Требования к компетенциям выпускников

Программа

государственного экзамена
по педагогике и методике преподавания

Иностранных языков

для студентов специальностей:

Иностранные языки (с указанием языков)

Английский язык. Немецкий язык

Немецкий язык. Английский язык

Барановичи

РИО БарГУ

СОСТАВИТЕЛИ:

А. В. Прадун, старший преподаватель кафедры профессиональной иноязычной подготовки факультета славянских и германских языков учреждения образования «Барановичский государственный университет»;

О. М. Микула, преподаватель кафедры педагогики факультета педагогики и психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет»

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Ю. В. Маслов, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой иностранных языков учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь»;

Т. М. Пучинская, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой филологии факультета славянских и германских языков учреждения образования «Барановичский государственный университет»

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

кафедрой профессиональной иноязычной подготовки (протокол № 6 от 08 ноября 2012 года);

кафедрой педагогики (протокол № от ноября 2012 года);

научно-методическим советом учреждения образования «Барановичский государственный университет» (протокол № _____ от _________________ 2012 г.).

Ответственный за редакцию А. В. Прадун

Ответственный за выпуск Е. Г. Хохол

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1 Требования к компетенциям выпускников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2 Содержание учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Педагогика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Методика преподавания иностранных языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3 Информационно-методические материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1 Список литературы по педагогике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2 Список литературы по методике преподавания иностранных языков . . .
4 Критерии оценивания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.1 Критерии оценивания знаний и компетентности выпускников по педагогике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.2 Критерии оценивания знаний и компетентности выпускников по методике преподавания иностранных языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5 Примерный перечень вопросов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.1 Примерный перечень вопросов по педагогике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.2 Примерный перечень вопросов по методике преподавания иностранных языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель и задачи государственного экзамена

Программа государственного экзамена по педагогике и методике преподавания иностранных языков определяет его цели, задачи и содержание для специальности 1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков) 1-02 03 06-01 Английский язык. Немецкий язык; 1-02 03 06-02 Немецкий язык. Английский язык. Программа разработана с учетом требований к академическим (АК), социально-личностным (СЛК) и профессиональным (ПК) компетенциям, предусмотренным в образовательном стандарте ОСРБ 1-02 03 06-2008 Иностранные языки (с указанием языков), составлена в соответствии с действующим учебным планом и государственным стандартом специальности.

Государственный экзамен по педагогике и методике преподавания иностранных языков позволяет определить уровень сформированности у выпускников факультета славянских и германских языков профессиональной и методической компетенций.

Цель курса педагогики – сформировать у студентов представления об основных категориях и понятиях, раскрывающих сущность педагогической деятельности, особенностях общей, профессиональной и педагогической культуры учителя; способствовать формированию творческой личности будущего педагога, ее самовоспитанию и саморазвитию; усилить фундаментальную подготовку педагогов, формирование их способностей к научно-исследовательской деятельности в психолого-педагогической и предметной сферах. Целью изучения методики преподавания иностранного языка выступает формирование методической компетенции преподавателя иностранного языка.

Основная цель программы – системное изложение содержания образования по специальности. Реализация данной программы позволяет решить следующие задачи:

- представить в систематизированном виде учебный материал за годы обучения по общепрофессиональным дисциплинам специальности;

- определить способность применять теоретические положения для общения и интерпретации наблюдений над практическим материалом;

- выявить степень теоретической и практической готовности выпускников к профессиональной деятельности в области преподавания иностранных языков в различных типах учреждений образования Республики Беларусь.

Структура билета государственного экзамена

Билет государственного экзамена по педагогике и методике преподавания иностранных языков включает три вопроса:

1. Изложение теоретического вопроса по педагогике.

2. Изложение теоретического вопроса по методике преподавания иностранного языка.

3. Выполнение практического задания по педагогике или методике преподавания иностранного языка.

ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНЦИЯМ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения педагогики и методики преподавания иностранных языков выпускник должен закрепить и развить следующие академические и социально-личностные компетенции, предусмотренные в образовательном стандарте ОСРБ 1-02 03 06-2008 Иностранные языки (с указанием языков):

АК-1. Уметь применять полученные базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических профессиональных задач в области создания и совершенствования инновационных технологий, организации учебно-воспитательного процесса;

АК-2.Иметь навыки организации исследования и его системного и сравнительного анализа;

АК-3. Уметь работать самостоятельно и постоянно повышать свой профессиональный уровень;

АК-4. Уметь применять междисциплинарный подход при решении проблем;

АК-5.Уметь использовать иностранный язык в организации жизнедеятельности общества и межкультурной коммуникации;

АК-6. Уметь соотносить понятийный аппарат изученных дисциплин с реальными фактами и явлениями профессиональной деятельности;

АК-7.Уметь использовать технические и программные средства компьютерной техники;

АК-8.Уметь формулировать и выдвигать новые идеи;

АК-9.Уметь создавать и использовать в своей деятельности объекты интеллектуальной собственности.

