Эмпирическое исследование воспитания ЗОЖ у старших дошкольников
2.1 Диагностика воспитания ЗОЖ у старших дошкольников
Для того чтобы разработать программу занятий, было проведена анкета на то, как ребенок соблюдает режим дня, на отношение к окружающим людям, на отношение к здоровью, знание своего тела, знание и отношение к здоровому образу жизни.
В исследовании приняли участие дети ДОУ г. Великий Устюг, в количестве 28 человек старшего дошкольного возраста.
По результатам анкеты, было выявлено, что только 4 человека имеют высокий уровень воспитания ЗОЖ. 3 ребенка имеют низкий уровень, а остальные – средний.
Отношение к своему здоровью было на низком и среднем уровнях. Было выявлено, что только 25 % детей соблюдают режим дня. Это свидетельствует о низком показателе воспитания ЗОЖ.
Так же на вопрос «ты делаешь зарядку по утрам» только 28,6 % детей ответили утвердительно, что так же свидетельствует о низком показателе. Не все дети посещают кружки и секции, а лишь 53,6 %. Мало кто умеет кататься на лыжах, коньках.
Но знания о здоровом образе жизни у детей сложились на среднем и высоком уровне. На вопрос «знаешь ли ты, какая еда полезная, а какая вредная?» 68 % ответили, что знают и привели примеры. А так же на вопрос «знаешь ли ты, что такое вредные привычки?» 67,9 % ответили положительно на вопрос и так же привели примеры. На вопрос «как ты думаешь, нужно соблюдать здоровый образ жизни?» 92,9 % ответили да, это свидетельствует о высоком показателе.
Всего 32 % детей могут назвать более 5 частей тела.
Когда детей спросили «когда у тебя что – то болит, ты говоришь папе или маме?» оказалось, что не все дети могут поделиться со своими родителями проблемами (64,3 %). Это говорит о несплоченности семьи, ребенок не доверяет своим родителям. Так же не все ответили да, на вопрос помогаешь ли ты маме заниматься домашними делами. 28,6 % детей ответили отрицательно.
После проведения составленной программы, было проведено повторное анкетирование, из которой следовало следующее:
Режим дня соблюдают также 25 % детей. Но зарядку по утрам стали делать все дети. Так же не все дети посещают кружки и секции, так же 53,6 %.
Знания о здоровом образе жизни увеличились. После проведения программы, можно сказать с уверенностью, что все дети знают какая еда полезная и какая вредная, все могут привести примеры примеры. Все дети знают вредные привычки, приводят с легкостью примеры. Все дети считают, что здоровый образ жизни нужно соблюдать.
После проведения мероприятий, дети могут назвать более пяти частей тела, хотя до этого приводили примеры 3 – 4, некоторые 2 части тела.
На вопрос «Когда у тебя что – то болит ты говоришь папе или маме», так же не все дети ответили положительно, показатель остался тем же. На вопрос «ты помогаешь маме заниматься домашними делами» – 71,4 % ответили положительно.
После проведения программы, результаты увеличились, с уверенностью можно сказать, что она оказала положительное влияние на детей.
Все эти данные отображены на рисунке 1
Рисунок 1 – Уровень знаний ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста до и после проведения коррекционной программы.
2.2. Методические рекомендации по проведению занятий.
Программа состоит из 10 занятий. Занятия проводятся по два раза в неделю.
Задачи:
- сформировать знания о здоровом образе жизни у старших дошкольников;
- показать необходимость выполнения упражнений увеличивающих объем легких;
- подвести детей к пониманию роли органов чувств в жизни людей;
- научить детей осознанно относиться к своему здоровью;
- воспитывать у детей потребность в ЗОЖ;
- формировать представление о режиме дня и его значении в жизни человека;
- развитие спортивных и двигательных навыков у детей.
Тема «чудо – нос»
Мероприятие состоит из двух частей.
Задачи:
- познакомить с ролью воздуха и органов дыхания в жизни человека;
- показать необходимость выполнения упражнений увеличивающих объем легких;
- показать отличие застоявшегося комнатного воздуха от свежего в хорошо проветриваемом помещении;
- учить различать запахи, узнавать знакомые, наслаждаться ароматом.
- воспитывать привычку к опрятности;
Содержание занятия:
1. Организационный момент
2. Строение носа.
3. Как мы дышим.
I. Тема: «чудо – нос» (продолжение первого занятия)
Содержание занятия:
1. Воздух для человека.
2. Физминутка.
3. Обоняние.
