Исследование уровня развития логического мышления у старших дошкольников

Выполнил студент:

Иванов Андрей Иванович

группы ТПП 201

очной /заочной формы обучения

направления подготовки (специальности)

44.03.02 – Психолого-педагогическое образование

___________________________

(подпись)

«_____»_______________20___

 
 
  Научный руководитель Климова Ольга Владимировна Должность: доцент кафедры педагогики и психологии Ученая степень: кандидат педагогических наук Ученое звание: доцент _____________ «___»_________20___ г.    

Троицк

20__

Приложение 3А

(курсовой проект-2 курс)

Содержание

Введение………………………………………………………………... Глава 1. Логическое мышление старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема…………………………………………… 1.1. Проблема развития логического мышления старших дошкольников в психолого-педагогической литературе………………………….. 1.2. Раскрытие сущности понятия «логическое мышление» применительно к теме исследования …………………………………………… Выводы по первой главе……………...……………………………….. Глава 2. Эксперимент по исследованию уровня развития логического мышления у старших дошкольников………………………. 2.1. Организация и условия проведения эксперимента…………… 2.2. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы.…… Выводы по второй главе……………….…...……………………….......... Заключение……………………………………………………………. Список использованной литературы…………………………….... Приложения…………………………………………………………..            

Приложение 3Б

(курсовой проект-3 курс)

Содержание

Введение……………………………………………………….
Глава 1. Логическое мышление старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема…………………………………………… 1.1. Проблема развития логического мышления старших дошкольников в психолого-педагогической литературе………………………….. 1.2. Раскрытие сущности понятия «логическое мышление» применительно к теме исследования …………………………………………… 1.3. Принципы развития логического мышления у старших дошкольников……………………………………………..……………………..… Выводы по первой главе……………...……………………………….. Глава 2. Эксперимент по реализации психолого-педагогического содействия развитию логического мышления старших дошкольников…….……………………………………………... 2.1. Комплекс занятий по развитию логического мышления старших дошкольников…………………………………………………… 2.2. Организация и методика эксперимента по оценке эффективности комплекса занятий по развитию логического мышления старших дошкольников………………………………………………………… Выводы по второй главе……………….…...……………………….......... Заключение……………………………………………………………. Список использованной литературы…………………………….... Приложение…………………………………………………………..              


Приложение 4

Введение

(для тем: А- Исследование уровня адаптации студентов младших курсов вуза / Б- Психолого-педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов вуза)

Актуальностьисследования. Современные условия развития общества ставят перед системой высшего профессионального образования большинства стран новые приоритеты и задачи, заставляют искать пути существенного повышения его качества. Как показывают многие исследования (И.И. Петров, А.Г. Гузеев) качество подготовки выпускников вуза во многом зависит от начального этапа их обучения в высшей школе.

Однако проведенное нами анкетирование среди студентов показало, что около 85 % первокурсников испытывают существенные затруднения при на начальной стадии обучения в вузе: 68 % не умеют планировать самостоятельную работу; 64 % плохо владеют технологиями самостоятельного освоения материала; 76 % испытывают дискомфорт от постоянной ситуации оценивания; 55 % не видят преимуществ новой системы обучения; 79 % студентов указывают на необходимость усиления психолого-педагогической поддержки на начальной стадии обучения в вузе, так как учебно-профессиональная деятельность в вузе существенно отличается от учебной деятельности в школе. Однако следует признать, что целенаправленной работы по адаптации студентов к условиям вуза практически не ведется.

Тем не менее, в истории педагогики и психологии накоплен определенный опыт, анализ и теоретическое осмысление которого поможет решить обозначенную нами проблему

Разработанность проблемы исследования:

- проблеме социальной адаптации молодежи посвящены исследования Н.А. Березовина, М.В. Левченко, И.А. Милославовой, Н.С. Офицеркиной, Г.И. Постоваловой, Н.А. Савотиной, А.Н. Утехиной и др.: в исследованиях Н.А. Березовина, М.В. Левченко, Г.И. Постоваловой, А.Н. Утехиной анализируются психологические особенности начального этапа адаптации при переходе от среднего образования к высшему, изучаются факторы, определяющие адаптационную способность человека; в работах И.А. Милославовой Т.Б. Соломатиной нашли отражение проблемы последовательности и стадий адаптационного процесса;

- адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности в вузе исследовалась в работах С.В. Бондаренко, С.В. Васильевой, Т.Ю. Волгиной, В.В. Емельяновой, Г.А. Мелекесовой, И.А. Сыромицкой. В них описываются специфические и общие факторы адаптации студентов, стадии адаптации, методы содействия адаптации, критерии адаптированной личности.

