Эмпирическое исследование воспитания ЗОЖ у старших дошкольников

2.1 Диагностика воспитания ЗОЖ у старших дошкольников

Для того чтобы разработать программу занятий, было проведена анкета на то, как ребенок соблюдает режим дня, на отношение к окружающим людям, на отношение к здоровью, знание своего тела, знание и отношение к здоровому образу жизни.

В исследовании приняли участие дети ДОУ г. Великий Устюг, в количестве 28 человек старшего дошкольного возраста.

По результатам анкеты, было выявлено, что только 4 человека имеют высокий уровень воспитания ЗОЖ. 3 ребенка имеют низкий уровень, а остальные – средний.

Отношение к своему здоровью было на низком и среднем уровнях. Было выявлено, что только 25 % детей соблюдают режим дня. Это свидетельствует о низком показателе воспитания ЗОЖ.

Так же на вопрос «ты делаешь зарядку по утрам» только 28,6 % детей ответили утвердительно, что так же свидетельствует о низком показателе. Не все дети посещают кружки и секции, а лишь 53,6 %. Мало кто умеет кататься на лыжах, коньках.

Но знания о здоровом образе жизни у детей сложились на среднем и высоком уровне. На вопрос «знаешь ли ты, какая еда полезная, а какая вредная?» 68 % ответили, что знают и привели примеры. А так же на вопрос «знаешь ли ты, что такое вредные привычки?» 67,9 % ответили положительно на вопрос и так же привели примеры. На вопрос «как ты думаешь, нужно соблюдать здоровый образ жизни?» 92,9 % ответили да, это свидетельствует о высоком показателе.

Всего 32 % детей могут назвать более 5 частей тела.

Когда детей спросили «когда у тебя что – то болит, ты говоришь папе или маме?» оказалось, что не все дети могут поделиться со своими родителями проблемами (64,3 %). Это говорит о несплоченности семьи, ребенок не доверяет своим родителям. Так же не все ответили да, на вопрос помогаешь ли ты маме заниматься домашними делами. 28,6 % детей ответили отрицательно.

После проведения составленной программы, было проведено повторное анкетирование, из которой следовало следующее:

Режим дня соблюдают также 25 % детей. Но зарядку по утрам стали делать все дети. Так же не все дети посещают кружки и секции, так же 53,6 %.

Знания о здоровом образе жизни увеличились. После проведения программы, можно сказать с уверенностью, что все дети знают какая еда полезная и какая вредная, все могут привести примеры примеры. Все дети знают вредные привычки, приводят с легкостью примеры. Все дети считают, что здоровый образ жизни нужно соблюдать.

После проведения мероприятий, дети могут назвать более пяти частей тела, хотя до этого приводили примеры 3 – 4, некоторые 2 части тела.

На вопрос «Когда у тебя что – то болит ты говоришь папе или маме», так же не все дети ответили положительно, показатель остался тем же. На вопрос «ты помогаешь маме заниматься домашними делами» – 71,4 % ответили положительно.

После проведения программы, результаты увеличились, с уверенностью можно сказать, что она оказала положительное влияние на детей.

Все эти данные отображены на рисунке 1

Эмпирическое исследование воспитания ЗОЖ у старших дошкольников - student2.ru

Рисунок 1 – Уровень знаний ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста до и после проведения коррекционной программы.

2.2. Методические рекомендации по проведению занятий.

Программа состоит из 10 занятий. Занятия проводятся по два раза в неделю.

Задачи:

- сформировать знания о здоровом образе жизни у старших дошкольников;

- показать необходимость выполнения упражнений увеличивающих объем легких;

- подвести детей к пониманию роли органов чувств в жизни людей;

- научить детей осознанно относиться к своему здоровью;

- воспитывать у детей потребность в ЗОЖ;

- формировать представление о режиме дня и его значении в жизни человека;

- развитие спортивных и двигательных навыков у детей.

Тема «чудо – нос»

Мероприятие состоит из двух частей.

Задачи:

- познакомить с ролью воздуха и органов дыхания в жизни человека;

- показать необходимость выполнения упражнений увеличивающих объем легких;

- показать отличие застоявшегося комнатного воздуха от свежего в хорошо проветриваемом помещении;

- учить различать запахи, узнавать знакомые, наслаждаться ароматом.

- воспитывать привычку к опрятности;

Содержание занятия:

1. Организационный момент

2. Строение носа.

3. Как мы дышим.

I. Тема: «чудо – нос» (продолжение первого занятия)

Содержание занятия:

1. Воздух для человека.

2. Физминутка.