4. Правила ухода за носом.
5. Организация окончания занятия.
II. Тема: «органы чувств»
Задачи:
- раскрыть значение органов чувств;
- подвести детей к пониманию роли органов чувств в жизни людей;
- закрепить знания детей о строении глаза и уха человека;
- продолжать знакомить детей с условиями охраны органов чувств;
- развивать зрительное внимание и память.
– мероприятие проводится в виде игры «Путешествие по своему организму»
III. Тема: «город здоровья»
Мероприятие состоит из трех частей. Проводится в виде игры – путешествия.
Задачи:
- научить детей осознанно относиться к своему здоровью;
- развивать интеллектуальные способности, способность к умозаключению, память, речь;
- воспитывать у детей потребность в ЗОЖ.
Содержание занятия:
Город здоровья
Вопрос от Витаминки.
IV. Тема: «город здоровья» (часть вторая)
Содержание мероприятия:
Вопрос от Здоровенка
Вопрос от Обережки.
V. Тема: «город здоровья» (третья часть мероприятия.)
Содержание мероприятия:
Вопрос от Спортика.
Прощание с городом Здоровья.
1. Награждение всех детей памятными призами.
VI. Тема: «режим дня»
Мероприятие состоит из двух частей.
Задачи:
- формировать представление о режиме дня и его значении в жизни человека;
- учить устанавливать взаимосвязь между временем суток и деятельностью людей (обращая особое внимание на проведение в определенное время гигиенических и закаливающих процедур, зарядки, сна) объяснив, какое влияние они оказывают на здоровье и настроение людей;
- закрепить знания о частях суток;
- продолжать учить правильно выполнять дыхательные упражнения, обращая внимание на длительность выдоха;
- расширять знания о назначении и оборудовании комнат внутри дома, пополняя словарный запас (прихожая);
- закрепить название цветов;
- закреплять технику самомассажа кистей рук;
- воспитывать положительное отношение к соблюдению режима дня.
Содержание мероприятия:
1. Организационный момент.
2. Режим дня.
3. Самомассаж рук.
4. Физминутка.
5. Развитие функционального дыхания.
VII. тема: «режим дня» (продолжение)
Содержание мероприятия:
1. Развитие мышления.
2. Чтение стихов.
3. Гигиенические навыки.
VIII. Тема: «веселые старты»
Задачи:
- развитие физических качеств и развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой;
- развитие волевых качеств, стремление выполнить задание быстро и точно;
- воспитание «здорового духа соперничества»;
- воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки.
Содержание мероприятия:
- Представление команд-участниц (название, девиз);
- Разминка;
- 1 задание. «Ловкие ребята» (бег в обруче);
- 2 задание. «Прокати мяч»;
- 3 задание. «Донеси – не урони»;
- 4 задание. «Перенеси кубики»;
- 5 задание. «Кузнечики»;
- 6 задание. «Сбей кеглю»;
- 7 задание. «Хоккей»;
- Игра «Кто лишний»;
- Заключительное слово.
IX. Тема: Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
Задачи:
- пропаганда и формирование здорового образа жизни семей детского сада;
- воспитание физической культуры и нравственной сплоченности семьи;
- развитие спортивных и двигательных навыков у детей.
Содержание мероприятия:
- Приветствие команд.
- Эстафета «Весёлое такси».
- Эстафета «Прыгуны».
- Конкурс для пап «Силачи».
- Конкурс для мам «Гимнастки».
- Конкурс для детей «Самый ловкий».
- Конкурс «Угадай вид спорта».
- Конкурс «Перетягивание каната».
- Эстафета «Спортивная семья».
- Объявление результатов, награждение.
Заключение, выводы
В результате теоретического и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.
1. Здоровый образ жизни – это поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направленную на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены.
2. Именно в старшем дошкольном возрасте детям интересно узнавать много нового. Поэтому их нужно с детства приучать к здоровому образу жизни, научить соблюдать режим дня, делать зарядку, ухаживать за собой. Рассказывать им о вредных и полезных привычках.
3. Методы воспитания ЗОЖ тесно переплетаются с методами педагогического воспитания.
Все методы воспитания (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации, соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании, игра, сказка) можно применить к воспитанию ЗОЖ у старших дошкольников.
4. После проведения анкетирования было выявлено, что большинство детей имеют средний уровень воспитания ЗОЖ. Поэтому была разработана программа, для формирования знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
5. Результатом проведения коррекционной программы стало формирование у старших дошкольников знаний о ЗОЖ.