Педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников 4-го года жизни

В младшем возрасте культурно-гигиенические навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях.

К числу основных условий успешного формирования культурно - гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для дошкольников особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время - это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно - гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности. Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Подготовкой к формированию навыков самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. Обучение некоторым навыкам, например, аккуратно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности. [12, с.29]

Обучение гигиеническим навыкам надо начинать со знакомства с предметами личной гигиены: полотенца, носового платка, расчески. Также можно использовать алгоритм «Моем руки», где в картинках показано, как последовательно выполнять действия в процессе умывания. Первоначально воспитатель показывает, как правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки насухо, объясняя детям, что во время мытья рук удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызвать разные заболевания. Для того, чтобы дети быстрее запомнили место своего личного полотенца, наклеивают возле крючков фотографии детей. Это позволяет развивать интерес к гигиеническим процедурам.

Также при знакомстве детей с правилами умывания: руки надо мыть не только перед едой, но и после прогулки, по мере загрязнения, после контакта с животными. Объясняется целесообразность и важность проведения процедур. Использование сюрпризных моментов, внесение объектов, игрушек повышает активность детей и побуждает повышение их самостоятельности в выполнении гигиенических процедур. [14, с.56]

В процессе организации одевания и раздевания дошкольников необходимо не только научить самостоятельно снимать одежду и обувь, знать последовательность одевания и раздевания, аккуратно вешать снятые вещи на стульчик или в шкафчик, застегивать и расстегивать застежки, но также важными задачами являются: ознакомление детей с необходимостью бережно относиться к вещам, игрушкам; учить доводить дело до конца, преодолевать небольшие трудности; благодарить за помощь. При одевании-раздевании дети знакомятся с частями тела человека и их значением в жизнедеятельности; знакомятся с различными свойствами и качествами предметов. Проводится работа по формированию правил поведения: начав раздеваться, дети не должны отвлекаться игрой; соблюдать тишину и спокойствие в спальне и раздевалке. Во время раздевания детей нужно постоянно побуждать детей к самостоятельности. Одним помогать, другим подсказывать, с чего надо начинать раздеваться, третьим предлагать обратиться за помощью к товарищам.

Наряду с обучением детей правилам есть ложкой и закреплением полученного навыка решаются не менее задачи, направленные на обеспечение удобной посадки за столом, имеет значение и сервировка стола. На столе должны быть: скатерть, блюдце для хлеба (дети учатся брать хлеб самостоятельно), салфетница (дети учатся вытирать губы, подбородок). Все это привлекает внимание детей и повышает аппетит.

Одной из главных задач, направленных на ознакомление детей с правилами поведения за столом являются правила: на столе всегда порядок (не должен быть накрошен хлеб, рассыпаны кусочки пищи, за столом сидим с чистыми руками и лицом, правильно пользуемся столовыми приборами и салфетками, обязательно благодарим за еду). В течение года необходимо знакомить детей с блюдами, приготовленными в детском саду, организуя беседы о пользе разнообразной пищи и содержащихся в ней витаминов для здоровья человека.

Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. [27, с.38]

Наиболее эффективным средством формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является игра. Игровые приемы помогают привлечь внимание детей к последовательности действий, способствуют поддержанию самостоятельности в самообслуживании. Игры, связанные с режимными и гигиеническими моментами в повседневной жизни ребенка, помогают малышу не только осознать необходимость, но и почувствовать желание самостоятельно умываться, одеваться, убираться и т. д., вырабатывают позитивное отношение к режимным моментам.

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. [6, с.97]

Для детей дошкольного возраста большое значение имеет осознание значения культурно-гигиенических навыков, им нужно сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, её значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. Всё это способствует прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек. С этой целью можно так же использовать вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятия, прогулки и т. п. Предварительно следует предложить детям подумать и рассказать, что и как они будут делать. Затем проследить за действиями детей и опять вернуться к их совместному обсуждению, оценке.

Для привития культурно-гигиенических навыков применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения, такие как «Чище мойся - воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т.п..

Н.Ф. Виноградова отмечает: «Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям необходимым в процессе одевания, умывания, еды» [7, с.98]

Показ сопровождается пояснением. Показ любого действия должен даваться таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд). Показ действия обязательно сопровождается проговариванием («Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»). Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет ребенку большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также следует обращать внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол. Показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом, именно это поможет ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.

