Особенности внеучебных мероприятий
Этап (1-4 класс)
На этом этапе, в первую очередь, преследуются цель научить учащихся учиться. Формируются нормы поведения, развитие социальных способностей и умений. Этот этап можно считать необходимым введением учащегося начальной школы в специально организованное пространство сотрудничества. На этом этапе учащиеся осваивают формы групповой работы, используя ее для решения интеллектуальных, творческих и организационных задач. Процессы социализации, решающие задачи формирования детской субъектности, являются самыми важными на этом этапе. В этом смысле, речь идет о взаимообучении, которое используется для развития в школьниках творческой независимости. Г.А.Цукерман пишет, что «детское учебное (а мы добавляем и внеучебное) сотрудничество пытается разрешить проблемы саморазвития, самообучения, самовоспитания и прочих форм детской самостоятельности». Для достижений целей этого этапа специально для учащихся начальной школы реализуется программа специально спроектированных внеучебных мероприятий, объединенных по направлениям деятельности: спортивно оздоровительное, художественно - эстетическое, научно -познавательное, военно - патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Таким образом, занятия по предметам школьного цикла имеют свое естественное продолжение в разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности учащихся. Внеклассные и внешкольные занятия учащихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.
Особенности внеучебных мероприятий
- Мероприятия, «несущие» идеи и способы целостного развивающего образования, проектируются преподавателями с учётом потребностей учащихся начальной школы. Содержание и процессы взаимодействия учащихся специальным образом проектируются и соответствуют требованиям образования для данной ступени обучения.
На этом этапе осуществляется методологическая поддержка процесса проектирования. Эта поддержка связана с запуском и контролем процессов целеполагания, самоопределения, проектирования и сценирования в деятельности проектных групп образовательных учреждений. Формируется и фиксируется понятие «проектирование», осуществляется выделение проблем, возникающих у педагогов в учебной и внеучебной деятельности, организуемой в рамках школы. Планы организации внеучебной деятельности в начальной школе составляются с учётом возможностей образовательных учреждений и привлечённых ресурсов учреждений дополнительного образования. Отметим опыт организации внеучебной деятельности МОУ СОШ №87 г. Ярославля. Внеучебная деятельность в школе организована на основе реализации дополнительных образовательных программ:
§ «Начальное техническое моделирование»;
§ Театральное и художественное отделение «Школы искусств»;
§ «Мягкая игрушка»;
§ Кружок изодеятельности «Весёлая палитра»;
§ Экологический центр.
Кружков: «Мягкая игрушка», «Вышивание крестиком», «Бальные танцы», «Гандбол» и др.
- На всех этапах подготовки, организации и проведения внеучебных мероприятий в работу «включаются» наиболее заинтересованные родители и социальные партнёры образовательных учреждений. Родители учащихся активно привлекаются для проведения разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий. Такое взаимодействие с семьями учащихся позволяет реализовать один из основополагающих принципов деятельности образовательных учреждений, а именно, связь с родителями.
- Внеучебная деятельность учащихся на этих мероприятиях реализуется в основном в коллективных формах. Например, в МОУ СОШ № 1 г. Гаврилов – Яма план внеучебной деятельности по основным направлениям содержит следующие формы работы:
§ Патриотическое
Ведущие формы деятельности:
Образовательные и краеведческие экскурсии;
Туристические походы;
Классные часы на изучение правовых норм государства, законов;
КТД, праздники, викторины, познавательные игры;
Смотры-конкурсы, выставки;
Исследовательская деятельность;
Школьный музей;
Этические беседы, уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ.
§ Образовательное
Ведущие формы деятельности:
Викторины, познавательные игры и беседы;
Детские исследовательские проекты;
Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны);
Предметные недели в рамках «Академии успеха», праздники, уроки Знаний, конкурсы.
§ Проектная деятельность
Разработка проектов.
§ Спортивно-оздоровительное
Ведущие формы деятельности:
Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья.
Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня.
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований.
Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьми.
Тематические беседы, беседы – встречи с работниками ЦРБ, школьным фельдшером.
Интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты «Здоровье - плюс», обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт».
Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса.
Агитация и запись учащихся класса в спортивные секции.
Организация походов выходного дня.
§ Художественно-эстетическое
Ведущие формы деятельности:
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки;
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;
Кружки художественного творчества;
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе;
Приглашение артистов театров города и области в школу;
Праздничное оформление школы и классных комнат.
§ Общественно-полезная деятельность
Ведущие формы деятельности:
Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»;
Работа по озеленению школы;
Организация дежурства в классах;
Профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий;
Выставки поделок и детского творчества;
Трудовые десанты, субботники;
Сюжетно-ролевые игры.
- Внеучебные мероприятия школ, охватывая весь контингент учащихся начальной школы и формируя тем самым уникальное общее, пространство общения и взаимодействия учащихся и преподавателей, выстраивается в определенную систему. Эта система организации внеучебной деятельности учащихся в концепции целостного развивающего образования реализуется на первом этапе в начальной школе. Совместная деятельность рассматривается как условие возникновения и реализации нравственного отношения к окружающему миру, людям. Именно совместная деятельность становится необходимым условием и основным средством реализации воспитательных функций. Решающее влияние на воспитание личности будут оказывать отношения, которые складываются в процессе её осуществления, а точнее характер этих отношений. Классный час «Правда или ложь?», проводимый в рамках программы гражданско–правового воспитания учащихся в МОУ СОШ № 21 г. Рыбинска направлен на формирование нравственных ценностей и способности к самоопределению у учащихся 4 класса начальной школы.
- Особое место во внеучебной деятельности занимают различные экскурсии, которые организуются не реже раза в четверть. В конце каждой четверти организуются поощрительные поездки для тех школьников, которые были награждены похвальными грамотами за успехи в учебе, примерное поведение и прилежание.
- Во многих образовательных учреждениях работают театральные студии и студии ораторского искусства и декоративно-прикладного творчества, спортивные клубы. К праздникам и знаменательным дням учащиеся осуществляют постановку спектаклей музыкальных постановок.
- В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов, почетных кубков по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания. Имена и фамилии учащихся, получивших в конце года особые награды «За лучшую успеваемость», «За примерное поведение», «Ученик года» отмечаются грамотами и благодарностями. Каждая церемония сопровождается концертом учащихся.
Все разнообразные виды внеурочной деятельности, практикуемые в школах Ярославской области, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности педагогов, учащихся и родителей, коллег и партнеров из других школ, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребенка.
На основании приведённых примеров организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы можно сделать следующие выводы:
§ каждое учебное заведение имеет собственные ресурсы для организации этой работы;
§ помощь школе могут оказать учреждения, предприятия, общественность, родители, заинтересованные в повышении качества образования подрастающего поколения.
При этом существенная роль принадлежит педагогическому коллективу, проектирующему внеурочную деятельность в школе; учителю, который стремится объединить усилия школы, учреждений дополнительного образования детей, каждого партнёра школы, для того, чтоб расширить границы непосредственного опыта детей, а также на практике осуществить интерактивные содержательные связи между образовательными, личностными, социокультурными и профессиональными установками личности школьника.