Тезариус по специальной психологии и специальной педагогики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
факультет педагогики и психологии
кафедра медико-биологических дисциплин
Направление подготовки
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки
Специальная психология и педагогика
Самостоятельная работа по дисциплине:
Специальная педагогика. Специальная психология.
Выполнила студентка 2 курса:
Подзорова Екатерина Викторовна
Проверил:
Лыткина Аксана Виликовна
доцент, кандидат наук
Липецк-2015
Содержание
1. Тезариус по специальной психологии и специальной педагогики….4
2. Таблица «История становления специального образования в России»…………………………………………………………………..5
3. Структура специального образования в России…………………….10
4. Личностно-профессионально значимые качества педагога-дефектолога……………………………………………………………11
5. Система ранней диагностики и специальной помощи в США и странах Западной Европы……………………………………………12
6. Таблица «Типичные формы психического дизонтогенеза»………13
7. Таблица «Диффренциальная диагностика олигофрении и деменции»……………………………………………………………...13
8. Таблица «Педагогическая дифференциация умственно отсталых детей»…………………………………………………………………..20
9. Таблица «Группы умственно отсталых со специфическими нарушениями»…………………………………………………………22
10. Таблица «Состав учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушениями интеллекта»…………………………………………………………….25
11. Таблица «Особенности психического развития детей с
нарушениями интеллекта»……………………………………………26
12. Словарь «Олигофренопсихология и олигофренопедагогика» и «Психология ЗПР»…………………………………………………….35
13. Сравнение классификаций М. С. Певзнер и К. С. Лебединской….39
14. Таблица «Основные черты динамики развития психической деятельности при задержке психического развития»………………39
15. Словарь «Логопсихология и логопедагогика»……………………47
16. Таблица «Психология детей с речевыми нарушениями. Педагогическая помощь детям с нарушениями речи»……………52
17. Графическая работа…………………………………………………59
18. «Влияние речевых нарушений на ход развития ребёнка»………61
19. Словарь «Сурдопсихология и сурдопедагогика» и «Тифлопедагогика и тифлопсихология»……………………………62
20. Таблица «Особенности психического развития и обучения детей с сенсорными нарушениями»………………………………………….65
21. Таблица «Особенности речи глухих и слабослышащих детей»...84
22. Система обучения глухих…………………………………………..85
23. Таблица «Психолого-педагогическая характеристика слепых детей»………………………………………………………………….86
24. Таблица «Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей»………………………………………………………………….87
25. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения………………………………………..90
26. Почему возникает РДА? Общая характеристика…………………91
27. Как развивалась система помощи аутичным детям, подросткам и взрослым в России и за рубежом? Общая характеристика основных зарубежных и отечественных подходов к коррекции РДА……….92
28. Что должен делать учитель массовой школы (педагог или воспитатель ДО), если у воспитанника предполагается синдром РДА?..................................................................................................95
29. Эссе на тему: «Моё восприятие фильма «Человек дождя»»……..96
30. Этиопатогенетические факторы возникновения ДЦП……………97
31. Основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом…………………98
32. Типы специализированных учреждений в системе лечебно-педагогической помощи детям с церебральным параличом…….100
33. Эссе социальная адаптация детей с ОДА по фильму Джеймса Ф. Коллиера «Джони»………………………………………………….101
34. Таблица «Особенности психического развития и обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»………………….102
Тезариус по специальной психологии и специальной педагогики.
Абилитацияв раннем возрасте — это система лечебно-профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, и речевых реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж и лечебная физкультура, протезирование оперативное вмешательство и др.)
Гипертология – наука о псих-физиологическом развитии аномальных детей, закономерности их обучения и воспитания.
Коррекция – система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей.
Компенсация – сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
Лицо с особыми образовательными потребностями – лицо, нуждающееся в специальной педагогической поддержке и специфических методах образования, позволяющих преодолевать ограничения и затруднения, вызванные отклонениями в развитии.
Недостаток – физический или психический недостаток, подтверждённый ПМПК в отношении ребёнка и МСЭК в отношении взрослых.
Недостаток физический – подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое, соматическое или инфекционное заболевание.
Недостаток психический – подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствия повреждения мозга, в том числе УО, ЗПР.
Недостаток сложный – совокупность физических и (или) психологических недостатков.
Недостаток тяжёлый – физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование, в том числе и специальное является недоступным и возможности обучения ограничены в получении элементарных знаний и навыков.
Реабилитация – применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей.
Социализация – формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально-положительного поведения. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевают способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения.
Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.
Таблица «История становления специального образования в России»