Требования к компетенциям выпускников
Программа
государственного экзамена
по педагогике и методике преподавания
Иностранных языков
для студентов специальностей:
Иностранные языки (с указанием языков)
Английский язык. Немецкий язык
Немецкий язык. Английский язык
Барановичи
РИО БарГУ
СОСТАВИТЕЛИ:
А. В. Прадун, старший преподаватель кафедры профессиональной иноязычной подготовки факультета славянских и германских языков учреждения образования «Барановичский государственный университет»;
О. М. Микула, преподаватель кафедры педагогики факультета педагогики и психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет»
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Ю. В. Маслов, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой иностранных языков учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь»;
Т. М. Пучинская, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой филологии факультета славянских и германских языков учреждения образования «Барановичский государственный университет»
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
кафедрой профессиональной иноязычной подготовки (протокол № 6 от 08 ноября 2012 года);
кафедрой педагогики (протокол № от ноября 2012 года);
научно-методическим советом учреждения образования «Барановичский государственный университет» (протокол № _____ от _________________ 2012 г.).
Ответственный за редакцию А. В. Прадун
Ответственный за выпуск Е. Г. Хохол
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
1 Требования к компетенциям выпускников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
2 Содержание учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
2.1 Педагогика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
2.2 Методика преподавания иностранных языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
3 Информационно-методические материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
3.1 Список литературы по педагогике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
3.2 Список литературы по методике преподавания иностранных языков . . . | |
4 Критерии оценивания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
4.1 Критерии оценивания знаний и компетентности выпускников по педагогике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
4.2 Критерии оценивания знаний и компетентности выпускников по методике преподавания иностранных языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
5 Примерный перечень вопросов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
5.1 Примерный перечень вопросов по педагогике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
5.2 Примерный перечень вопросов по методике преподавания иностранных языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель и задачи государственного экзамена
Программа государственного экзамена по педагогике и методике преподавания иностранных языков определяет его цели, задачи и содержание для специальности 1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков) 1-02 03 06-01 Английский язык. Немецкий язык; 1-02 03 06-02 Немецкий язык. Английский язык. Программа разработана с учетом требований к академическим (АК), социально-личностным (СЛК) и профессиональным (ПК) компетенциям, предусмотренным в образовательном стандарте ОСРБ 1-02 03 06-2008 Иностранные языки (с указанием языков), составлена в соответствии с действующим учебным планом и государственным стандартом специальности.
Государственный экзамен по педагогике и методике преподавания иностранных языков позволяет определить уровень сформированности у выпускников факультета славянских и германских языков профессиональной и методической компетенций.
Цель курса педагогики – сформировать у студентов представления об основных категориях и понятиях, раскрывающих сущность педагогической деятельности, особенностях общей, профессиональной и педагогической культуры учителя; способствовать формированию творческой личности будущего педагога, ее самовоспитанию и саморазвитию; усилить фундаментальную подготовку педагогов, формирование их способностей к научно-исследовательской деятельности в психолого-педагогической и предметной сферах. Целью изучения методики преподавания иностранного языка выступает формирование методической компетенции преподавателя иностранного языка.
Основная цель программы – системное изложение содержания образования по специальности. Реализация данной программы позволяет решить следующие задачи:
- представить в систематизированном виде учебный материал за годы обучения по общепрофессиональным дисциплинам специальности;
- определить способность применять теоретические положения для общения и интерпретации наблюдений над практическим материалом;
- выявить степень теоретической и практической готовности выпускников к профессиональной деятельности в области преподавания иностранных языков в различных типах учреждений образования Республики Беларусь.
Структура билета государственного экзамена
Билет государственного экзамена по педагогике и методике преподавания иностранных языков включает три вопроса:
1. Изложение теоретического вопроса по педагогике.
2. Изложение теоретического вопроса по методике преподавания иностранного языка.
3. Выполнение практического задания по педагогике или методике преподавания иностранного языка.
ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНЦИЯМ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения педагогики и методики преподавания иностранных языков выпускник должен закрепить и развить следующие академические и социально-личностные компетенции, предусмотренные в образовательном стандарте ОСРБ 1-02 03 06-2008 Иностранные языки (с указанием языков):
АК-1. Уметь применять полученные базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических профессиональных задач в области создания и совершенствования инновационных технологий, организации учебно-воспитательного процесса;
АК-2.Иметь навыки организации исследования и его системного и сравнительного анализа;
АК-3. Уметь работать самостоятельно и постоянно повышать свой профессиональный уровень;
АК-4. Уметь применять междисциплинарный подход при решении проблем;
АК-5.Уметь использовать иностранный язык в организации жизнедеятельности общества и межкультурной коммуникации;
АК-6. Уметь соотносить понятийный аппарат изученных дисциплин с реальными фактами и явлениями профессиональной деятельности;
АК-7.Уметь использовать технические и программные средства компьютерной техники;
АК-8.Уметь формулировать и выдвигать новые идеи;
АК-9.Уметь создавать и использовать в своей деятельности объекты интеллектуальной собственности.
СЛК-1. Быть способным к социальному взаимодействию;
СЛК-2. Обладать способностью к межличностным коммуникациям;
СЛК-3.Быть способным к критике и самокритике;
СЛК-4. Уметь работать в коллективе;
СЛК-5. Быть способным к ценностно-смысловой ориентации в мире;
СЛК-6. Обладать способностью саморазвития и самосовершенствования;
СЛК-7. Быть способным жить и работать с людьми других культур, языков и религий;
СЛК-8. Уметь поддерживать и развивать благоприятную социально-психологическую обстановку в трудовом коллективе.
В результате изучения педагогики и методики преподавания иностранных языков выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями, предусмотренными образовательным стандартом ОСРБ 1-02 03 06-2008 Иностранные языки (с указанием языков):
ПК-1. Использовать систему знаний о сфере образования и современных направлениях развития по специальности;
ПК-2. Анализировать сущность, содержание и структуру образовательных процессов;
ПК-3. Использовать различные методы, средства, формы обучения и воспитания, прогрессивные приемы руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, применять современные технические средства обучения;
ПК-4. Внедрять в образовательный процесс новые прогрессивные технологии, методы и приемы работы;
ПК-5. Проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс, разрабатывать учебно-программную документацию;
ПК-6. Планировать, организовывать и вести воспитательную работу;
ПК-7. Пользоваться эффективными способами коммуникации с учащимися, родителями, представителями общественных организаций;
ПК-8. Осваивать наиболее рациональные методы обучения и воспитания;
ПК-9. Организовывать учебно-методическую деятельность на основе выбора оптимальных методов, приемов, форм и средств обучения;
ПК-10. Осуществлять отбор и организацию учебного материала для аудиторной и внеаудиторной работы;
ПК-11. Использовать систему методических способов и приемов обучения аспектам языка и видам речевой деятельности на основе индивидуализации и дифференциации;
ПК-12. Планировать, конструировать и контролировать самостоятельную работу учащихся;
ПК-13. Разрабатывать контрольные задания для диагностики качества усвоения учебного материала;
ПК-14. Осуществлять мониторинг результатов усвоения учебного материала;
ПК-15. Реализовывать на практике приобретенные знания и опыт для управления учебно-познавательной деятельностью учащихся;
ПК-16. Ориентироваться в основных направлениях исследований в различных областях лингвистики, лингводидактики, методики, психологии и смежных наук;
ПК-17. Определять научные цели и строить программу собственного исследования;
ПК-18. Самостоятельно осуществлять научный поиск, работать с научной и справочной литературой;
ПК-19. Применять методы анализа и синтеза в научно-исследовательской деятельности;
ПК-20. Интерпретировать анализируемые явления в их взаимосвязи и взаимозависимости;
ПК-21. Оформлять отчеты, готовить научные публикации, доклады по теме исследования;
ПК-22. Использовать концептуальный аппарат современной лингвистики, лингводидактики и смежных наук;
ПК-23. Взаимодействовать со специалистами смежных профессий;
ПК-24. Анализировать и оценивать собранные данные;
ПК-25. Разрабатывать, представлять и согласовывать подготовленные материалы;
ПК-26. Пользоваться глобальными информационными ресурсами, современными средствами телекоммуникаций;
ПК-27. Определять цели инновации и способы их достижения;
ПК-28. Применять методы анализа и организации внедрения инноваций;
ПК-29. Решать проблемы управления качеством в сфере образовательной деятельности;
ПК-30. Быть способным принимать решения и брать ответственность;
ПК-31. Создавать творческую атмосферу и разрешать возникающие конфликтные ситуации в коллективе;
ПК-32. Осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по инновационным технологиям в области лингвистики, лингводидактики и смежных наук;
ПК-33. Формировать банк данных инновационных технологий по различным аспектам преподавательской, учебно-методической, воспитательной и научно-исследовательской деятельности;
ПК-34. Осваивать современные методики преподавания учебных предметов по специальности;
ПК-35. Внедрять в учебный процесс новейшие процедуры диагностики качества образования;
ПК-36. Участвовать в разработке инновационных программ обучения и воспитания на основе использования современных мультимедийных и информационных технологий.