СЛК-1. Быть способным к социальному взаимодействию;

СЛК-2. Обладать способностью к межличностным коммуникациям;

СЛК-3.Быть способным к критике и самокритике;

СЛК-4. Уметь работать в коллективе;

СЛК-5. Быть способным к ценностно-смысловой ориентации в мире;

СЛК-6. Обладать способностью саморазвития и самосовершенствования;

СЛК-7. Быть способным жить и работать с людьми других культур, языков и религий;

СЛК-8. Уметь поддерживать и развивать благоприятную социально-психологическую обстановку в трудовом коллективе.

В результате изучения педагогики и методики преподавания иностранных языков выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями, предусмотренными образовательным стандартом ОСРБ 1-02 03 06-2008 Иностранные языки (с указанием языков):

ПК-1. Использовать систему знаний о сфере образования и современных направлениях развития по специальности;

ПК-2. Анализировать сущность, содержание и структуру образовательных процессов;

ПК-3. Использовать различные методы, средства, формы обучения и воспитания, прогрессивные приемы руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, применять современные технические средства обучения;

ПК-4. Внедрять в образовательный процесс новые прогрессивные технологии, методы и приемы работы;

ПК-5. Проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс, разрабатывать учебно-программную документацию;

ПК-6. Планировать, организовывать и вести воспитательную работу;

ПК-7. Пользоваться эффективными способами коммуникации с учащимися, родителями, представителями общественных организаций;

ПК-8. Осваивать наиболее рациональные методы обучения и воспитания;

ПК-9. Организовывать учебно-методическую деятельность на основе выбора оптимальных методов, приемов, форм и средств обучения;

ПК-10. Осуществлять отбор и организацию учебного материала для аудиторной и внеаудиторной работы;

ПК-11. Использовать систему методических способов и приемов обучения аспектам языка и видам речевой деятельности на основе индивидуализации и дифференциации;

ПК-12. Планировать, конструировать и контролировать самостоятельную работу учащихся;

ПК-13. Разрабатывать контрольные задания для диагностики качества усвоения учебного материала;

ПК-14. Осуществлять мониторинг результатов усвоения учебного материала;

ПК-15. Реализовывать на практике приобретенные знания и опыт для управления учебно-познавательной деятельностью учащихся;

ПК-16. Ориентироваться в основных направлениях исследований в различных областях лингвистики, лингводидактики, методики, психологии и смежных наук;

ПК-17. Определять научные цели и строить программу собственного исследования;

ПК-18. Самостоятельно осуществлять научный поиск, работать с научной и справочной литературой;

ПК-19. Применять методы анализа и синтеза в научно-исследовательской деятельности;

ПК-20. Интерпретировать анализируемые явления в их взаимосвязи и взаимозависимости;

ПК-21. Оформлять отчеты, готовить научные публикации, доклады по теме исследования;

ПК-22. Использовать концептуальный аппарат современной лингвистики, лингводидактики и смежных наук;

ПК-23. Взаимодействовать со специалистами смежных профессий;

ПК-24. Анализировать и оценивать собранные данные;

ПК-25. Разрабатывать, представлять и согласовывать подготовленные материалы;

ПК-26. Пользоваться глобальными информационными ресурсами, современными средствами телекоммуникаций;

ПК-27. Определять цели инновации и способы их достижения;

ПК-28. Применять методы анализа и организации внедрения инноваций;

ПК-29. Решать проблемы управления качеством в сфере образовательной деятельности;

ПК-30. Быть способным принимать решения и брать ответственность;

ПК-31. Создавать творческую атмосферу и разрешать возникающие конфликтные ситуации в коллективе;

ПК-32. Осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по инновационным технологиям в области лингвистики, лингводидактики и смежных наук;

ПК-33. Формировать банк данных инновационных технологий по различным аспектам преподавательской, учебно-методической, воспитательной и научно-исследовательской деятельности;

ПК-34. Осваивать современные методики преподавания учебных предметов по специальности;

ПК-35. Внедрять в учебный процесс новейшие процедуры диагностики качества образования;

ПК-36. Участвовать в разработке инновационных программ обучения и воспитания на основе использования современных мультимедийных и информационных технологий.

