Схема 4. Примерная схема психолого-педагогического самоанализа воспитательного мероприятия
Задания по педагогике
Содержание деятельности студента-практиканта.
1. В ходе практики студент осуществляет анализ состояния воспитательной работы в классе.
2. На основе аналитико-диагностической деятельности выделяет имеющиеся проблемы воспитательной работы с классом, определяет 2-3 приоритетных направления, осуществляет планирование на период практики.
3. Осуществляет его воспитательную работу в школе в соответствии с функциями классного руководителя.
4. Организует взаимодействие с учащимися по приоритетным направлениям в разнообразных формах воспитательной работы (классные часы, групповое творческое дело (ГТД), устный журнал, праздники, конкурсы, индивидуальная работа с учащимися и др.), адекватных поставленным задачам Обязательными является проведение классного часа или ГТД.
5. Анализирует воспитательную работу и ее результаты.
Отчетная документация студента по практике.
1. Контрольно-зачетная книжка, заполненная в соответствии с требованиями.
2. Анализ состояния воспитательной работы в классе (схема 1). План воспитательной работы на период практики (схема 2).
3. Методическая разработка ГТД (воспитательного мероприятия) и самоанализ (схема 3, 5).
4. Анализ результатов педагогической практики (схема 5).
Примечание.
По итогам практики классный руководитель дает письменную характеристику с рекомендуемой оценкой за проведенную студентом воспитательную работу в классе (в аттестационной книжке). В случае если студент выполнил не всю программу практики, преподаватель кафедры педагогики имеет право снизить отметку за воспитательную работу. Преподаватель кафедры педагогики выставляет две оценки: 1) за воспитательную работу (с учетом оценки классного руководителя); 2) за представленную отчетную документацию.
Схема 1. Анализ состояния воспитательной работы в классе.
1. Наличие плана воспитательной работы.
1. Отражение в плане целей, задач и основных направлений деятельности с классом:
2. а) ориентация целей на результаты в воспитании учащихся;
3. б) соответствие целей, задач и основных направлений деятельности особенностям классного коллектива и необходимости решения имеющихся проблем в воспитании в конкретном классе;
4. в) соотносятся ли цели, задачи и основные направления деятельности классного руководителя с целями и задачами воспитательной работы школы.
5. Степень включения учащихся в жизнедеятельность класса (наличие самоуправления).
6. Связь с социальной средой (учреждениями дополнительного и профессионального образования, неформальными детскими объединениями, клубами по интересам и т.д.).
7. Уровень сформированности детского коллектива.
8. Имеющиеся проблемы в воспитательной работе с учащимися и способы их решения.
9. Работа по организации взаимодействия с родителями, педагогическим коллективом, службами школы (психолог, социальный педагог, мед. работник и др.).
10. Носит ли воспитательная работа эпизодический характер или выстроена как система?
11. Выявление проблем, существующих в воспитании учащихся и определение приоритетных проблем, по решению которых выстраивается деятельность студента.
Схема 2. План воспитательной работы студента на период практики.
Образец
Направления деятельности классного рук-ля 1) | Задачи | Формы организации воспитательной работы 2) | Сроки | Ответственные 3) |
I | II | III | IV | V |
Примечание:
1. выбирается не менее 2-х направлений в работе с данным классом. Направления должны соответствовать проблемам, выявленным в результате анализа состояния воспитательной работы в классе;
2. определяются формы, адекватные поставленным задачам. Воспитательная работа должна включать разнообразные формы (классный час, устный журнал, проведение конкурсов и т.д.);
3. Обязательно должно быть отражено участие учащихся.
Например, в результате диагностики развития личности учащихся и ученического коллектива в 5 классе выявлены высокий уровень конфликтности, отсутствие навыков совместной работы в разных видах деятельности. Возникает необходимость решения проблемы воспитания культуры общения учащихся. С учетом вышесказанного план может выглядеть следующим образом.
I | II | III |
Воспитание культуры общения | - знакомство с общепринятыми нормами поведения человека; - формирование опыта общения. | Этическая беседа «Поговорим о хороших манерах» Ролевая игра «В мире вежливости». Праздник «Рыцарский турнир». |
Схема 3. Примерная схема методической разработки внеклассного мероприятия.
1. Тема
2. Форма проведения
3. Воспитательно-образовательные цель и задачи данного вида мероприятия с учащимися.
4. План подготовительной работы.
5. Оборудование и оформление.
6. План проведения мероприятий, его основные этапы и их деятельность.
7. Конспект мероприятия (раскрыть содержание занятия в соответствии с планом его проведения).
8. Используемая литература.
Схема 4. Примерная схема психолого-педагогического самоанализа воспитательного мероприятия.
1. Школа, класс, форма проведения, вид работы, тема проводимого внеклассного мероприятия
2. Цели и задачи проводимой работы.
3. Педагогическое обоснование выбора темы и формы:
1. почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы;
2. соответствие его задачам воспитательной работы в данном классе;
3. отвечает ли реальным потребностям и интересам учащихся данного класса;
4. соответствие возрастным особенностям.
4. Характеристика подготовительной работы (степень участия в подготовке мероприятия детского коллектива, органов самоуправления, отдельных учащихся; уровень активности и самостоятельности при подготовке мероприятия, способы стимулирования инициативы и активности; характер педагогического руководства детским коллективом при подготовке мероприятия).
5. Оценка содержания и методики проводимого мероприятия:
1. соответствие содержания мероприятия поставленной цели;
2. познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
3. эмоциональная насыщенность, интерес детей к занятию, их активность;
4. приемы и методы, использованные в работе, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;
5. связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды.
6. Соотношение прогнозируемых и полученных результатов (эффективность).
7. Предложения по совершенствованию методики подготовки и проведения подобных мероприятий.