Для приобретения профессиональных компетенций ПК-1 – ПК-36 в результате изучения педагогики и методики преподавания иностранных языков выпускник должен
знать:
- общие основы педагогики;
- теорию воспитания и методику воспитательной работы со школьниками;
- теорию и общую методику обучения личности; основы развивающего обучения и его виды;
- антропологические и аксиологические основы обучения и воспитания личности;
- основы менеджмента и акмеологические основы профессиональной деятельности;
- методологию и логику педагогического исследования;
- актуальные педагогические теории, концепции и технологии;
- нормативные юридические и научно-методологические документы, определяющие функционирование системы образования в РБ;
- содержание государственного стандарта общего среднего образования и учебных программ по дисциплинам специальности;
- основные этапы развития теории и практики обучения иностранным языкам в отечественной и зарубежной методике; основные понятия смежных с методикой наук;
- современные методические подходы и методы обучения иностранным языкам в контексте идеи «диалога культур»;
- формы контроля, критерии оценки уровня усвоения знаний и сформированности умений учащихся по изученным дисциплинам;
- критерии анализа и оценки учебно-методических комплексов по специальности;
- формы и методы организации внеклассной и внешкольной работы по предмету;
уметь:
- определять цели и задачи обучения и воспитания личности, решать их в зависимости от конкретной образовательной ситуации;
- организовывать и осуществлять продуктивное взаимодействие на уроке и во внеурочной деятельности;
- проводить диагностику эффективности процесса обучения и воспитания;
- осуществлять научно-педагогическое и практико-ориентированное исследование проблем образования личности;
- планировать и проводить уроки разных типов и внеклассные мероприятия;
- реализовывать педагогическое общение на уроке средствами иностранного языка;
- использовать современные методы, технологии и приемы организации образовательного процесса;
- управлять самостоятельной работой учащихся;
- осуществлять контроль качества учебных достижений учащихся;
- осуществлять самоанализ профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Педагогика
Раздел 1 Педагогика современной школы
Тема 1.1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
Образование как ценность, процесс, система и результат. Культурологический и компетентностные подходы к трактовке и формированию образования. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь. Общеобразовательная школа в системе образования. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности. Гендерные проблемы в образовании. Кодекс об образовании Республики Беларусь.
Тема 1.2 Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога
Возникновение и становление педагогической профессии. Специфика педагогической профессии. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Педагогическая направленность. Нравственный кодекс педагога.
Тема 1.3 Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции
Сущность и структура педагогической деятельности. Виды, уровни и критерии оценки педагогической деятельности. Педагог как субъект педагогической деятельности. Педагогическое взаимодействие. Профессиональная компетентность педагога. Успешный педагог. Мастерство, новаторство и творчество в педагогической деятельности. Педагогическая квалиметрия. Аттестация и разряды педагогов. Имидж педагога. Саморазвитие педагога.
Тема 1.4 Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка
Детство как предмет научного исследования. Охрана и защита детства. Права ребенка как ценность. Международные акты в защиту детей: «Декларация прав ребенка» (1959 г.), «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.). Конвенция ООН о правах ребенка - моральная и нравственно-правовая основа действий педагогов по защите прав и интересов детей. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка». Этика отношения к детству в ее историческом развитии. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе. Преодоление феномена «отчуждения» детей от школы.
