлений; в основе всего этого лежит эмоциональная перенасыщенность будничной повседневностью. Отсутствие необходимой информации в широких общественных масштабах провоцирует появление слухов, домыслов, порождает тревогу (у подростков – увлечение рок-музыкой, как наркотиками);

г) разные способности, возможности, условия жизни – все это ведет к зависти к преуспевающему, способному человеку. Главное, чтобы в любом классе, коллективе, группе никто не чувствовал себя обделенным, «человеком второго сорта»;

д) стиль организации жизни и управления коллективом.

2. Стадия зарождения конфликта – столкновение интересов различных групп или отдельных людей. Оно возможно в трех основных формах:

а) принципиальное столкновение, когда удовлетворение одних может быть реализовано определенно только за счет ущемления интересов других;

б) столкновение интересов, которое затрагивает лишь форму отношений между людьми, но не задевает серьезно их материальных, духовных и других потребностей;

в) возникает представление о столкновении интересов, но это мнимое, кажущееся столкновение, не задевающее интересов людей, членов коллектива.

3. Стадия созревания конфликта – столкновение интересов становится неизбежным. На этой стадии формируется психологическая установка участников развивающегося конфликта, т. е. не осознаваемая готовность действовать тем или иным образом, чтобы снять источники дискомфортного состояния. Состояние психологического напряжения побуждает к «атаке» или к «отступлению» от источника неприятных переживаний. Окружающие люди могут догадываться о зреющем конфликте быстрее, чем его участники, у них более независимые наблюдения, более свободные от субъективных оценок суждения. О созревании конфликта может свидетельствовать и психологическая атмосфера коллектива, группы.

4. Стадия осознания конфликта – конфликтующие стороны начинают осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов. Здесь возможен ряд вариантов:

а) оба участника приходят к выводу о нецелесообразности конфликтующих отношений и готовы отказаться от взаимных претензий;

б) один из участников понимает неизбежность конфликта и, взвесив все обстоятельства, готов уступить; другой участник идет на дальнейшее обострение; рассматривает уступчивость др. стороны как слабость;

в) оба участника приходят к выводу о непримиримости противоречий и начинают мобилизацию сил для решения конфликта в свою пользу.

Наши рекомендации