Технологии и методы обучения, направленные на реализацию идей компетентностного подхода

Обращение к оценке качества профессионального образо- вания через компетенцию означает, что образование тесно свя-зывается с трудоустройством. Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода — создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции [10]. Однако ситуация должна быть жизненно важна для индивида, должна нести на себе потенциал неопределенности, выбора (веера возможностей), должна нахо- дить резонанс в культурном и социальном опыте обучающего- ся.

Оценка образовательных результатов в рамках модульно- компетентностного подхода также обладает своими особенно- стями. Во-первых, оценка производится независимо по каждо- му конкретному модулю. Процедура оценивания предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся осво- или требуемые компетенции, сформулированные в задачах по данному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции. Во-вторых, оценка базируется на критериях, при этом критерии оценки заранее определяются и формулируются в терминах результатов деятельности / задач [1].

Принцип ориентации на результат является общим для об-разовательных стандартов любого типа и уровня образования и предполагает переориентацию образовательных стандартов НПО и CIIO с вводных факторов (обязательный учебный ма- териал) и процесса (продолжительность курса) на результаты обучения (достижения учащихся, в особенности полезные ком-петенции и умения). При этом минимальные требования к под-готовке должны в максимально возможной степени выражаться в форме умений и компетенций (компетентностей) выпускника [2].

Государственный образовательный стандарт профессио-нального образования, построенный на основе данного прин- ципа, представляет собой систему, состоящую из нескольких групп требований. Среди них: во-первых, в обязательном по- рядке, требования к результатам освоения основной професси-ональной образовательной программы; во-вторых, требования к структуре основной профессиональной образовательной про-граммы; в-третьих, комплекс требований к условиям реализа- ции основной профессиональной образовательной программы, связанный с необходимыми материальными условиями, с опи-санием процедур государственной итоговой аттестации и т.д. Построенный таким образом ФГОС представляет собой ком- плекс требований с минимальным прописыванием содержания и с минимальным указанием на конкретные дисциплины. Не-обходимость указания на дисциплины связана с реализацией охранительной функции ФГОС, призванной предотвращать перегрузку образовательных программ и учебных планов, воз-никающей в результате необоснованного введения тех или иных дисциплин [2].

Данный принцип также определяет роль ФГОС как основы для формирования не только образовательных программ, но и контрольно-измерительных материалов, которые должны быть ориентированы на проверку целостных компетенции и видов деятельности [2].

Сегодня — в период перехода профессионального образова- ния на стандарты нового поколения, разработанные в контексте компетентностного подхода — особенно актуальной становится проблема активизации обучающихся как в пределах учебного занятия, так и за его пределами. Одним из важнейших требо- ваний стандартов профессионального образования третьего по-коления становится проведение учебных занятий в интерактив- ном режиме.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обу-чающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по по- воду того, что они знают и думают [21]. Совместная деятель- ность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый инди-видуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброже-лательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы коопера- ции и сотрудничества.

Ведущими методами в технологиями обучения в режиме модульно-компетентностного подхода выступают интерактив- ные, они воссоздают не только предметное, но и социальное содержание будущей профессиональной деятельности [21]. По А.А. Вербицкому, предметный контекст профессиональной дея-тельности связан с формированием профессионального мыш- ления, компетентных практических действий специалиста. Со-циальный контекст предполагает наличие умений социального взаимодействия и общения, совместного принятия решений, коллективной мыслительной деятельности и т.п.

Являясь воссозданием предметного и социального кон- текста будущего труда обучающихся, интерактивные методы и формы позволяют обучаемому выполнять квазипрофессио- нальную деятельность, несущую черты как учебной, так и буду- щей профессиональной деятельности [7]. В этой деятельности он актуализирует «абстрактные по своей природе» знания для подготовки и принятия решения, разработки проектов, моде- лей.

Различают две стратегии развития профессионального об-разования [7]:

– образование как процесс и результат освоения определен- ного стандартизированного содержания образования в форме знаний, умений, навыков, компетентностей и компетенций;

– образование как непрерывный процесс развития, станов-ления личности: формирование потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы, познавательной способностей, социально и профессионально важных качеств.

Первая стратегия ориентирована на цели - планируемые результаты (обученность), вторая — на цели-векторы (обучае- мость, самоактуализация, социализация и т.п.) (Д.Г. Левитес). Очевидно, что эти две стратегии взаимно дополняют друг дру- га. Доминирует и определяет миссию образования, конечно, первая. Именно образовательный процесс, направленный на достижение эталонных результатов обучения, осуществляе- мый на основе специально спроектированного содержания и результата, оцениваемого по конкретным критериям, позволяет управлять качеством образования [7].

