Личностно ориентированная технология подготовки школьников к ЕГЭ

Одна из наиболее актуальных проблем школьного образования – проблема качества процесса, условий и результатов становления и развития личности обучающегося. Для ее решения чрезвычайно важно рассматривать ученика как активного субъекта образовательного процесса, его центральную фигуру.

ЕГЭ является своеобразной «финишной прямой» педагогической деятельности в школе, служит оценке качества работы каждого участника образовательного процесса и определению результативности совместных усилий, направленных на развитие личности ученика. Подготовка к ЕГЭ не должна быть сведена к кратковременной педагогической акции. Это достаточно ответственная, систематическая работа всего школьного коллектива, включая деятельность руководителя ОУ, его заместителей, руководителей методических объединений, учителей-предметников, классных руководителей, педагогов-психологов, родителей учащихся и, конечно же, самих выпускников.

Подготовка к ЕГЭ требует ее интеграции в целостный образовательный процесс.Мудрые учителя начинают подготовку к экзаменам (но никак не «натаскивание»!) с первых часов реализации образовательных программ по предмету. Делают это опосредованно, не «запугивая» предстоящей проверкой. Стремятся ориентировать детей на успех, а не на избежание неудачи. Умело осуществляют анализ образовательных и личностных достижений школьников с тем, чтобы обеспечить их «восхождение по лестнице успеха», вселить в детские души уверенность в преодолении трудностей, готовность к саморегуляции и самоорганизации в процессе проведения ЕГЭ.

По сути дела, каждое учебное занятие, каждая домашняя работа, индивидуальная консультация могут внести серьезный вклад в качественную подготовку к экзамену, если учитель разработал соответствующую образовательную технологию, продумал все этапы своей деятельности и обязательно согласовал их с работой классного руководителя, других учителей-предметников, учащихся и их родителей.

Личностно ориентированная развивающая технология подготовки выпускников к ЕГЭ по образовательным предметам строится на основе следующих положений.

Первое. Она разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе которого, безусловно, должна быть авторская гуманистическая позиция учителя. В этом контексте важно рассматривать ЕГЭ как механизм управления качеством становления и развития личности выпускника, а не только как инструмент измерения конечного результата образовательной деятельности в школе. Подготовка к ЕГЭ призвана служить саморазвитию личности обучающегося, формированию его способности ориентироваться в системе ценностей, в потребностях современной жизни. В процессе подготовки к новой форме итоговой аттестации чрезвычайную важность приобретает формирование умений выпускника осуществлять непрерывное самообразование, самоорганизацию, саморегуляцию, самосовершенстование.

Одна из важнейших гуманистических идей подготовки к ЕГЭ связана с оказанием помощи выпускнику в выборе будущей жизненной траектории, в самоопределении, в профессиональной ориентации.

Второе. Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций в процессе подготовки к ЕГЭ строится в строгом соответствии с системой образовательных целей и задач, имеющей форму конкретного ожидаемого результата. Логика технологической цепочки такова: разработка ведущих концептуальных идей построения образовательного процесса по предмету, в том числе подготовки к экзамену, – моделирование образовательного процесса на уровне предмета, учебного занятия, самообразования ученика – программирование (корректировка или разработка образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов) – конструирование учебно-тематических планов, технологических карт усвоения стержневых идей предмета, разделов, тем, а также поурочных планов – реализация образовательной деятельности – рефлексия процесса и результата освоения образовательных программ.

Третье. Технология подготовки предусматривает взаимодействие учителя и учащихся на творческой договорной основе. Возможно, следует начинать подготовку к ЕГЭ с серии учебных занятий, индивидуальных и групповых консультаций, собеседований, где стоит уточнить функции и обязанности педагога и учащихся в процессе подготовки. Очень важно осуществить прогнозирование ожидаемых результатов ЕГЭ по отношению к каждому ученику с учетом его образовательного потенциала. Естественно, эту работу необходимо провести на строго научной основе, с привлечением педагога-психолога. Учитель обязательно информирует выпускников об особенностях технологии подготовки к ЕГЭ или вместе с детьми осуществляет выбор оптимального варианта подготовки.

Четвертое. Осуществляется поэтапное планирование и последовательное (пошаговое) воплощение педагогических действий и операций, используется идея алгоритмизации. С этой целью разрабатывается и реализуется план действий учителя и учащихся по подготовке к ЕГЭ.

Пятое. Органической частью технологии подготовки к ЕГЭ являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения процесса, условий и результатов образовательной деятельности.

Таким образом, подготовка к ЕГЭ достигает технологического уровня, если представлена в виде научно обоснованного педагогического замысла (системы образовательных идей, концепции), системы педагогических целей и задач, предписаний по их реализации, описания содержания и последовательности процедур, действий, операций и может быть воспроизведена при заданных условиях и средствах любым учителем.

Технология деятельности учителя-предметника по подготовке выпускников к проведению ЕГЭ включает: этап концептуализации и параметризации образовательной деятельности, диагностико-прогностический этап, этап целеполагания, этап планирования, этап конструирования и реализации учебных занятий, контрольно-регулировочный этап и рефлексии.

