Педагогические условия формирования коллектива

Советская пед-ка основательно разработала методику организации детского коллектива. Такие педагоги как С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко,а позже В.М.Коротав. И.П Иванов, осветили путь движе­ния группы к коллективу. Вот его основные вехи:

-педагогическое требование,утверждение социально-ценностных норм жизни группы;

-коллективная деятельность,единый результат которой достигается усилиями каждого члена
группы;

-самоуправление,демократические основы руководства жизнедеятельностью группы,
базирующееся на распределении полномочий и смене лидеров группы в разноплановой деятель-

-перспективазавтрашней радости, близкая, средняя, далекая - придающая энергетическое
движение группе;

-традиции группы,фиксирующие коллективные продвижения и оформляющие автономность и
отличность коллектива; постоянная напряженная духовная деятельность по осмыслению ценностей жизни и содержания собственного бытия;

-участие группы в общественной жизни.реальная включенность в социальное пространст­
во в качестве автономной единицы с ее оформлен­ ным представительством;

-расширение и углубление межличностных отношенийв группе, содействие высокому
статусу в группе каждого ребенка.
Признаки коллектива

1. Общая социально значимая цель. Цель коллектива обязательно совпадает с обществен­ными целями, поддерживается, обществом и государством, не противоречит господствующей
идеологии, конституции и законам государства.

2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организа­ция этой деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели,и деятельности(рабочес сплоче­
ние),но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

В хорошо организованных коллективах проявля­ются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества. Стадии развития коллектива(стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива – от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, вос­питанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и обшей организации.

Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том. что приносит пользу, а что -ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают -потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педаго­га. Работа с активом на этом этапе требует при­стального внимания педагога. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. На второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целена­правленного воспитания определенных качеств личности.

Третьи и последующие стадиихарактеризуют расцвет коллектива. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив дошел до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность Некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадиидвижения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравст­венных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовос­питания.

25, Общая характеристика современныхпед. технологий.

Пед. технология - это научно обоснованное алгоритмизированное взаимодействие педагога и воспитанников, обеспечивающих достижение заранее запланированного и реально достижимого пед. результата. Существует следующая классификация пед. технологий, построенная на оценке и характере пед. результата: 1. Технологии традиционного обучения и воспитания - в их основе лежат традиционные общепринятые методы и способы воспитания и обучения с помощью которых учащиеся осваивают базовый социокультурный опыт обеспечивающий общий уровень их развития. Эти технологии направлены на то, чтобы сформировать у учащихся способности воспроизведения получен ной информации в готовом виде и применение их в стандартных часто встречающихся ситуациях. 2. Развивающие -смысл их в том. чтобы развить творческие способности личности, умение нестандартно мыслить, чувствовать и действовать в любой ситуации и в жизненных обстоятельствах. Эти технологии основаны на том, что базовые умения и навыки в той или иной степени сформированы в процессе применения традиционных технологий. Материал представляется преимущественно в виде проблемы, которую учащиеся должны самостоятельно и творчески разрешить и обосновать принятое решение. Обучение ведется на высоком уровне трудности, в быстром темпе, а воспитат. задачи решаются с использованием реальных или искусственно проектированных ситуаций требующих принятия решения. 3. Личностно-ориентированные - они отличаются от развивающих тем. что с их помощью осуществляется развитие не отдельных сторон личности, а в совокупности в целом В этих технологиях максимально объединяются процессы обучения и обучеющего воспитания. Эти технологии строятся с учетом индивид, жизненного опыта личности, преобладающих способов технологии и освоения информации. Условием реализации этих технологий является выстраивание индивид, траектории становления личности в пед. процессе образоват. учреждения.

Наши рекомендации