Вместе с тем переход на новые государственные стандарты предопределяет необходимость рассмотрения адаптации студентов младших курсов вуза с новых позиций. Таким образом, возникают противоречие между:

- необходимостью организации психолого-педагогического содействия адаптации студентов младших курсов к условиям вуза и недостаточная разработанность этой проблемы в теории и практике педагогики высшей школы.

(курсовой проект – 2 курс) Данные противоречия определили проблемуисследования: экспериментальным путем выявить уровень адаптации студентов младших курсов вуза.

(курсовой проект – 3 курс) Данные противоречия определили проблемуисследования: какие изменения необходимо внести в образовательный процесс вуза, чтобы обеспечить оптимальную адаптацию студентов младших курсов?

4А(2 курс) Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы в психологии и педагогике обусловили выбор темы исследования: «Исследование уровня адаптации студентов младших курсов вуза».

4Б Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы в педагогике и психологии обусловили выбор темы исследования: «Психолого-педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов вуза».

4А: Объект исследования– личность студентов вуза.

4Б: Объект исследования– образовательный процесс в вузе.

4 А, Б: Предмет исследования – адаптация студентов младших курсов к условиям вуза.

4А: Целью исследования является выявление уровня адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.

4Б: Целью исследования является разработка содержания и технологии психолого-педагогического содействия адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.

4А:Гипотеза исследования. Уровень адаптации студентов-девушек на первом курсе выше, чем у студентов-юношей.

4Б. Гипотеза исследования. Адаптация студентов младших курсов вуза будет проходить успешно, если организовано психолого-педагогическое содействие этому процессу на основе принципов….

4А:Исходя из цели и гипотезы были определены задачи исследования:

1. На основе анализа психологической и специальной литературы исследовать состояние проблемы адаптации студентов к условиям вуза.

2. Раскрыть сущность понятия «адаптация» применительно к теме исследования.

3. В ходе эксперимента провести гендерное сравнение уровня адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.

4Б:Исходя из цели и гипотезы были определены задачи исследования:

1. На основе анализа психологической и специальной литературы исследовать состояние проблемы адаптации студентов к условиям вуза.

2. Раскрыть сущность понятия «адаптация» применительно к теме исследования.

3. Выявить и обосновать принципы организации психолого-педагогического содействия адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.

4. Разработать модель психолого-педагогического содействия адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.

5. Провести стартовое тестирование по оценке уровня адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.

4А. Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, методы математической статистики.

4Б. Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование полученных результатов способствует адаптации студентов к условиям вуза.

4А,Б:База исследования. Педагогический эксперимент проводился в Костанайском государственном университете им. А. Байтурсынова.

Приложение 5 А

(курсовой проект-2)

Выводы по первой главе

1. Обобщение результатов научных исследований, связанных с проблемой адаптации студентов вуза, позволило прийти к заключению, что в истории педагогики и психологии накоплен значительных опыт, адаптация которого к современным условиям позволит создать систему психолого-психологического содействия адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.

2. Раскрытие сущности понятия «адаптация» применительно к теме исследования позволяет рассматривать её как…… (дается определение понятия и далее указывается структура адаптации).

3. Выявлены возрастные особенности студентов, которые необходимо учитывать при рассмотрении их адаптации к условиям вуза. К ним мы относим:

1…;

2…;

3…(не более 5)

Приложение 5 Б

(курсовой проект- 3 курс)

Выводы по первой главе

1. Обобщение результатов научных исследований, связанных с проблемой адаптации студентов вуза, позволило прийти к заключению, что в истории педагогики и психологии накоплен значительных опыт, адаптация которого к современным условиям позволит создать систему психолого-психологического содействия адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.

2. Раскрытие сущности понятия «адаптация» применительно к теме исследования позволяет рассматривать её как…… (дается определение понятия и далее указывается структура адаптации); выявлены возрастные особенности студентов, которые необходимо учитывать при рассмотрении их адаптации к условиям вуза. К ним мы относим: 1…; 2…; 3…(не более 5).

3. Выявлены и обоснованы принципы организации психолого-педагогического содействия адаптации студентов младших курсов к условиям вуза: (перечислить от 3 до 5)

Приложение 6 А

(курсовой проект-2 курс)

Выводы по второй главе

1. Разработана программа эксперимента по оценке уровня адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.

2. Оценка уровня адаптации студентов младших курсов к условиям вуза производилась при помощи методики…

2. Для оценки адаптации студентов младших курсов к условиям вуза были сформированы контрольная и экспериментальная группы студентов Троицкого филиала Челябинского государственного университета. В экспериментальную группу входили:…. В контрольную группу входили… В экспериментальную группу входили.

