Педагогические условия формирования коллектива
Советская пед-ка основательно разработала методику организации детского коллектива. Такие педагоги как С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко,а позже В.М.Коротав. И.П Иванов, осветили путь движения группы к коллективу. Вот его основные вехи:
-педагогическое требование,утверждение социально-ценностных норм жизни группы;
-коллективная деятельность,единый результат которой достигается усилиями каждого члена
группы;
-самоуправление,демократические основы руководства жизнедеятельностью группы,
базирующееся на распределении полномочий и смене лидеров группы в разноплановой деятель-
-перспективазавтрашней радости, близкая, средняя, далекая - придающая энергетическое
движение группе;
-традиции группы,фиксирующие коллективные продвижения и оформляющие автономность и
отличность коллектива; постоянная напряженная духовная деятельность по осмыслению ценностей жизни и содержания собственного бытия;
-участие группы в общественной жизни.реальная включенность в социальное пространст
во в качестве автономной единицы с ее оформлен ным представительством;
-расширение и углубление межличностных отношенийв группе, содействие высокому
статусу в группе каждого ребенка.
Признаки коллектива
1. Общая социально значимая цель. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается, обществом и государством, не противоречит господствующей
идеологии, конституции и законам государства.
2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.
3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели,и деятельности(рабочес сплоче
ние),но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).
В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества. Стадии развития коллектива(стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива – от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и обшей организации.
Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том. что приносит пользу, а что -ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают -потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. На второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
Третьи и последующие стадиихарактеризуют расцвет коллектива. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив дошел до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность Некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадиидвижения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
25, Общая характеристика современныхпед. технологий.
Пед. технология - это научно обоснованное алгоритмизированное взаимодействие педагога и воспитанников, обеспечивающих достижение заранее запланированного и реально достижимого пед. результата. Существует следующая классификация пед. технологий, построенная на оценке и характере пед. результата: 1. Технологии традиционного обучения и воспитания - в их основе лежат традиционные общепринятые методы и способы воспитания и обучения с помощью которых учащиеся осваивают базовый социокультурный опыт обеспечивающий общий уровень их развития. Эти технологии направлены на то, чтобы сформировать у учащихся способности воспроизведения получен ной информации в готовом виде и применение их в стандартных часто встречающихся ситуациях. 2. Развивающие -смысл их в том. чтобы развить творческие способности личности, умение нестандартно мыслить, чувствовать и действовать в любой ситуации и в жизненных обстоятельствах. Эти технологии основаны на том, что базовые умения и навыки в той или иной степени сформированы в процессе применения традиционных технологий. Материал представляется преимущественно в виде проблемы, которую учащиеся должны самостоятельно и творчески разрешить и обосновать принятое решение. Обучение ведется на высоком уровне трудности, в быстром темпе, а воспитат. задачи решаются с использованием реальных или искусственно проектированных ситуаций требующих принятия решения. 3. Личностно-ориентированные - они отличаются от развивающих тем. что с их помощью осуществляется развитие не отдельных сторон личности, а в совокупности в целом В этих технологиях максимально объединяются процессы обучения и обучеющего воспитания. Эти технологии строятся с учетом индивид, жизненного опыта личности, преобладающих способов технологии и освоения информации. Условием реализации этих технологий является выстраивание индивид, траектории становления личности в пед. процессе образоват. учреждения.