Тема 1.5 Педагогика в системе наук о человеке
Педагогика как науками учебный предмет. Становление педагогической науки. Объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Объект и предмет педагогической науки. Задачи педагогической науки. Теоретическая и технологическая функции педагогической науки, уровни их реализации. Основные категории педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь и взаимообусловленность педагогической науки и практики.
Тема 1.6 Методология и методы педагогических исследований
Понятие методологии педагогики и ее уровни. Основные философские учения как фундамент научного поиска. Теоретические подходы, составляющие общенаучный уровень методологии педагогики. Сущность системного подхода. Характеристики конкретно научного уровня методологии. Сущность личностно ориентированного подхода в педагогике. Технологический уровень методологии. Логика педагогического исследования. Эмпирические и теоретические методы исследования. Педагогический эксперимент и его разновидности. Этапы педагогического эксперимента и требования к их организации.
Тема 1.7 Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
Понятия «аксиология», «педагогическая аксиология». Место и функции аксиологического компонента в структуре методологической культуры педагога. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей. Аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентации. Ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания как элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.
Тема 1.8 Личность ученика как субъекта образования и развития
Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное. Трактовка ведущих факторов и условий развития личности в существующих теориях. Роль педагогического процесса в развитии личности. Воспитание и социализация. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет и развитие в педагогическом процессе. Социально-педагогические типы современных школьников. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
Тема 1.9 Образование как целостный педагогический процесс
Педагогическая процесс как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов обучения и воспитания, объединенных образовательной целью развития личности. Функции процессов обучения и воспитания в педагогическом процессе. Целостность как главная характеристика педагогического процесса. Педагогический процесс как целесообразное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Структура педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Проектирование и осуществление педагогического процесса. Противоречия как движущие силы совершенствования педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса. Сотрудничество и сотворчество участников педагогического процесса.
Тема 1.10 Проблема целеполагания в педагогике
Понятие цели образования. Социальная обусловленность и конкретно-исторический характер целей образования. Потребности и факторы, влияющие на выработку целей образования. Целеполагание как вид деятельности педагога. Типы целеполагания. Этапы целеполагания и требования к ним. Условия успешности целеполагания. Диалектика идеи гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики. Цель воспитания в современной школе. Трактовка цели воспитания в директивных документах (Кодекс об образовании Республики Беларусь», «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи»). Механизмы реализации целевых установок воспитания в практической работе школ и учителей в Республике Беларусь.
Тема 1.11 Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития
Содержание образования как система знаний и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, усвоение которых обеспечивает формирование базовой культуры личности и ее разностороннее развитие. Источники и детерминанты формирования содержания образования. Формальная, материальная, утилитарная и личностно ориентированная теории формирования содержания образования. Компетентностный подход к формированию содержания образования. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь. Образовательные стандарты, их структура и функции. Документы, определяющие содержание образования на разных уровнях: учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия. Особенности современных учебных планов и программ.
Тема 1.12 Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения
Предмет и задачи дидактики. Физиологические, социокультурные, информационные и нормативные основы дидактики. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся. Образовательная, развивающая и воспитывающая функции процесса обучения. Виды обучения и их характеристика. Структура процесса обучения, ее содержательное наполнение. Закономерности и принципы процесса обучения. Факторы, определяющие продуктивность процесса обучения.
Тема 1.13 Методы обучения и их классификация
Сущность и определение метода обучения. Бинарный характер методов обучения. Соотношение понятий «метод обучения» и «прием обучения». Многообразие подходов к классификации методов обучения, их достоинства и недостатки. Методы организации учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения. Критерии выбора и сочетания методов обучения. Методический арсенал учителя.
Тема 1.14 Формы обучения. Урок – основная форма организации учебного процесса в школе
Понятие о формах организации процесса обучения. Общие (индивидуальная, индивидуально-обособленная, групповая, коллективная, фронтальная) и конкретные (урок и внеурочные – факультативы, кружки, олимпиады, экскурсии) формы организации обучения. Урок – основная форма организации учебного процесса. Типология и структура уроков. Современные требования к уроку. Пути усиления образовательной, воспитательной и развивающей функций урока. Нестандартные уроки. Развитие форм организации обучения в дидактике и прогрессивном педагогическом опыте.