3. Обоняние.

4. Правила ухода за носом.

5. Организация окончания занятия.

II. Тема: «органы чувств»

Задачи:

- раскрыть значение органов чувств;

- подвести детей к пониманию роли органов чувств в жизни людей;

- закрепить знания детей о строении глаза и уха человека;

- продолжать знакомить детей с условиями охраны органов чувств;

- развивать зрительное внимание и память.

– мероприятие проводится в виде игры «Путешествие по своему организму»

III. Тема: «город здоровья»

Мероприятие состоит из трех частей. Проводится в виде игры – путешествия.

Задачи:

- научить детей осознанно относиться к своему здоровью;

- развивать интеллектуальные способности, способность к умозаключению, память, речь;

- воспитывать у детей потребность в ЗОЖ.

Содержание занятия:

Город здоровья

Вопрос от Витаминки.

IV. Тема: «город здоровья» (часть вторая)

Содержание мероприятия:

Вопрос от Здоровенка

Вопрос от Обережки.

V. Тема: «город здоровья» (третья часть мероприятия.)

Содержание мероприятия:

Вопрос от Спортика.

Прощание с городом Здоровья.

1. Награждение всех детей памятными призами.

VI. Тема: «режим дня»

Мероприятие состоит из двух частей.

Задачи:

- формировать представление о режиме дня и его значении в жизни человека;

- учить устанавливать взаимосвязь между временем суток и деятельностью людей (обращая особое внимание на проведение в определенное время гигиенических и закаливающих процедур, зарядки, сна) объяснив, какое влияние они оказывают на здоровье и настроение людей;

- закрепить знания о частях суток;

- продолжать учить правильно выполнять дыхательные упражнения, обращая внимание на длительность выдоха;

- расширять знания о назначении и оборудовании комнат внутри дома, пополняя словарный запас (прихожая);

- закрепить название цветов;

- закреплять технику самомассажа кистей рук;

- воспитывать положительное отношение к соблюдению режима дня.

Содержание мероприятия:

1. Организационный момент.

2. Режим дня.

3. Самомассаж рук.

4. Физминутка.

5. Развитие функционального дыхания.

VII. тема: «режим дня» (продолжение)

Содержание мероприятия:

1. Развитие мышления.

2. Чтение стихов.

3. Гигиенические навыки.

VIII. Тема: «веселые старты»

Задачи:

- развитие физических качеств и развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой;

- развитие волевых качеств, стремление выполнить задание быстро и точно;

- воспитание «здорового духа соперничества»;

- воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки.

Содержание мероприятия:

- Представление команд-участниц (название, девиз);

- Разминка;

- 1 задание. «Ловкие ребята» (бег в обруче);

- 2 задание. «Прокати мяч»;

- 3 задание. «Донеси – не урони»;

- 4 задание. «Перенеси кубики»;

- 5 задание. «Кузнечики»;

- 6 задание. «Сбей кеглю»;

- 7 задание. «Хоккей»;

- Игра «Кто лишний»;

- Заключительное слово.

IX. Тема: Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Задачи:

- пропаганда и формирование здорового образа жизни семей детского сада;

- воспитание физической культуры и нравственной сплоченности семьи;

- развитие спортивных и двигательных навыков у детей.

Содержание мероприятия:

- Приветствие команд.

- Эстафета «Весёлое такси».

- Эстафета «Прыгуны».

- Конкурс для пап «Силачи».

- Конкурс для мам «Гимнастки».

- Конкурс для детей «Самый ловкий».

- Конкурс «Угадай вид спорта».

- Конкурс «Перетягивание каната».

- Эстафета «Спортивная семья».

- Объявление результатов, награждение.

Заключение, выводы

В результате теоретического и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.

1. Здоровый образ жизни – это поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направленную на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены.

2. Именно в старшем дошкольном возрасте детям интересно узнавать много нового. Поэтому их нужно с детства приучать к здоровому образу жизни, научить соблюдать режим дня, делать зарядку, ухаживать за собой. Рассказывать им о вредных и полезных привычках.

3. Методы воспитания ЗОЖ тесно переплетаются с методами педагогического воспитания.

Все методы воспитания (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации, соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании, игра, сказка) можно применить к воспитанию ЗОЖ у старших дошкольников.

4. После проведения анкетирования было выявлено, что большинство детей имеют средний уровень воспитания ЗОЖ. Поэтому была разработана программа, для формирования знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.

5. Результатом проведения коррекционной программы стало формирование у старших дошкольников знаний о ЗОЖ.

Наши рекомендации