Физиологические особенности работоспособности детей дошкольного возраста

Считается, что процесс обработки большого количества информации является отражением сложного взаимодействия множества функциональных систем, среди которых ведущее место занимает центральная нервная система (ЦНС). Ее функциональное состояние во многом определяется уровнем активации коры и глубоких структур мозга, соотношением многих вегетативных, моторных и биоэлектрических активаций.

Формирование и развитие этого распределения происходят в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов, обеспечивающих для каждого возрастного периода характерные специфические нейрофизиологические условия формирования и развития психических функций. При этом успешность их обучения зависят не только от педагогических методов подачи материала, но и от применяемых средств. Данные свидетельствуют об имеющих особенностях функциональной асимметрии полушарий головного мозга, которые вероятно, связаны не только с активными процессами онтогенеза в данном возрастном периоде, но и обусловлены спецификой программы обучения.

Известно, что возрастные различия включения разных зон коры детей в базовую структуру взаимодействия отражают специфику их созревания в онтогенезе. Неравномерный темп созревания структур головного мозга- более позднее становления нейронного аппарата ассоциативных областей в сравнении с проекционными зонами- определяет постепенность и дифференцированность формирования их связей, что позволяет увеличить пластичность мозговых систем при переходе от покоя к когнитивной деятельности.

Эмоциональное состояние детей дошкольного возраста отличается большой лабильностью, что затрудняет этим социально психологическую адаптацию. Эмоции первыми включаются в работу функциональной системы адаптации и являются "пелингом" происходящих в организме Они позволяют оценить степень эмоционального напряжения организма и повлиять на умственную работоспособность. Умственная работоспособность в данном случае выступает как адепт уровня здоровья на фоне психического профиля индивида.

С учетом изложенного выше изучение психо- эмоционального состояния умственной работоспособности детей дошкольного возраста является актуальным и имеет важное значение при организации воспитательно- образовательного процесса.

Физилогически опознание зрительных стимулов является важнейшим условием познавательного развития ребенка, что определяется ролью зрительного канала, как основного источника информации об окружающем мире. Процесс опознания обеспечивается распределенными нейронными сетями, включающими как модально- специфические, так и передне- ассоциативные корковые зоны

Возрастные различия включения разных зон коры в базовую структуру взаимодействия отражают специфику их созревания в онтогенезе. Неравномерный темп созревания структур головного мозга – более позднее становления нейронного аппарата ассоциативных областей в сравнении с проекционными зонами- определяет постепенность и дифференцированность формирования их связей, что позволяет увеличить пластичность мозговых систем при переходе от покоя к когнитивной деятельности.

Структура системы памяти любой модальности включает в себя в качестве компонента краткосрочную память, которой отводиться особая роль в связи с ее участием в осуществлении переработки поступающей информации. Известно, что в течение суток амплитуды ритма психофизиологических показателей у детей меняется весьма существенно и это имеет непосредственное отношение к совершенствованию режима обучения. В то же время обзор литературы позволил П. Колькюхуню выделить 3 наиболее часто встречающиеся формы дневных изменений краткосрочной памяти: непрерывный подъём, начальный подъем, и последующее снижение и, наконец, 2 подъема кривой активности. Подобные литературные данные позволяют сделать вывод о том, что групповая кривая ритма вполне не репрезентативна, так как она объединяет качественно различные варианты индивидуальных кривых, при этом на характер групповой кривой в основном оказывают влияние наиболее часто встречающиеся варианты.

В настоящее время в Республике Казахстан устанавливается следующая возрастная периодизация, отражающая особенности физического и психического развития ребенка:

- младенческий возраст: дети от рождения до года;

- ранний возраст: от 1 до 2 лет, от 2 до 3 лет;

- младший дошкольный возраст: от 3 до 4 лет, от 4 до 5 лет;

- старший дошкольный возраст: от 5 до 6 лет;

Исходя из возрастной периодизации в организациях дошкольного воспитания и обучения комплектуются следующие возрастные группы:

- группы раннего возраста (от года до 2 лет);

- 1 младшая группа (от 2 до 3 лет);

- 2 младшая группа (от 3 до 4 лет);

- средняя группа (от 4 до 5 лет);

- старшая группа (от 5 до 6 лет).

Создается возможность организацию разновозрастных дошкольных групп по разным основаниям: психофизическое и интеллектуальное развитие ребенка, желание родителей обучать ребенка по другим программам, родственные отношения детей и др. Максимальный допустимый объем недельной учебной нагрузки воспитанников и продолжительности организованной учебной деятельности вводиться с целью защиты интересов здоровья и психики ребенка.

Таким образом, общеобразовательная нагрузка всех возрастных уровней дошкольного образования должна соответствовать санитарно- гигиеническим нормам и правилам, установленным в технических требованиях Государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования Республики Казахстан, где определены рамки учебной нагрузки для каждого возрастного периода.

Формы и методы дошкольного образования должны быть направлены на формирование ключевых компетентций с учетом наклонностей, интересов, способностей и возможности организма ребенка.

Наши рекомендации