Педагогические условия формирования творческой саморазвиваю- щейся личности младших школьников

Чтобы формировать творческую личность в процессе обучения, каждый педагог должен быть знаком с сущностью творческого процесса, современными представлениями о нем, методами изучения творчества, качествами творческой личности, их системой, чтобы иметь возможность формировать такие качества у школьников начальных классов. Каждый учитель должен уметь диагностировать уровень творчества, знать основные формы, пути и механизмы формирования творческой личности, особенно главную из них – творческую задачу.

Школа должна как можно раньше выявить качества творческой личности у учащихся и развивать их у всех школьников, обращая внимание, конечно, на то, что дети рождаются с разными задатками творчества.

Как показывают исследования, лишь в 13% учеников формируют целевые установки на выявление нового, раньше неизвестного, а у остальных – на механическое запоминание текстов. Чтобы решить эту проблему, учителю необходимо организовать работу с учениками в трех направлениях;

1) правильно формулировать целевую установку (отмечать, перечислять факты, все, что подлежит усвоению; давать общее представление о теме, которую нужно выучить; обращать внимание на новизну изучаемого материала; уделять внимание критике: критическому отношению к учебнику; делать прогнозирование);

2) активизировать контроль за восприятием (непонятное, спорное, неправильное);

3) повышать темп воображаемых операций, обращать внимание на глубину и четкость их осознания, на зрительное представление фактов, изъятие главного, прогнозирование прочитанного, установление причинно-следственных связей, критическое отношение к тексту. Кроме того, стоит напомнить, что хороший результат дает выполнение учителем принципов учебно-воспитательного процесса, которые, в свою очередь, способствуют формированию творческих способностей учеников. Среди них можно назвать:

– принцип развития, который допускает учет возрастных и индивидуальных особенностей учеников;

– принцип самодеятельности, целью которого является деятельный подход, когда ученики чувствуют себя соучастниками учебного процесса, а идеи учителя полностью овладевают ими;

– принцип самоорганизации, который должен быть хорошо отработанный учителем.

Место учителя на каждом этапе урока, его деятельность можно охарактеризовать глаголами: учит, направляет, помогает. Не менее важное место в развитии ребенка занимают способности, которые обеспечивают производительность труда с интеллектуальной нагрузкой. Опираясь на исследование С.О. Сысоевой, можем назвать такие способности: проблемное видение; способности к выдвижению гипотез, оригинальных идей; способность к выявлению противоречий; умение анализировать, интегрировать и синтезировать информацию; поисково-превращающий стиль мышления; способность к межличностному общению; способность к исследовательской деятельности и тому подобное.

Нужно помнить, что каждый человек – неповторимая индивидуальность, и поэтому она характеризуется своим уникальным набором перечисленных выше качеств. Учитель должен стимулировать развитие недостающих у ребенка способностей – черт, которые способствуют успешной творческой деятельности. При этом большое значение предоставляется диагностической деятельности учителя. Большое значение имеет эта деятельность, когда учитель получает новый классный коллектив. Можно предложить такой критерий оценки уровня творческой деятельности учеников: инициатива, активность; уверенность в своих силах и способностях; нестандартные действия; умение довести дело до конца; поезд к самостоятельной работе; логика мышления; импровизация. Понятия одаренности и творчества взаимосвязаны; направленность на творчество является выразительным признаком одаренности, а одаренность всегда проявляется в определенной сфере творческой деятельности.

Сущность и специфика творчества обобщенно отображается двумя признаками: превращения явлений, вещей, процессов действительности или их образов; новизна, оригинальность идей. Относительно ученического творчества новизна продукта деятельности может иметь не только объективный, но и субъективный характер.

Перестройка внутренних предпосылок, которые обеспечивают творческую активность ученика, может быть осуществлена благодаря:

1) формированию нового педагогического мышления учителя;

2) глубокому изучению личностно творческих возможностей учеников и оценке их сформированности;

3) совершенствованию учебно-воспитательного процесса через:

– реализацию психологических аспектов усвоения знаний;

– проблемно-диалогический подход;

– нестандартный урок и тому подобное.

Развитие творческого потенциала личности требует не только определенных способностей и задатков, но и комфортных условий их развития и формирования.

Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью методов работы.

Для детей с творческим потенциалом много значат условия обучения и воспитания. Если эти условия таковы, что затрудняют самовыражение, т.е. ни семья, ни школа не способствуют раскрытию и реализации возможностей учащихся, то у детей могут возникнуть черты тревожности. Нестандартность, оригинальность мышления легко спутать с оригинальничанием как средством самовыражения, а тягу к самостоятельности – с самоуверенностью и негативизмом. Поэтому творческие дети часто оказываются в положении «нежелательных» и «неодобряемых» учеников.

Первое, что должен сделать школьный психолог, – это помочь педагогам и родителям изменить свою позицию, внутренний настрой по отношению к этим детям, помочь создать для них благоприятную «теплую» атмосферу. Немаловажно также помочь ученику понять самого себя, а родителям – своего неординарного ребенка [9, с. 35].

Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а, наоборот, стимулировать их развитие, педагоги и родители должны позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем. Наилучшей может быть такая ситуация, когда на каждого ребенка смотрят как на индивида с особыми возможностями, дарованиями.

На уроках как можно чаще следует давать задания творческого характера. При этом не следует готовить такие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать им вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации нельзя считать лучшим из возможных, поскольку он ставит в заведомо неравные условия учащихся, делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу как дополнительные после выполнения основных заданий каждым учащимся. При выполнении таких заданий оценивать следует только успех.