1. Этап концептуализации и параметризации образовательной деятельности по предмету. Его задачами являются:

· изучение концепции модернизации общего образования, ведущих идей теории и практики в области образования;

· анализ требований государственного образовательного стандарта (обязательного минимума содержания среднего общего образования по предмету);

· разработка ведущих концептуальных идей построения образовательного процесса по предмету, в том числе подготовки к экзамену;

· определение критериев, показателей и инструментариев измерения процесса, условий и результатов освоения образовательной программы по учебному предмету.

2. Диагностико-прогностический этап. В его задачи входит сбор и анализ информации о реальных образовательных возможностях выпускников; технологическое прогнозирование возможных затруднений школьников в выполнении КИМов по предмету; планирование ожидаемых результатов ЕГЭ по общеобразовательным предметам.

На этом этапе важная роль отводится педагогическому консилиуму как коллективной форме анализа образовательных достижений школьников и планирования системы педагогических действий по оказанию помощи конкретным выпускникам в их подготовке к ЕГЭ. Педагогический консилиум – это своего рода малый педагогический совет, профессиональный разговор педагога-психолога, школьного врача, представителей родительского комитета, учителей-предметников, работающих в конкретном классе. Ответственность за его подготовку возлагается на классного руководителя. Педконсилиум в выпускных классах проходит с участием заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе. Он проводится не менее 2 раз в течение учебного года, на осенних и весенних каникулах. Его продолжительность – не более 1,5 часов.

В обязанности классного руководителя (в отдельных случаях – заместителя директора школы) входит сбор и систематизация аналитико-диагностических материалов по изучению образовательных возможностей выпускников; технологическому прогнозированию типичных и индивидуальных затруднений школьников в выполнении КИМов; планированию ожидаемых результатов ЕГЭ по ряду предметов.

В начале педконсилиума звучит доклад классного руководителя на тему: «Характеристика образовательного потенциала выпускников класса». Характеристика может быть выполнена по следующему плану.

1. Анализ образовательных возможностей каждого выпускника класса.

1.1 Отношение к школе, к образовательной деятельности (активно положительное, пассивно положительное, ситуативное, активно отрицательное, пассивно отрицательное).

1.2 Отношение к освоению образовательных программ по предметам, выносимым на ЕГЭ (активно положительное, пассивно положительное, ситуативное, активно отрицательное, пассивно отрицательное).

1.3 Состояние здоровья ученика (практически здоров, имеет отклонения в здоровье, хронические заболевания).

1.4 Особенности умственной работоспособности (восходящий тип работоспособности, то есть постепенное возрастание интенсивности и объема работы при выраженном снижении ошибок или их постоянстве; нисходящий тип – снижение работоспособности с одновременным нарастанием количества ошибок от одного задания к другому; ровный тип – высокие качественные показатели при небольшом колебании (0,5%) в течение учебного дня; неопределенный тип – колебания интенсивности и качества работы (от +4 до -6%) с тенденцией к снижению объема выполненной работы).

1.5 Уровень сформированности следующих общеучебных умений: темпа чтения, умения выделять главное в устной и письменной речи, темпа письма, устного счета, сравнивать и сопоставлять, обобщать и систематизировать, осуществлять самоорганизацию и рефлексию образовательной деятельности, демонстрировать сформированность оценочно-ценностных суждений, вступать в диалог с книгой, с одноклассником, с учителем (оптимальный, допустимый, критический).

1.6 Уровень сформированности мотивационно-ценностных, эмоционально-волевых, интеллектуальных, организационно-деятельностных, коммуникативных и рефлексивных качеств личности (оптимальный, допустимый, критический).

1.7 Семейное воздействие (активно положительное, пассивно положительное, ситуативное, активно отрицательное, пассивно отрицательное.

2. Контрольный уровень усвоения учебного материала (различения или распознавания – «2», понимания и запоминания – «3», применения на практике по образцу – «4», творческий уровень – «5»).

3. Планируемый уровень освоения образовательных программ по предметам, выносимым на ЕГЭ (понимания и запоминания – «3», применения на практике по образцу – «4», творческий уровень – «5»).

4. Система мер по оказанию педагогической помощи выпускникам в достижении планируемого уровня освоения образовательных программ по предметам, выносимым на ЕГЭ.

Чрезвычайно важно обеспечить объективность и достоверность характеристики образовательных возможностей школьников за счет использования разнообразных источников информации, применения адекватных методик изучения, обязательного использования методов, позволяющих школьникам осуществить рефлексию своего духовно-нравственного, психофизиологического, коммуникативного, организационно-деятельностного и образовательного потенциала.

Вторая часть педконсилиума посвящается коллективному обсуждению доклада классного руководителя. Затем принимается решение, которое предусматривает конкретные меры по оказанию педагогической помощи выпускникам в достижении планируемого уровня освоения образовательных программ по предметам, выносимым на ЕГЭ. Подобного рода педконсилиум необходим и в 10-м классе.

В опыте работы целого ряда учителей поурочные планы предваряет технологическая карта изучения состояния и развития образовательного потенциала школьников (см. табл. 13), которая служит конкретизации целей учебных занятий, определению индивидуальных образовательных задач, сравнению конечных результатов с уровнем обучаемости школьников. Такого рода информация способствует дифференциации образовательной деятельности, определению механизмов развития личности.

Таблица 13

Наши рекомендации