4. Анализ данных, полученных в ходе эксперимента показывает, что …

(сравнение обязательно делается по баллам, используется статистическая обработка данных по критерию Стьюдента)

Приложение 6 Б

(курсовой проект-3 курс)

Выводы по второй главе

1. Разработано содержание и технологии психолого-педагогического содействия адаптации студентов младших курсов к условиям вуза на основе принципов…

2. Разработана модель эксперимента по оценке эффективности психолого-педагогического содействия адаптации студентов младших курсов к условиям вуза на основе использования методик:…

В эксперименте планируется участие 2 групп (15 и 18 человек соответственно), по модели квазиэксперимент на 2-х группах.

3. Проведено стартовое тестирование в контрольной и экспериментальной группах, которое показало следующие результаты: (группы сравниваются по баллам, при квазиэксперименте допускаются достоверные различия в группах по исследуемым параметрам))

Приложение 7А

(курсовой проект-2 курс)

Заключение

1. Обобщение результатов научных исследований, связанных с проблемой адаптации студентов вуза, позволило прийти к заключению, что в истории педагогики и психологии накоплен значительных опыт, адаптация которого к современным условиям позволит создать систему психолого-психологического содействия адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.

2. Раскрыта сущность понятия «адаптация», что позволяет рассматривать её как…… (дается определение понятия и далее указывается структура адаптации). Кроме того, выделена структура адаптации, включающая следующие компоненты:… Определены возрастные особенности студентов, которые необходимо учитывать при рассмотрении вопросов их адаптации к условиям вуза:…

3. На основе результата проведенного эксперимента выявлен уровень адаптации студентов младших курсов к условиям вуза: описать результаты (сравнение в баллах). Привести результаты статистической обработки по методике Стьюдента.

Приложение 7Б

(курсовой проект-3 курс)

Заключение

1. Обобщение результатов научных исследований, связанных с проблемой адаптации студентов вуза, позволило прийти к заключению, что в истории педагогики и психологии накоплен значительных опыт, адаптация которого к современным условиям позволит создать систему психолого-психологического содействия адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.

2. Раскрыта сущность понятия «адаптация» применительно к теме исследования, что позволяет рассматривать её как…… (дается определение понятия и далее указывается структура адаптации). Кроме того, выделена структура адаптации, включающая следующие компоненты:… Определены возрастные особенности студентов, которые необходимо учитывать при рассмотрении вопросов их адаптации к условиям вуза:…

3. Разработано содержание и технологии психолого-педагогического содействия адаптации студентов младших курсов к условиям вуза на основе принципов…

4. Разработана модель эксперимента по оценке эффективности психолого-педагогического содействия адаптации студентов младших курсов к условиям вуза на основе использования методик:…

3. Проведено стартовое тестирование в контрольной и экспериментальной группах.

Приложение 8

Список использованной литературы

1. Абишев, А.А. О проблемах перехода на кредитную технологию в Казахском национальном педагогическом университете им. Абая [Электронный ресурс] / А.А. Абишев // umo.kaznu.kz/13_1_kubeev.asp

2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 2009. – 335 с.

3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2010. – 288 с.

4. Андреев, В.И. Педагогика [Текст] / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2011. – 608 с.

5. Асанов, Н.А. Организация образовательного процесса на основе кредитной технологии [Текст] / Н.А. Асанов, Д.А. Калдияров, Г.С. Минажева. – Алматы : Казах. университет, 2004. – 86 с.

6. Асмолов, А. Г. Вариативное образование в изменяющимся мире: Опыт становления и стратегические ориентиры развития современной образовательной системы в России [Текст] / А.Г. Асмолов // Вариативные педагогические системы. – М., 2005. – С. 40–52.

7. Асмолов, А.Г. Содействие ребенку в развитии личности [Текст] / А.Г. Асмолов // Новые ценности образования. – М.: ИННОВАТОР, Вып. 6. – 2013. – С. 39–44.

8. Ахметова, Г.К. Вопросы внедрения кредитной системы обучения в Казахском национальном университете [Электронный ресурс] / Г.К. Ахметова, Ж.Д. Дадебаев, Н.А. Асанов // umo.kaznu.kz/article_pdf.

9. Ахметова, Г.К. Стратегия пошагового внедрения кредитной системы обучения в вузах [Электронный ресурс] / Г.К. Ахметова, Ш.Т. Таубаева, А.А. Ульман // umo.kaznu.kz/article_pdf/Akh_Tau_Ull.pdf

10. Бабанова, О.Т. Педагогические аспекты доступности высшего образования для молодежи провинции [Текст] / О.Т. Бабанова // Педагогические науки. – 2013. – № 2. – С. 15–21.

Наши рекомендации