Схема 4. Примерная схема психолого-педагогического самоанализа воспитательного мероприятия

Задания по педагогике

Содержание деятельности студента-практиканта.

1. В ходе практики студент осуществляет анализ состояния воспитательной работы в классе.

2. На основе аналитико-диагностической деятельности выделяет имеющиеся проблемы воспитательной работы с классом, определяет 2-3 приоритетных направления, осуществляет планирование на период практики.

3. Осуществляет его воспитательную работу в школе в соответствии с функциями классного руководителя.

4. Организует взаимодействие с учащимися по приоритетным направлениям в разнообразных формах воспитательной работы (классные часы, групповое творческое дело (ГТД), устный журнал, праздники, конкурсы, индивидуальная работа с учащимися и др.), адекватных поставленным задачам Обязательными является проведение классного часа или ГТД.

5. Анализирует воспитательную работу и ее результаты.

Отчетная документация студента по практике.

1. Контрольно-зачетная книжка, заполненная в соответствии с требованиями.

2. Анализ состояния воспитательной работы в классе (схема 1). План воспитательной работы на период практики (схема 2).

3. Методическая разработка ГТД (воспитательного мероприятия) и самоанализ (схема 3, 5).

4. Анализ результатов педагогической практики (схема 5).

Примечание.

По итогам практики классный руководитель дает письменную характеристику с рекомендуемой оценкой за проведенную студентом воспитательную работу в классе (в аттестационной книжке). В случае если студент выполнил не всю программу практики, преподаватель кафедры педагогики имеет право снизить отметку за воспитательную работу. Преподаватель кафедры педагогики выставляет две оценки: 1) за воспитательную работу (с учетом оценки классного руководителя); 2) за представленную отчетную документацию.

Схема 1. Анализ состояния воспитательной работы в классе.

1. Наличие плана воспитательной работы.

1. Отражение в плане целей, задач и основных направлений деятельности с классом:

2. а) ориентация целей на результаты в воспитании учащихся;

3. б) соответствие целей, задач и основных направлений деятельности особенностям классного коллектива и необходимости решения имеющихся проблем в воспитании в конкретном классе;

4. в) соотносятся ли цели, задачи и основные направления деятельности классного руководителя с целями и задачами воспитательной работы школы.

5. Степень включения учащихся в жизнедеятельность класса (наличие самоуправления).

6. Связь с социальной средой (учреждениями дополнительного и профессионального образования, неформальными детскими объединениями, клубами по интересам и т.д.).

7. Уровень сформированности детского коллектива.

8. Имеющиеся проблемы в воспитательной работе с учащимися и способы их решения.

9. Работа по организации взаимодействия с родителями, педагогическим коллективом, службами школы (психолог, социальный педагог, мед. работник и др.).

10. Носит ли воспитательная работа эпизодический характер или выстроена как система?

11. Выявление проблем, существующих в воспитании учащихся и определение приоритетных проблем, по решению которых выстраивается деятельность студента.

Схема 2. План воспитательной работы студента на период практики.

Образец

Направления деятельности классного рук-ля 1) Задачи Формы организации воспитательной работы 2) Сроки Ответственные 3)
I II III IV V

Примечание:

1. выбирается не менее 2-х направлений в работе с данным классом. Направления должны соответствовать проблемам, выявленным в результате анализа состояния воспитательной работы в классе;

2. определяются формы, адекватные поставленным задачам. Воспитательная работа должна включать разнообразные формы (классный час, устный журнал, проведение конкурсов и т.д.);

3. Обязательно должно быть отражено участие учащихся.

Например, в результате диагностики развития личности учащихся и ученического коллектива в 5 классе выявлены высокий уровень конфликтности, отсутствие навыков совместной работы в разных видах деятельности. Возникает необходимость решения проблемы воспитания культуры общения учащихся. С учетом вышесказанного план может выглядеть следующим образом.

I II III
Воспитание культуры общения - знакомство с общепринятыми нормами поведения человека; - формирование опыта общения.   Этическая беседа «Поговорим о хороших манерах» Ролевая игра «В мире вежливости». Праздник «Рыцарский турнир».

Схема 3. Примерная схема методической разработки внеклассного мероприятия.

1. Тема

2. Форма проведения

3. Воспитательно-образовательные цель и задачи данного вида мероприятия с учащимися.

4. План подготовительной работы.

5. Оборудование и оформление.

6. План проведения мероприятий, его основные этапы и их деятельность.

7. Конспект мероприятия (раскрыть содержание занятия в соответствии с планом его проведения).

8. Используемая литература.

Схема 4. Примерная схема психолого-педагогического самоанализа воспитательного мероприятия.

1. Школа, класс, форма проведения, вид работы, тема проводимого внеклассного мероприятия

2. Цели и задачи проводимой работы.

3. Педагогическое обоснование выбора темы и формы:

1. почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы;

2. соответствие его задачам воспитательной работы в данном классе;

3. отвечает ли реальным потребностям и интересам учащихся данного класса;

4. соответствие возрастным особенностям.

4. Характеристика подготовительной работы (степень участия в подготовке мероприятия детского коллектива, органов самоуправления, отдельных учащихся; уровень активности и самостоятельности при подготовке мероприятия, способы стимулирования инициативы и активности; характер педагогического руководства детским коллективом при подготовке мероприятия).

5. Оценка содержания и методики проводимого мероприятия:

1. соответствие содержания мероприятия поставленной цели;

2. познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;

3. эмоциональная насыщенность, интерес детей к занятию, их активность;

4. приемы и методы, использованные в работе, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;

5. связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды.

6. Соотношение прогнозируемых и полученных результатов (эффективность).

7. Предложения по совершенствованию методики подготовки и проведения подобных мероприятий.

Наши рекомендации