Обучая детей нужно учитывать их опыт. Учить ребёнка пользоваться вилкой, нужно учить тогда когда ребенок научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки. [3, с.24]

Буре Р.С. отмечает, что методические приёмы, которые использует педагог, необходимо менять. В каждодневной деятельности совершаются культурно - гигиенические навыки, формируются привычки. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам, -убеждению, разъяснению смысла правил. Тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение всё более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается, лишь умение подчиняться требованию взрослого.» [3, с.35]

Обычно качество и правильная последовательность действий находится вне внимания взрослого. При этом часто считается неважным следить за тем, перешел ли навык в привычку. В младшем дошкольном возрасте надо проводить повторное обучение навыкам на иной, чем в детстве, основе. Ребенку надо помочь осознать приемы и условия выполнения культурно-гигиенических навыков, а так же их необходимость. Опираясь на расширение и усложнение его практического опыта. А для этого необходима специально организованная деятельность ребенка под руководством взрослого, тогда детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). На первых порах формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.

Особая роль в воспитании культурно - гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Значительное внимание отводится при этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накорми куклу обедом» и т.п.).

Именно игровые приемы позволяют воспитателю более активно воздействовать на ребенка. Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий. В играх с куклами у младших дошкольников формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре - кукле, которое переносится затем на сверстников. Можно внести в группу большую куклу и сказать, что она приехала к малышам, и будет жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей игрушечный шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и т. д. Придумывают кукле имя. Затем учат куклу навыкам самообслуживания. Кукла иногда даёт оценку действиям детей.

Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает как самостоятельная деятельность детей и требует чуткого руководства воспитателя. Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал, дидактические игрушки, игры. Продумать, как можно разместить, дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей. «С помощью игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации [3, с.26]. Так же желательно постепенно вносить новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).

Именно посредством игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно - следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.Игра является одним из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, воспитание культурно-гигиенических навыков. Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Е.А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществить учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В современных исследованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений.

В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. При этом воспитатель активно использует художественное слово, к месту вспоминает знакомые потешки, поговорки, пословицы, меткие сравнения из любимых художественных произведений. Волшебное воздействие оказывают на детей юмористические частушки Г. Ладонщиковой из книги «Про знакомые дела.»

Я под краном руки мыла,

А лицо помыть забыла.

Увидал меня Трезор:

Зарычал: «Какой позор!»

Активное использование художественного слова в процессе организации режимных моментов

«Умывание»:

Утром звери просыпались,

Чисто звери умывались.

Лишь Медведь не умывался,

Неумытым он остался.

Стали мы его купать,

С головою окунать.

Плачет Мишенька: - Простите!

И меня вы отпустите!

Я большой,

Я буду сам –

Умываться по утрам!

·Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

·Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу,

Оба глаза! Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Хорошенько! Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся! Умывайся!

Грязь, смывайся! Убирайся!

·Пара-пара-паровоз

Мало пара нам привез,

А без пара Ваньке –

Не помыться в баньке.

- Я сегодня утром рано,

Умывалась из-под крана!

Я сама теперь умею

Вымыть личико и шею.

«Расчесывание»:

·Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынка до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочку, слушайся.

·Под окном лиса поёт,

Петушка гулять зовёт:

Петя, Петя, петушок,

У тебя есть гребешок,

Приходи на мостик,

Расчеши мне хвостик»

«Приятного аппетита»В.Берестов

А у нас есть ложка

Волшебная немножко.

На тарелочке - еда.

Не оставит и следа!

Кликнем ложку нашу –

Подберет всю кашу!

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала –

Кашки гречневой не стало!Ю.Кушак

Прискакала к Маше,

Попросила каши.

Ты не жмурься,

А ложку возьми,

Да себя и меня покорми:

Маше ложечка,

И мне немножечко!

Маше ложечка,

И мне немножечко!

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

«Уход за вещами»:

А у нас сегодня - стирка...

Вместе с мамочкой вдвоем.

Все игрушки постираем,

Их в порядок приведем.

Мишка был таким чумазым,

Видно где-то, там, в лесу –

Лапки очень перемазал...

Следы меда - на носу...

И пушистый наш котенок –

Весь испачкался в трубе.

Стал он черным, как чертенок.

Ох,- хлопот доставил мне!

Даже мячик искупали.

Он так мыться не хотел..

Мы за мылом... он из ванной –

Убежать от нас успел.

Все красивы, все прекрасны..

И секрета - вовсе - нет!

Надо всем купаться чаще,

Это просто - мой совет!

Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять,

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

«Спать пора»:·Баю-баюшки-баю Л. Мей

Баю-баюшки-баю,

Баю Машеньку мою.

Что на зорьке-то заре,

О весенней о поре,

Пташки вольные поют,

В темном лесе гнезда вьют.

Соловей-ка соловей,

Ты гнезда себе не вей:

Прилетай ты в наш садок,-

Под высокий теремок,

По кусточкам попорхать,

Спелых ягод поклевать,

Солнцем крылья обогреть,

Маше песенку пропеть.

Баю-баюшки-баю,

Баю Машеньку мою!

Для закрепления культурно-гигиенических навыков и привычек целесообразно использовать сюжетно-ролевую игру. Во время игры необходимо обратить внимание на игры ребенка, как он посадил куклу за стол и собирается её кормить. В это время нужно подсказать ему: «Ты всегда перед едой моешь руки. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?».

Или другая ситуация, когда ребёнок укладывает спать куклу. Необходимо напомнить, что перед сном ты всегда снимаешь одежду и аккуратно складываешь её. Твоя дочка тоже не хочет спать одетой». Таким образом, усвоение культурно-гигиенические навыки закрепляются и обогащают содержание детских игр. Дошкольники начинают переносить их в разные игровые ситуации, и тогда предметные действия превращаются в игровые [26, с.7]

Принципом проведения игр становится более широкое, комплексное воздействие на сознание и нравственные чувства детей, а также предоставление им возможности упражняться в совершении нужных действий, поступков. Постепенно детям предоставляется все больше самостоятельность, минуя показ действий, создается возможность для самостоятельных упражнений в культурном поведении.Постепенно воспитатель вносит в игровые уголки новые атрибуты, позволяющие развивать содержание игр в соответствии с приобретенными навыками культурного поведения.

Обучая детей четырех лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования его трудолюбия. Особое терпение и педагогический такт требуется от воспитателя, чтобы не погасить детскую инициативу.

В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре. Следует поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки. Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Игра-лото «Как мы одеваемся?» поможет отработать навыки детей в самообслуживании и культуре внешнего вида. Можно так же использовать игры упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). [19, с.42]

С целью привития навыков личной гигиены можно организовать в игре встречу с Мойдодыром, где дошкольники научат мальчика - грязнулю умываться, пользоваться умывальными принадлежностями. После этого мальчик становится чистым и Мойдодыр его хвалит, а детей он хвалит за то, что они научили этого мальчика умываться. [14, с.56]

Г.Лямина, отмечает, что выполнение культурно-гигиенических требований должно стать логической частью поведения ребенка и воспитываться во всех видах его деятельности. Воспитание прочных культурно-гигиенических умений возможно лишь на базе гигиенических представлений, формирующихся у детей при сообщении элементарных взаимосвязанных знаний. В процессе закрепления умений надо выделить самые основные действия и обосновать детям необходимость их выполнения, добиться осознанного запоминания детьми последовательности этих действий. При обучении детей наряду с показом и объяснением действий нужно использовать наглядный материал, элементарные опыты, дидактические игры, художественную литературу, необходимо разнообразить приемы, побуждающие детей к выполнению требований педагога, а также к большей активности и самостоятельности. Применять различные виды контроля, создавать нестандартные ситуации, для того чтобы научить детей и в измененных условиях пользоваться имеющимися умениями. Важно не только правильно организовать условия внешней среды, но и максимально использовать их для формирования самостоятельности и активности детей при осуществлении культурно-гигиенических умений. [16, с.52]

Итак, в содержании параграфа работы мы рассмотри условия формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников 4-го года жизни, среди которых является сюжетная игра, игровые приемы и упражнения, активное использование иллюстраций и художественного слова, способствующие созданию хорошее настроение и формированию положительного отношения к выполнению культурно - гигиенических навыков. Для их успешного решения задач, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников 4-го года жизни используют целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Таким образом, теоретический анализ литературы позволяет выделить следующие педагогические условия, при которых процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни будет более эффективным. Среди эффективных педагогических условий, назовем следующие:

1.Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года, которое будет построено с учетом возрастных особенностей детей.

2.Система работы, по формированию культурно-гигиенических навыков будет включена в режимные моменты: прием пищи, умывание, одевание и раздевание одежды, посредством использования художественного слова, рассматривания иллюстраций, игр и игровых упражнений.

3.Организация предметно-развивающей среды будет стимулировать дошкольников 4-го года жизни к самостоятельному проявлению культурно-гигиенических навыков.

Наши рекомендации