Для реализации первой стратегии образования существу- ют стандарты, учебные планы и программы, формы, методы и средства обучения, а также способы оценки результатов обуче- ния. Реализация второй стратегии и содержательно, и техноло-гически не проработана, результаты образования плохо подда- ются количественному и квалиметрическому (качественному) контролю, направлены на отдаленные перспективы, решение глобальных образовательных проблем [7].

Ориентация на глобальные и перспективные цели образова- ния требует не только иных подходов к проектированию его со-держания, о чем было сказано выше, но и новых образователь- ных технологий.

Реализация развивающей функции профессионального об-разования во многом определяется используемыми психолого-педагогическими технологиями [7]. Любая образовательная технология — это воплощение определенной стратегии.

Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, logos — учение, понятие) — это совокупность знаний о способах и средствах проведения каких-либо процессов, а также сами эти процессы, при которых происходит качественное изменение какого-либо объекта [21 ].

Педагогическая технология — это совокупность способов, приемов, упражнений, процедур, обеспечивающих продуктив- ное взаимодействие субъектов образовательного процесса и на-правленных на достижение планируемого результата [13]. По-скольку речь идет о субъектах деятельности, то в равной мере к ним относятся и обучаемые, и обучающие. Видами деятель- ности могут выступать обучение и воспитание, а также дея-тельность по изменению личности, развитию ее структурных составляющих: направленности, образованности, опыта, позна-вательных способностей, социально и профессионально важ-ных качеств, психофизиологических свойств.

Педагогические технологии ориентированы на достижение следующих целей [22]:

– актуализация профессионально-личностного потенциала;

– профессиональное развитие личности;

– формирование метапрофессиональных образований: обобщенных знаний, умений, навыков, действий, компетенций;

– приобретение опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;

– обеспечение субъект-субъектного взаимодействия всех участников профессионально-образовательного процесса.

Обобщение вышеизложенного позволяет дать следующее определение развивающей образовательной технологии: это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспе-чивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в профессионально-педагогических ситуациях, об-разующих интеграционное единство форм и методов обучения при взаимодействии обучаемых и педагогов в процессе разви- тия индивидуального стиля деятельности [22].

Важное место в реализации компетентностного подхода принадлежит технологии саморегулируемого обучения и раз-вивающим технологиям образования. К ним относятся [15]:

– когнитивно ориентированные технологии: диалогиче-ские методы обучения, семинары, дискуссии, проблемное обу-чение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии и др.;

– деятельностно ориентированные технологии: мето- ды проектов и направляющих текстов контекстное обучение, организационно-деятельностные игры, комплексные (дидакти-ческие) задания, технологические карты, имитационно-игровое моделирование технологических процессов и др.;

– личностно ориентированные технологии: интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, развивающая психо-диагностика и др.

Очень тесно с развивающими технологиями профессио-нального обучения связаны интерактивные методы [15]. Суть интерактивных методов обучения, направленных на форми- рование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение обучающимися тех задач, в процессе решения ко- торых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Проявление и развитие интерактивных методов обучения обу-словлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоение обучающимися знаний и формирование про-фессиональных умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование лич-ностного подхода к возникающей проблеме.

Как показывает практика, использование интерактив- ных методов в среднем профессиональном образовании яв- ляется необходимым условием для подготовки высококвали-фицированных специалистов и приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и на- выки обучающихся путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, учебная информация переходит в личностное знание обучающихся.

Подводя итоги, следует отметить, что интерактивные методы обучения – это обучение деятельностью, которое влечет за собой развитие [22]. Именно в активной деятельности, на-правляемой преподавателем через личностные коммуникации, студенты овладевают необходимыми знаниями, умениями, на-выками для их профессиональной деятельности, развиваются творческие способности, стремление к самостоятельной по- знавательной деятельности, пробуждается интерес к решению познавательных задач, возможности применения студентами подученных знаний. Каждый преподаватель в своей профес-сиональной деятельности использует такие методы обучения, которые наиболее полно помогают осуществлению дидакти- ческих задач, поставленных перед каждым учебным занятием. Эффективность использования в образовательном процессе колледжа методов интерактивного обучения повышается, если используются эти методы в преподавании управленческо-эко-номических дисциплин как система.

► Задание 3. Подготовьте развернутые, обоснованные, аргумен-тированные ответы на следующие вопросы для участия в круглом столе:

1. Какие цели преследует реализация ФГОС в учреждениях профессионального образования?

2. Как реализация компетентностного подхода в образова-тельном процессе учреждений профессионального образования помогает достигать этих целей?

3. Какие технологии и методы позволяют наиболее эффек-тивно и оптимально реализовать компетентностный подход в учреждениях профессионального образования? Чем это обу-словлено?

4. Как можно доказать, что именно эти технологии и методы позволяют эффективно реализовать компетентностный под-ход?

5. Что можно выделить в качестве критериев эффективно-сти этих технологий и методов?

˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗ Раздел 2 ˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗˗

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ

Наши рекомендации