Для того, чтобы ученик смог реализовать свои творческие способности, у него должна быть сформирована достаточно высокая самооценка, которая стимулировала бы его к деятельности. Поэтому творческие достижения ученика не следует оценивать с позиций общепринятых нормативных стандартов. Педагог, родители ребенка должны особо отмечать индивидуальные достижения ученика, при этом оценочный фокус должен быть перенесен с самого ученика на то дело, которое, открытие, которое им сделано.

По отношению к любым детям, а тем более творчески одаренным, являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявление весьма критического, недоверчивого отношения. Творчески развитого ребенка никогда не следует выставлять напоказ, возвеличивать, делать его предметом радости и гордости родителей и школы. Не следует и приходить в отчаяние, что он не похож на других, принуждать его «быть как все». Единственное, что следует поощрять в ребенке, – это его желание работать ради работы, а не его стремление обогнать школьных товарищей [10, с. 176].

Наиболее правильная форма воспитания таких детей – обращаться с ними как с таковыми и в то же время усиливать в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.

Большое значение в развитии творческих способностей у детей отводится методике преподавания. Одним из основных условий развития творческого мышления является создание атмосферы, благоприятствующей созданию новых идей и мнений. Первая ступень на пути создания такой атмосферы – развитие чувства психологической защищенности у детей. Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемы – это самое верное средство подавить их творческие способности. К мыслям, высказываниям детей учителю нужно относиться с уважением. Более того, учитель должен поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

Часто сам творческий процесс рассматривается в виде трех этапов:

1. Ребенок ставит задачу и собирает необходимую информацию.

2. Ребенок рассматривает информацию с разных сторон.

3. Ребенок доводит начатую задачу до завершения.

Каждый из этих этапов требует определенных затрат времени, поэтому учитель не должен подгонять детей, а в случае тупиковой ситуации быть способным оказать им помощь.

Педагоги, ставящие своей целью развить у детей творческие способности, должны уделить особое внимание дивергентному мышлению. Согласно Дж. Гилфорду, дивергентное мышление характеризуют четыре основных качества: быстрота, гибкость, оригинальность и точность.

Родителям нужно стремиться развивать в детях следующие личностные качества:

1. Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности.

2. Понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих.

3. Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.

4. Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.

Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:

– они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном и интеллектуальном плане;

– они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Они закрывают тему, когда ребенку становится скучно или непонятно;

– они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу, даже если сами могут сделать все быстрее и лучше;

– они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес [11, с. 48].

Таким образом, для полноценного развития творческой личности ребенка необходимо расширять доступный детям набор интеллектуальных действий, поощрять активное продуцирование идей, причем самых разнообразных и необычных.

Заключение

Современный уровень развития общества, совершенствование производства, скорость изменения его технологической и материально-технологической базы ставят перед системой образования, в том числе перед ее начальным звеном, задачу формирования творческой личности. Способность самостоятельно принимать оригинальные решения, определять направления своей деятельности, обеспечивать свою экономическую независимость на основе постоянного повышения образования и квалификации – эти умения помогут адаптироваться в быстро меняющихся условиях жизни и производства.

Трудно представить себе сферу жизни, в которой не была бы востребована творческая личность. И художественно-познавательная деятельность младших школьников является основой для развития творческих способностей детей.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.

Необходимо отметить, что творчество является одним из наиболее важных механизмов детского воспитания и самовоспитания. Следует обращать внимание не на продукты творческой деятельности, а на формирование способностей.

Система творческих заданий является открытой системой, предполагающей наличие в ней заданий, требующих выхода за рамки учебной программы; решение заданий повышенной сложности учениками; использование внеучебного опыта и интересов школьников; межпредметный перенос и синтез знаний и способов деятельности и, главное, самостоятельное нахождение проблем, постановку целей творческой познавательной деятельности.

Видимо, это и есть путь столкновения творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша задача – помочь ребенку встать на этот путь.

Список использованной литературы

1. Философский энциклопедический словарь/ Под ред. Губского Е.Ф., Инфа – М.,1997. – 576 с.

2. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности. – М.: ИПРАН., 1991. С.7.

3. Психология. Словарь\ Под ред. А.В. Петровского – М. :Политиздат, 1990. – 494 с.

4. Теплов Б.М. Способности и одарённость/ Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961. С.9-38.

5. Яковлева Е.А. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. – М., 1998. – 268 с.

6. Библер В.С. Мышление как творчество. – М.: Наука, 1983. – 399 с.

7. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. – М., 1989. – 143 с.

8. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления./ под. ред. Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М., 1981. – 400 с.

9. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983. – 96 с.

10. Пономарёв Я.А. Психология творческого мышления. – М., 1960. – 280 с.

11. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980., С.7-20.

12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1999. – 534 с.

13. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики.– СПб.: Изд. Группа "Евразия", 1997. – 430с.

14. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.– Ростов/ Д., 1983. – 173с.

15. Дж. Холт. Залог детских успехов. СПб: "Дельта", 1996. – 480с.

16. Доман Г.Д. Как развить интеллект ребёнка./ Пер. с англ. – М.:Аквариум, 1998. – 320с.

17. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., Политиздат,1976. – 144 с.

18. Выготский Л.С. Педагогическая психология //Психология: классические труды. №3. – М., 1996. – 480 с.

19. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 3. – М., 1983.

20. Левина М. 365 весёлых уроков труда/Беляков Е.А. – М.:Рольф, Айрис пресс, 1999. – 256с.

Приложения

Наши рекомендации