Для приобретения профессиональных компетенций ПК-1 – ПК-36 в результате изучения педагогики и методики преподавания иностранных языков выпускник должен

знать:

- общие основы педагогики;

- теорию воспитания и методику воспитательной работы со школьниками;

- теорию и общую методику обучения личности; основы развивающего обучения и его виды;

- антропологические и аксиологические основы обучения и воспитания личности;

- основы менеджмента и акмеологические основы профессиональной деятельности;

- методологию и логику педагогического исследования;

- актуальные педагогические теории, концепции и технологии;

- нормативные юридические и научно-методологические документы, определяющие функционирование системы образования в РБ;

- содержание государственного стандарта общего среднего образования и учебных программ по дисциплинам специальности;

- основные этапы развития теории и практики обучения иностранным языкам в отечественной и зарубежной методике; основные понятия смежных с методикой наук;

- современные методические подходы и методы обучения иностранным языкам в контексте идеи «диалога культур»;

- формы контроля, критерии оценки уровня усвоения знаний и сформированности умений учащихся по изученным дисциплинам;

- критерии анализа и оценки учебно-методических комплексов по специальности;

- формы и методы организации внеклассной и внешкольной работы по предмету;

уметь:

- определять цели и задачи обучения и воспитания личности, решать их в зависимости от конкретной образовательной ситуации;

- организовывать и осуществлять продуктивное взаимодействие на уроке и во внеурочной деятельности;

- проводить диагностику эффективности процесса обучения и воспитания;

- осуществлять научно-педагогическое и практико-ориентированное исследование проблем образования личности;

- планировать и проводить уроки разных типов и внеклассные мероприятия;

- реализовывать педагогическое общение на уроке средствами иностранного языка;

- использовать современные методы, технологии и приемы организации образовательного процесса;

- управлять самостоятельной работой учащихся;

- осуществлять контроль качества учебных достижений учащихся;

- осуществлять самоанализ профессиональной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Педагогика

Раздел 1 Педагогика современной школы

Тема 1.1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь

Образование как ценность, процесс, система и результат. Культурологический и компетентностные подходы к трактовке и формированию образования. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь. Общеобразовательная школа в системе образования. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности. Гендерные проблемы в образовании. Кодекс об образовании Республики Беларусь.

Тема 1.2 Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога

Возникновение и становление педагогической профессии. Специфика педа­гогической профессии. Профессионально обусловленные требования к личнос­ти педагога. Педагогическая направленность. Нравственный кодекс педагога.

Тема 1.3 Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции

Сущность и структура педагогической деятельности. Виды, уровни и крите­рии оценки педагогической деятельности. Педагог как субъект педагогической деятельности. Педагогическое взаимодействие. Профессиональная компетент­ность педагога. Успешный педагог. Мастерство, новаторство и творчество в пе­дагогической деятельности. Педагогическая квалиметрия. Аттестация и разряды педагогов. Имидж педагога. Саморазвитие педагога.

Тема 1.4 Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка

Детство как предмет научного исследования. Охрана и защита детства. Пра­ва ребенка как ценность. Международные акты в защиту детей: «Декларация прав ребенка» (1959 г.), «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.). Конвенция ООН о правах ребенка - моральная и нравственно-правовая основа действий педаго­гов по защите прав и интересов детей. Закон Республики Беларусь «О правах ре­бенка». Этика отношения к детству в ее историческом развитии. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирова­ния положительного отношения ребенка к школе. Преодоление феномена «отчуждения» детей от школы.

Тема 1.5 Педагогика в системе наук о человеке

Педагогика как науками учебный предмет. Становление педагогической нау­ки. Объективные социально-экономические предпосылки возникновения и раз­вития педагогической теории. Объект и предмет педагогической науки. Задачи педагогической науки. Теоретическая и технологическая функции педагогичес­кой науки, уровни их реализации. Основные категории педагогики. Система пе­дагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь и взаимообусловленность педагогической науки и практики.

