Личностно-ориентированная ситуация как элемент педагогической технологии
Структурной единицей личностно-ориентированной педагогической технологии является личностно-ориентированная ситуация, которая является ситуацией развития личности учащегося. Она представляет собой некоторый момент взаимодействия субъектов педагогического процесса, который носит преднамеренный характер. Назначение личностно-ориентированной ситуации – включить воспитанника в такую жизнедеятельность (коллизию, проблему), в которой бы востребовалось проявление личностных функций учащегося – избирательности, смыслоопределения, рефлексии и др.
Проектирование личностно-ориентированной ситуации направлено на создание условий, в которых, не выявляя личностной позиции, человек не может адекватно сориентироваться и действовать эффективно. В этой ситуации ученику предоставляется возможность сделать вывод из собственного опыта, преодолеть внутренний кризис, наметить жизненную программу. В личностно-ориентированной ситуации учащийся может столкнуться с необходимостью преодолеть собственные эмоции, овладеть переживаниями, сделать из них собственный вывод. Таким образом личностно-ориентированная ситуация – это образовательное средство, несущее личностно-развивающую функцию. По мнению В.В. Серикова личностно-ориентированная ситуация лишь предоставляет возможность развития личности, однако этого не произойдет без осознанного участия, свободного волеизъявления учащегося. В состав личностно-ориентированной ситуации входят: ориентировачная информация, стимулы саморазвития индивида, предметная сфера и стоящая в ней задача, предметно-коммуникативная деятельность (деловое общение), ценностное содержание деятельности и общения, технология организационно-педагогических действий (целеполагание, стимулирование, ориентирование).
Технология личностно-ориентированного обучения рассматривается как организация предметной деятельности учеников через адекватное варьирование учебных ситуаций.
Особое место в реализации личностно-ориентированной технологии занимает работа с опытом личности. В.В. Сериков предлагает следующие формы для обращения к опыту личности:
а) непосредственное обсуждение с учащимися их личностных проблем, а также гуманитарных проблем изучаемой дисциплины – проблем экологии, жизнеобеспечения, космогенеза и ответственности человека, философии души и тела, мировоззрения и т.д. Такое обсуждение имеет форму «воспитательной ситуации» на уроке, имеющей личностный аспект;
б) опосредованное подведение учащихся к осознанию и осмыслению этих проблем через различные способы создания личностно-ориентированной ситуации. Среди таких способов можно выделить диалог, имитационное моделирование, игру, жизненные парадоксы, мыследеятельность, проектирование педагогических коллизий.
Условия, обеспечивающие создание личностно-ориентированных ситуаций:
§ проектирование для конкретного ребенка ситуации учебной деятельности или внеучебного общения, которая бы побуждала его к избирательности, рефлексии самостоятельных и ответственных решений по проблемам, касающегося его жизненного статуса;
§ определение наиболее эффективных источников личностного опыта для детей с различным личностным потенциалом;
§ нахождение оптимальных способов обращения к личностной сфере ребенка;
§ изучение специфики переживания учащимися их личностных коллизий через включение их в деятельность по вербализации собственных «кризисов», переживанию ролевых конфликтов,
§ применение техники контекстных учебных задач, диалога, имитационных игровых ситуаций;
§ нахождение оптимальных для различных групп учащихся способов самореализации, использование командно-ролевой формы общения как наиболее оптимальной для подростков формы их личностной самореализации;
§ целенаправленное формирование у воспитанников представления о ценности (смысле) учебной деятельности;
§ презентация учителем самого себя в глазах детей, своей способности эффективно поддерживать их личностное развитие.
Для успешной реализации личностно-ориентированных педагогических технологий необходимо, чтобы деятельность педагога соответствовала следующим требованиям, а именно: плюралистическая направленность мировоззрения учителя; использование педагогом активных методов обучения, умение работать в интерактивном режиме; владение учителем межпредметными знаниями и умениями реализовывать межпредметные связи на учебных занятиях; учет и использование индивидуальных особенностей учащихся.
Необходимым условием,при котором происходитэффективная реализация личностно-ориентированного образования в школе, является создание в учебном заведении развивающей социально-образовательной среды.
По мнению ряда ученых (В.В Сериков, В.В. Давыдов, И.С.Якиманская, Д.А.Белухин, Е.В.Бондаревская и др.) личность, как и другое качество человеческой психики, развивается только при включении в ситуации, в которых могут проявиться ее специфические функции – избирательность, рефлексия, смыслоопределение, воля, саморегуляция, социальная ответственность, креативность, автономность. В этой связи значительное внимание следует уделить образовательной среде учебного заведения, которая представляет собой не просто обучающую среду, а специально организованное образовательное пространство для освоения разных видов и форм человеческой деятельности, где ученик овладевает научными знаниями, опытом межличностного общения, эмоционально-ценностного отношения к социуму.
Однако личностно-ориентированное образование предполагает не только создание условий для личностно-ориентированной направленности учебного процесса, но и придания личностно-ориентированного характера взаимоотношениям ученика с социумом. Наиболее эффективное развитие личности возможно только при интеграции всех факторов социализации личности, а именно: макрофакторов (космос, планета, страна, общество, государство); мезафакторов (этнос, тип и место поселения, средства массовой коммуникации, религиозные конфессии); микрофакторов (семья, группа сверстников, различные организации, например школа, общественные объединения). Особое значение в этой связи уделяется комплексному взаимодействию школы и социального окружения. Школа, семья, общественные организации объединяются общими целями обучения и воспитания школьников, что способствует превращению школы в социальный комплекс, в часть целостной воспитательной системы, которая обеспечивает социализацию учащихся.