Тема 1.15 Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся
Средства обучения. Основные виды средств обучения. Наглядность как универсальное средство обучения. Требования к учебникам и учебным пособиям. Технические средства обучения, их дидактические возможности. Мультимедийные средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность и компетентность рациональной организации учебной деятельности учащихся. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся. Рациональная организация учебной деятельности учащихся как условие повышения качества образования.
Тема 1.16 Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Специфика обучения одаренных и отстающих учащихся
Понятия «дифференциация» и «индивидуализация обучения», их сущность и взаимосвязь. Этапы развития дифференцированного обучения. Внутренняя и внешняя дифференциация, ее виды. Дифференцированное обучение учащихся на разных возрастных этапах. Нетрадиционные формы, методы и средства, используемые при дифференцированном обучении. Детская одаренность, ее положительные и отрицательные проявления. Диагностика детской одаренности. Особенности организации педагогического процесса с одаренными учащимися. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема. Особенности организации педагогического процесса с отстающими учащимися.
Тема 1.17 Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания
Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Трактовка воспитания с позиций прагматизма, неопозитивизма, неотомизма и экзистенциализма. Цель и задачи гуманистического воспитания. Закономерности и принципы гуманистического воспитания. Воспитание личности как процесс интериоризации социокультурных ценностей. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания. Характеристика Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
Тема 1.18 Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания
Метод воспитания как инструментованное педагогическое взаимодействие, направленное на раскрытие возможностей воспитанника. Ориентированность воспитательного взаимодействия на ценностные отношения. Педагогическое воздействие, его функции и структура. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения. Методы стимулирования деятельности и отношений. Методы контроля и самоконтроля в воспитании. Условия выбора и эффективного применения методов. Доминирующее средство воспитания и самовоспитания. Общая характеристика форм воспитательной работы.
Тема 1.19 Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности
Сущность мировоззрения, его внутренняя структура и функции. Возрастные возможности овладения учащимися научным мировоззрением. Пути и средства формирования научного мировоззрения учащихся. Сущность нравственно-эстетической культуры личности как ядра духовной сферы личности и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетической культуры личности: нравственно-эстетическое сознание, ценности, чувства, поведение. Возрастные особенности нравственно-эстетического развития личности. Гражданская культура личности, ее основные компоненты. Гражданственность как интегративное качество личности. Социально-правовой, морально-этический, социально-психологический, педагогический, социально-педагогический аспекты гражданственности. Пути и средства формирования гражданских качеств учащихся.
Тема 1.20 Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности
Экономические установки, идеи, взгляды и уклады как часть научного мировоззрения учащихся. Понятие «экономическая позиция». Пути и методы ее формирования. Основные показатели сформированности экономической позиции. Влияние экономической позиции на выбор будущей профессиональной деятельности. Сущность понятия «профессиональное самоопределение». Системный подход к профессиональному самоопределению: профессиональное просвещение, профессиональное убеждение, практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии, дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся во внеклассной работе.
Тема 1.21 Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся
Экологическая культура как специфический способ организации и совершенствования экологической деятельности человека. Содержание понятия «экологическая культура». Мотивация экологической деятельности и поведения, осознание ценности природы для общества и человека, система знаний о природе, система правил взаимодействия с природой, опыт эмоционально-волевого отношения к природе как компоненты экологической культуры. Технологии формирования экологической культуры. Здоровый образ жизни как условие успешности многостороннего личностного развития. Составляющие здорового образа жизни: двигательная активность, правильное питание, режим дня, отсутствие вредных привычек, саморегуляция настроения. Ценностное отношение личности к здоровому образу жизни. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни.
Тема 1.22 Воспитание учащихся в коллективе, семье и социуме
Роль коллектива в формировании личности. Понятие воспитательного коллектива. Динамика и этапы (стадии) становления воспитательного коллектива. Пути формирования коллектива. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива. Семья – воспитательная среда ребенка. Влияние образа жизни родителей на процесс и результат воспитания личности. Виды и типы семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания, пути их предупреждения. Формы и методы взаимодействия школы с семьей. Роль и значение национальных, моральных ценностей общества, образа жизни, менталитета, средств массовой информации при осуществлении воспитания. Позитивные и негативные влияния социального окружения в воспитании подрастающего поколения.
