Экспериментальное исследование уровня сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
С целью определения уровня представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни проведен психолого-педагогический эксперимент. Экспериментальной базой исследования выступило дошкольное образовательное учреждение №1 с. Упорово. В эксперименте участвовали 24 ребенка старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявил критерии (по В. П. Ивановой) сформированности представлений старших дошкольников по следующим показателям:
1. Представления об окружающей среде.
2. Представления о методах сохранения и укрепления своего здоровья.
3. Знание основных терминов физической культуры.
4. Знание строения своего тела, назначения внутренних органов.
5. Знание того, что полезно и что вредно для организма.
6. Умение самостоятельно проводить утреннюю гимнастику.
7. Умение применять теоретические знания о здоровом образе жизни в повседневной деятельности.
8. Умение соблюдать технику безопасности на занятиях по физической культуре и в повседневной жизни.
Нами были выработаны критерии для определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников (см. табл. 1).
Таблица 1
Критерии для определения уровня сформированности представлений
о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
Теоретическая подготовленность детей | |
Показатели сформированности | Критерии |
- характер представлений о здоровом образе жизни; - степень усвоения основных понятий о здоровом образе жизни; - объем и систематичность знаний; - способность к переносу знаний, навыков в новые ситуации | - знание теоретических основ о здоровом образе жизни, предусмотренных программой по физическому воспитанию дошкольного образовательного учреждения |
Практическая подготовленность детей | |
- успешность решения практических задач; - степень овладения практической деятельностью в сохранении и укреплении своего здоровья; быстрота анализа возможных методов решения проблем и выбор оптимального из них; - способность находить оригинальные методы и способы решений | - умение самостоятельно проводить утреннюю гимнастику; - соблюдение личной гигиены; - соблюдение оптимального двигательного режима на прогулке; - количество пропущенных дней по болезни в течение года |
В целях диагностики мы применяли методы (устные вопросы, беседы с детьми, направленные на определение уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни). Были разработаны следующие условные уровни сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста:
1. Высокий. Дети имеют полное представление об окружающем мире, умеют отражать связь между его объектами, обобщать, дифференцировать, сравнивать, используют ранее полученные знания, правильно выполняют задания. Этот уровень характеризуется также наличием достаточно полных, точных, обобщенных и осознанных знаний о здоровом образе жизни; умением самостоятельно, полно анализировать жизненную ситуацию, выделять ее существенные признаки и выдвигать на этой основе адекватную задачу в своей деятельности, при этом данная операция протекает иногда в свернутом, умственном плане. Дети умеют планировать свою деятельность. Ответы детей на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, четкие, ясные, полные, аргументированные.
2. Средний. Дети имеют неполное, но достаточное представление об окружающем мире, умеют использовать знания, которые были получены самостоятельно, допускают несущественные ошибки и неточности при выполнении заданий на сравнение, анализ, прогнозирование. Дети затрудняются при самостоятельном решении проблемных заданий и нередко нуждаются в помощи воспитателя. Планировать порядок работы, мотивировать свои суждения и действия они не умеют, хотя и выполняют работу в логической последовательности, уверенно, самостоятельно. В ряде действий ими допускаются неточности, но некоторые из действий при этом выполняются достаточно рационально. Ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, у таких детей недостаточно развернутые и слабо аргументированные.
3. Низкий. Дети имеют неполное представление об окружающем мире, затрудняются использовать знания, которые были получены самостоятельно, нуждаются в постоянной помощи воспитателя при решении проблемных задач и даже при наличии помощи не могут правильно решить их, сделать выводы, слабо владеют приемами интеллектуальной работы. Не умеют дифференцировать свою деятельность в плане выбора способов действия, затрудняются при выборе средств для решения той или иной задачи. Ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, у таких детей неразвернутые, слабые, неуверенные и неаргументированные.
Основу экспериментального исследования составил комплекс диагностических методов: наблюдение, анкетирование, эксперимент.
С целью определения уровня представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни был проведен метод наблюдения за детьми в трудовой и игровой деятельности [Приложение 1], анкетирование (адаптированная к нашему исследованию анкета В. И. Баяновой) [Приложение 2].
Таблица 2
Уровни сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в начале эксперимента.
Уровни сформированности представлений | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
Абсолютное число | Относительное число | Абсолютное число | Относи- тельное число | |||
Высокий | 8,3% | 4,2% | ||||
Средний | 25% | 33,3% | ||||
Низкий | 16,6% | 12,5% | ||||
Анализ проведенных методов наблюдения и анкетирования позволил сделать вывод о том, что уровень представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни (у испытуемой группы) в основном – средний и низкий.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали необходимость и целесообразность проведения определенной работы по повышению уровня сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни путем реализации выделенных нами педагогических условий:
- организация целенаправленной трудовой деятельности дошкольников;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;
- эмоциональный комфорт для каждого ребенка;
- установление тактики сотрудничества при взаимодействии детей и взрослых в игре;
- использование разнообразных целенаправленных методов и форм формирования здорового образа жизни, их оптимальное использование;
- системный и систематический характер методической и воспитательной работы, направленный на формирование здорового образа жизни детей.
Для реализации выделенных психолого-педагогических условий необходимо внести необходимые изменения в воспитательно-образовательный процесс:
- ввести в содержание воспитания детей трудовой аспект;
- отказаться от прямых указаний и перенести акцент на косвенные воздействия через организацию здорового образа жизни;
- рационально и эффективно использовать средства трудовой деятельности детей.
Как видно, формирование представлений о здоровом образе жизни у старшего дошкольного возраста требует создания специальных условий. Эта проблема будет рассмотрена в следующем параграфе.