Тема 1.6 Методология и методы педагогических исследований

Понятие методологии педагогики и ее уровни. Основные философские уче­ния как фундамент научного поиска. Теоретические подходы, составляющие об­щенаучный уровень методологии педагогики. Сущность системного подхода. Ха­рактеристики конкретно научного уровня методологии. Сущность личностно ори­ентированного подхода в педагогике. Технологический уровень методологии. Ло­гика педагогического исследования. Эмпирические и теоретические методы ис­следования. Педагогический эксперимент и его разновидности. Этапы педагогического эксперимента и требования к их организации.

Тема 1.7 Аксиологический подход в изучении педагогических явлений

Понятия «аксиология», «педагогическая аксиология». Место и функции акси­ологического компонента в структуре методологической культуры педагога. Пе­дагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятель­ность. Классификация педагогических ценностей. Аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентации. Ценности-цели, ценности-средства, цен­ности-отношения, ценности-качества, ценности-знания как элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятель­ности педагога.

Тема 1.8 Личность ученика как субъекта образования и развития

Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: сущест­венные признаки, общее и особенное. Трактовка ведущих факторов и условий развития личности в существующих теориях. Роль педагогического процесса в развитии личности. Воспитание и социализация. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет и развитие в педагогическом процессе. Социаль­но-педагогические типы современных школьников. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.

Тема 1.9 Образование как целостный педагогический процесс

Педагогическая процесс как совокупность взаимосвязанных и взаимообус­ловленных процессов обучения и воспитания, объединенных образовательной целью развития личности. Функции процессов обучения и воспитания в педагоги­ческом процессе. Целостность как главная характеристика педагогического про­цесса. Педагогический процесс как целесообразное, содержательно насыщен­ное и организационно оформленное взаимодействие педагогов и воспитанни­ков, направленное на удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Структура педагогического процесса. Этапы педа­гогического процесса. Проектирование и осуществление педагогического про­цесса. Противоречия как движущие силы совершенствования педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса. Сотрудничес­тво и сотворчество участников педагогического процесса.

Тема 1.10 Проблема целеполагания в педагогике

Понятие цели образования. Социальная обусловленность и конкретно-исто­рический характер целей образования. Потребности и факторы, влияющие на выработку целей образования. Целеполагание как вид деятельности педагога. Типы целеполагания. Этапы целеполагания и требования к ним. Условия успеш­ности целеполагания. Диалектика идеи гармонического и всестороннего разви­тия личности в истории педагогики. Цель воспитания в современной школе. Трак­товка цели воспитания в директивных документах (Кодекс об образовании Республики Беларусь», «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи»). Механизмы реализации целевых установок воспитания в практи­ческой работе школ и учителей в Республике Беларусь.

Тема 1.11 Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития

Содержание образования как система знаний и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к действительнос­ти, усвоение которых обеспечивает формирование базовой культуры личности и ее разностороннее развитие. Источники и детерминанты формирования содер­жания образования. Формальная, материальная, утилитарная и личностно ори­ентированная теории формирования содержания образования. Компетентностный подход к формированию содержания образования. Тенденции совершен­ствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь. Образовательные стандарты, их структура и функции. Документы, определяю­щие содержание образования на разных уровнях: учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия. Особенности современных учебных планов и программ.

Тема 1.12 Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения

Предмет и задачи дидактики. Физиологические, социокультурные, информа­ционные и нормативные основы дидактики. Обучение как специально организо­ванный процесс взаимодействия учителя и учащихся. Образовательная, разви­вающая и воспитывающая функции процесса обучения. Виды обучения и их ха­рактеристика. Структура процесса обучения, ее содержательное наполнение. Закономерности и принципы процесса обучения. Факторы, определяющие продуктивность процесса обучения.

Тема 1.13 Методы обучения и их классификация

Сущность и определение метода обучения. Бинарный характер методов обу­чения. Соотношение понятий «метод обучения» и «прием обучения». Многооб­разие подходов к классификации методов обучения, их достоинства и недостат­ки. Методы организации учебно-познавательной деятельности. Методы стиму­лирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения. Критерии выбора и сочетания методов обучения. Методический арсенал учителя.

Тема 1.14 Формы обучения. Урок – основная форма организации учебного процесса в школе

Понятие о формах организации процесса обучения. Общие (индивидуаль­ная, индивидуально-обособленная, групповая, коллективная, фронтальная) и конкретные (урок и внеурочные – факультативы, кружки, олимпиады, экскурсии) формы организации обучения. Урок – основная форма организации учебного процесса. Типология и структура уроков. Современные требования к уроку. Пути усиления образовательной, воспитательной и развивающей функций урока. Не­стандартные уроки. Развитие форм организации обучения в дидактике и прогрессивном педагогическом опыте.