Тема 1.23 Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся
Суть ученического самоуправления. Термины «самоуправление», «соуправление», их взаимосвязь. Формы школьного самоуправления. Условия, способствующие развитию самоуправления в ученическом коллективе. Пути развития школьного самоуправления. Участие педагогического коллектива в ученическом самоуправлении. Детское движение и детские объединения как фактор развития личности, ее социализации. Функции детских объединений: развивающая, ориентационная, компенсаторная. Вариативность детского движения. Содержание и методика деятельности детских объединений и организаций. Неформальные объединения детей и молодежи. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями.
Тема 1.24 Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление
Понятие о педагогическом общении. Закономерности процесса общения. Эмпатия. Бессловесный и словесный компоненты педагогического общения. Особенности педагогического общения в работе классного руководителя. Конфликтогены педагогического общения. Возрастные особенности конфликтогенов. Методы и средства преодоления конфликтов.
Тема 1.25 Индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся
Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности. Функции стилей педагогической и учебной деятельности. Нормативные требования к полистилистическому образовательному пространству, обеспечивающему взаимосовместимость и эффективное развитие индивидуальных стилей деятельности педагога и учащихся. Диверсификация целей, содержания, программ учебной деятельности, обеспечивающих возможность построения субъектом индивидуальной образовательной траектории.
Тема 1.26 Принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики
Сущность и структура педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм и доминантность. Лидерские способности и харизма педагога. Стили педагогического менеджмента. Сущность и функции педагогической диагностики. Педагогические измерения. Элементы тестологии. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики при организации учебного процесса и внеклассной деятельности учащихся.
Тема 1.27 Направленность развития инновационной деятельности в образовании
Сущность и структура понятия «идеальная педагогическая инновация». Реальные формы инновирования образования. Виды педагогических инноваций. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования. Акмеограмма педагога-инноватора.
Раздел 2. Педагогические системы и технологии
Тема 2.1 Теоретические основы развития педагогических систем и технологий
Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем. Сравнительный анализ развития систем образования в мире. Генезис понятий «технология», «педагогическая технология». Сущность педагогической технологии, ее научное обоснование. Состав и структура педагогической технологии. Соотношение понятий «педагогическая технология», «методы», «приемы», «методики обучения и воспитания».
Тема 2.2 Концептуальные основания проектирования педагогических систем и технологий
Сущность технологического подхода к обучению, классификация педагогических технологий. Критерии эффективности педагогических технологий. Принципы отбора педагогом педагогических технологий. Банк педагогических технологий. Проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса как ведущие технологические аспекты деятельности педагога. Технологии целеполагания, мотивации, интериоризации, экстериоризации, проблематизации и рефлексии. Моделирование системы педагогических технологий.
Тема 2.3 Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения
Личностно ориентированный подход в педагогике. Гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические идеалы и нормы. Педагогика сотрудничества: позиция личности учащегося, гуманизация и демократизация педагогических отношений, учение без принуждения, трактовка индивидуального подхода, формирование положительной Я-концепции личности, дидактический активизирующий и развивающий комплексы. Личностно-развивающее обучение. Научное обоснование теории развивающего обучения. Система обучаемого развития (Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Дж. Дьюи). Система развивающего обучения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В. Давыдов и др.). Гуманно-личностные технологии Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенковой и др.
Тема 2.4 Технологии организации познавательной деятельности учащихся
Учебно-познавательная деятельность учащихся и технология ее организации. Технология полного усвоения урочной темы. Технологии проблемного и заданного обучения. Особенности целеполагания при организации проблемного обучения, концептуальные положения и особенности содержания. Уровни проблемности в обучении. Исследовательская технология обучения. Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов, П. М. Эрдниев). Игровые технологии. Функции игровой деятельности. Спектр целевых ориентации игровых технологий: дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие. Технология интерактивной игры. Метод проектов. Проектная технология обучения. Проект в системе учебных занятий. Организация обучения в малых группах.