Тема 1.15 Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся

Средства обучения. Основные виды средств обучения. Наглядность как уни­версальное средство обучения. Требования к учебникам и учебным пособиям. Технические средства обучения, их дидактические возможности. Мультимедий­ные средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и прог­раммные средства. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность и компетент­ность рациональной организации учебной деятельности учащихся. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся. Рациональная организация учебной деятельности учащихся как условие повышения качества образования.

Тема 1.16 Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Специфика обучения одаренных и отстающих учащихся

Понятия «дифференциация» и «индивидуализация обучения», их сущность и взаимосвязь. Этапы развития дифференцированного обучения. Внутренняя и внешняя дифференциация, ее виды. Дифференцированное обучение учащихся на разных возрастных этапах. Нетрадиционные формы, методы и средства, используемые при дифференцированном обучении. Детская одаренность, ее положительные и отрицательные проявления. Ди­агностика детской одаренности. Особенности организации педагогического процесса с одаренными учащимися. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема. Особенности органи­зации педагогического процесса с отстающими учащимися.

Тема 1.17 Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания

Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Трактовка воспитания с позиций прагматизма, неопозити­визма, неотомизма и экзистенциализма. Цель и задачи гуманистического воспитания. Закономерности и принципы гу­манистического воспитания. Воспитание личности как процесс интериоризации социокультурных ценностей. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания. Характеристика Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся мо­лодежи в Республике Беларусь.

Тема 1.18 Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания

Метод воспитания как инструментованное педагогическое взаимодействие, направленное на раскрытие возможностей воспитанника. Ориентированность воспитательного взаимодействия на ценностные отношения. Педагогическое воздействие, его функции и структура. Классификация методов воспитания. Ме­тоды формирования сознания личности. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения. Методы стимулирования деятельности и отно­шений. Методы контроля и самоконтроля в воспитании. Условия выбора и эф­фективного применения методов. Доминирующее средство воспитания и самовоспитания. Общая характеристика форм воспитательной работы.

Тема 1.19 Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности

Сущность мировоззрения, его внутренняя структура и функции. Возрастные возможности овладения учащимися научным мировоззрением. Пути и средства формирования научного мировоззрения учащихся. Сущность нравственно-эстетической культуры личности как ядра духовной сферы личности и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетической культуры личности: нравственно-эстетическое созна­ние, ценности, чувства, поведение. Возрастные особенности нравственно-эстетического развития личности. Гражданская культура личности, ее основные компоненты. Гражданствен­ность как интегративное качество личности. Социально-правовой, морально-этический, социально-психологический, педагогический, социально-педагоги­ческий аспекты гражданственности. Пути и средства формирования гражданских качеств учащихся.

Тема 1.20 Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности

Экономические установки, идеи, взгляды и уклады как часть научного миро­воззрения учащихся. Понятие «экономическая позиция». Пути и методы ее фор­мирования. Основные показатели сформированности экономической позиции. Влияние экономической позиции на выбор будущей профессиональной деятельности. Сущность понятия «профессиональное самоопределение». Системный под­ход к профессиональному самоопределению: профессиональное просвещение, профессиональное убеждение, практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии, дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся во внеклассной работе.

Тема 1.21 Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся

Экологическая культура как специфический способ организации и совершен­ствования экологической деятельности человека. Содержание понятия «эколо­гическая культура». Мотивация экологической деятельности и поведения, осоз­нание ценности природы для общества и человека, система знаний о природе, система правил взаимодействия с природой, опыт эмоционально-волевого отно­шения к природе как компоненты экологической культуры. Технологии формиро­вания экологической культуры. Здоровый образ жизни как условие успешности многостороннего личностно­го развития. Составляющие здорового образа жизни: двигательная активность, правильное питание, режим дня, отсутствие вредных привычек, саморегуляция настроения. Ценностное отношение личности к здоровому образу жизни. Основ­ные направления работы школы по формированию здорового образа жизни.

Тема 1.22 Воспитание учащихся в коллективе, семье и социуме

Роль коллектива в формировании личности. Понятие воспитательного кол­лектива. Динамика и этапы (стадии) становления воспитательного коллектива. Пути формирования коллектива. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива. Семья – воспитательная среда ребенка. Влияние образа жизни родителей на процесс и результат воспитания личности. Виды и типы семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания, пути их предупреждения. Формы и методы взаимодействия школы с семьей. Роль и значение национальных, моральных ценностей общества, образа жизни, менталитета, средств массовой информации при осуществлении воспи­тания. Позитивные и негативные влияния социального окружения в воспитании подрастающего поколения.

Тема 1.23 Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся

Суть ученического самоуправления. Термины «самоуправление», «соуправление», их взаимосвязь. Формы школьного самоуправления. Условия, способ­ствующие развитию самоуправления в ученическом коллективе. Пути развития школьного самоуправления. Участие педагогического коллектива в ученическом самоуправлении. Детское движение и детские объединения как фактор развития личности, ее социализации. Функции детских объединений: развивающая, ориентационная, компенсаторная. Вариативность детского движения. Содержание и методика де­ятельности детских объединений и организаций. Неформальные объединения детей и молодежи. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями.

Тема 1.24 Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление

Понятие о педагогическом общении. Закономерности процесса общения. Эмпатия. Бессловесный и словесный компоненты педагогического общения. Особенности педагогического общения в работе классного руководителя. Конфликтогены педагогического общения. Возрастные особенности конфликтогенов. Методы и средства преодоления конфликтов.

Тема 1.25 Индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся

Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности. Функции стилей педагогической и учебной деятельности. Нормативные требования к полистилистическому образовательному простран­ству, обеспечивающему взаимосовместимость и эффективное развитие индиви­дуальных стилей деятельности педагога и учащихся. Диверсификация целей, содержания, программ учебной деятельности, обеспечивающих возможность построения субъектом индивидуальной образовательной траектории.

Тема 1.26 Принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики

Сущность и структура педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм и доминантность. Лидерские способности и харизма педагога. Стили педагоги­ческого менеджмента. Сущность и функции педагогической диагностики. Педагогические измере­ния. Элементы тестологии. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики при организации учебного процесса и внеклассной деятельности учащихся.

Тема 1.27 Направленность развития инновационной деятельности в образовании

Сущность и структура понятия «идеальная педагогическая инновация». Ре­альные формы инновирования образования. Виды педагогических инноваций. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования. Акмеограмма педагога-инноватора.

Раздел 2. Педагогические системы и технологии

Тема 2.1 Теоретические основы развития педагогических систем и технологий

Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем. Сравни­тельный анализ развития систем образования в мире. Генезис понятий «технология», «педагогическая технология». Сущность пе­дагогической технологии, ее научное обоснование. Состав и структура педагоги­ческой технологии. Соотношение понятий «педагогическая технология», «методы», «приемы», «методики обучения и воспитания».

Тема 2.2 Концептуальные основания проектирования педагогических систем и технологий

Сущность технологического подхода к обучению, классификация педагоги­ческих технологий. Критерии эффективности педагогических технологий. Прин­ципы отбора педагогом педагогических технологий. Банк педагогических технологий. Проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического про­цесса как ведущие технологические аспекты деятельности педагога. Технологии целеполагания, мотивации, интериоризации, экстериоризации, проблематизации и рефлексии. Моделирование системы педагогических технологий.

Тема 2.3 Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения

Личностно ориентированный подход в педагогике. Гуманистическая направ­ленность, обращенность к человеку, гуманистические идеалы и нормы. Педагогика сотрудничества: позиция личности учащегося, гуманизация и де­мократизация педагогических отношений, учение без принуждения, трактовка индивидуального подхода, формирование положительной Я-концепции личнос­ти, дидактический активизирующий и развивающий комплексы. Личностно-развивающее обучение. Научное обоснование теории развиваю­щего обучения. Система обучаемого развития (Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Дж. Дьюи). Система развивающего обучения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубин­штейн, Д. Б. Эльконин, В. Давыдов и др.). Гуманно-личностные технологии Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенковой и др.

Тема 2.4 Технологии организации познавательной деятельности учащихся

Учебно-познавательная деятельность учащихся и технология ее организа­ции. Технология полного усвоения урочной темы. Технологии проблемного и заданного обучения. Особенности целеполага­ния при организации проблемного обучения, концептуальные положения и осо­бенности содержания. Уровни проблемности в обучении. Исследовательская технология обучения. Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов, П. М. Эрдниев). Игровые технологии. Функции игровой деятельности. Спектр целевых ориен­тации игровых технологий: дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие. Технология интерактивной игры. Метод проектов. Проектная технология обучения. Проект в системе учебных занятий. Организация обучения в малых группах.

Наши рекомендации