Формирование общечеловеческих ценностей, культуры поведения, сознательной дисциплины учащихся в современной школе (с анализом передового опыта)
Одним из главных призваний отечественного образования является, по нашему убеждению, «создание у подрастающих поколений фундаментальных начал тех ценностей, которые традиционно выступают в роли имеющих непреходящее значение стимулов человеческой жизни и деятельности» [103,89]. И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов в центре аксиологической концепции выделяют ценностное мышление, обеспечивающее человеку понимание ценности всего мира и каждого человека в нем. Система ценностей, образующих аксиологический аспект педагогического сознания, включает:
1) ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной сфере;
2) ценности, удовлетворяющие потребности в общении;
3) ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности;
4) ценности, позволяющие осуществить самореализацию;
5) ценности, дающие возможность удовлетворения практических возможностей
Проблемам воспитания на всех этапах развития российского образования придавалось первостепенное значение. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается – писал С.Л.Рубинштейн,- чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью – так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается [112].
В российском обществе большую популярность всегда имели концепции «разумного воспитания». Представления о воспитании связывались с идеями «служения Отечеству и личной свободы воспитуемых, с целью привития учащимся уважения к человеческому достоинству и истине. Продолжая традиции отечественного духовно-нравственного воспитания, В.А.Сухомлинский понимал его как главный труд души ребенка, направленный на формирование внутреннего плана сознания через усвоение внешних действий с предметами и социальных форм общения. Традиция воспитания общечеловеческих ценностей своими корнями уходит в глубинные истоки человеческой культуры. Это и Протагор («мера всех вещей – человек»), и Сократ (определил и обобщил такие понятия, как «доблесть», «справедливость» и т.д.), и Платон, который отдавал предпочтение «воспитанию ума, чувств и воли», и Аристотель, призывавший к воспитанию мужества, выносливости, справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты. Педагог – гуманист И.Г. Песталоцци большое внимание уделял воспитанию у детей «истинной человечности» и «деликатной любви к людям» в единстве с другими сторонами воспитания [92,12]. В отечественной педагогике XVII-XIX в.в. эта традиция связывается, прежде всего, с трудами В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и других, которые относили к основным качествам индивида – уважение человеческого достоинства. Гуманные чувства они считали социальными и придавали им большое значение.
Вопросы воспитания, к сожалению, пока еще решаются плохо. И подлинная причина – не в неумении учителей, их низкой профессиональной компетенции, а в том, что «в нашем российском доме так и нет согласия в ценностях, на которых можно и нужно воспитывать молодежь»[83,4].
Прав был известный русский философ И.А.Ильин, говоря, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов, оно… развязывает и поощряет в человеке волка» [49,309]. Именно эта проблема стоит перед современным российским учительством.
Цель ценностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревская определяет как «воспитание целостного человека культуры, имеющего взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности» [17,73]. Е.В. Бондаревская выделяет следующие понятия, характерные для воспитательного процесса:
а) воспитание гуманной личности (милосердие, добродетель и т.д.);
б) воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, самостоятельность принятия решений и т.д.);
в) воспитание человека культуры (знание родного и иностранных языков, литературы, истории интеллигентность и т.п.);
г) воспитание творческой личности (жизнетворчество, развитый интеллект, знания, умения, навыки и т.п.);
д) воспитание духовной личности (потребность познания, потребность в красоте и т. д.);
е) воспитание нравственной личности (честь, достоинство, совесть, понятие о долге, уважение человеческого достоинства и т. д.) [14,10-11].
И.С. Артюхова утверждает, что общечеловеческие ценности должны стать основой всех школьных предметных методик. Главная особенность ценностно-ориентированного содержания образования состоит в том, что оно не может задаваться в отрыве от процессуальной формы его существования – методики, технологии, формы и т.д. Кроме задаваемых извне стандартных компонентов, в содержание ценностно-ориентированного образования включаются эмоционально-ценностные, личностные элементы, которые неотрывны от самого процесса обучения с присущим ему межсубъектным общением. Таким образом, содержание учебных занятий должно складываться из научного и культурного опыта, существующего до и независимо от процесса обучения, т.е. в виде учебно-программных материалов (образовательный стандарт) и личностного опыта.
Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые, фундаментальные основы свободной творческой личности, человека культуры, нравственной, духовной, экологической, эстетической, экономической и других ее сторон. А для этого, как справедливо отмечают В. Болотов и А. Малышевский, необходимо «осмысление образования в контексте жизни человека, приобщающегося к культуре, обретающего возможность для реализации своих сущностных сил» [13,12]. Контекст жизни, по мнению этих авторов,- это контекст духовно – нравственного развития ребенка. А образование лишь оказывает влияние на развитие через его механизмы.
По мнению В. Караковского, семья и школа должны привить ребенку не только эстетическую культуру, но и «культуру мира». Передача знаний о мире и становление отношений к этому миру – два самых широких процесса, организуемые обществом и педагогами во имя подготовки молодого поколения к жизни в обществе. Мирное сосуществование различных людей является в настоящее время проблемой очень актуальной. К сожалению, дети уже с первых лет жизни встречаются с такими понятиями как «вражда, борьба, война, стрельба» и т.п.
Изученная и проанализированная философская и психолого-педагогическая литература показывает, что проблема общечеловеческих ценностей и ее место в воспитании личности – одна из важнейших не только в современной педагогической науке, но она играла ведущую роль в истории мировой школы, начиная с Античности и Средних веков. Однако исследователи до сих пор не пришли к единому пониманию ценностей. В данной работе под общечеловеческими ценностями понимается идеал, символ, образец, регулятивная идея, впитавшие глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и устремления. Любая ценность имеет вид требования к поведению человека и фиксируется целой группой ценностных эквивалентов.
В ходе исследования были выявлены пути передачи ценностей, главным из которых является культура, как своего народа, так и народов других стран. Формирование ориентации школьников на общечеловеческие ценности может осуществляться только при условии учета их возрастных особенностей. Это повышает роль учителя в процессе формирования гуманистических ориентаций.
Культура - это искусственно-природная («вторичная») среда существования человека,
однако, настолько организованная, что обладает колоссальной принудительной силой
воспроизводящего механизма, способного в миллионах повторений формировать людей,
сходных между собой в главном - в своих представлениях о мироустройстве (о мире
и человеке в нем). Эта мирообъяснительная функция культуры обеспечивается
комплексом средств, называемых «универсалиями», описанию которых посвящена
предыдущая
Механизм культуры, посредством которого происходит простое воспроизведение
сложившихся форм коллективной жизни, называется традицией. Действие механизма
традиции в культуре напоминает функцию генетической памяти у животных. В обоих
случаях речь идет не о самом поведении, но схемах построения, программах
поведения, которые заложены в генном механизме различных видов животных, равно
как и в культурной (общественной) памяти человеческих групп, и которые пригодны
для формирования поведения, правда, в стабильных, повторяющихся из поколения в
поколение условиях существования
Основа традиции - подражание. В ходе совместной деятельности наследователь (ученик)
перенимает умения и навыки их от носителя непосредственно при соучастии, из рук
в руки и тут же воспроизводит закрепленные традицией приемы, «формулы»,
стереотипы (от гр. stereos - твердый + typos - отпечаток) бытового, трудового,
обрядового поведения.
Понятие культуры дошкольника можно определить, как совокупность полезных для
общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных
видах деятельности.
Культура деятельности - проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во
время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение
содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку
доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться
готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с
игровым замыслом.
Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным,
содержательным занятиям, умению дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте
ребенок учится регулировать свою деятельность в отдых, быстро и организованно
выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для
формирования у него навыков эффективной организации труда.
Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно
использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к
выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность,
самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата;
взаимопомощь в коллективном труде.
Культура общения - предусматривает выполнение ребенком норм при общении с
взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с
использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также
вежливое поведение в общественных местах, быту.
Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и
воздерживаться от неуместных в этой обстановке действий, слов. Ребенка надо
учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен
понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в
определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится
недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в
сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства
характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи
предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить
тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует
активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает
между ними конфликты.
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему
необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные,
производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать
общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей
дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего
в детский сад, круг общения расширяется - добавляется общение со сверстниками, с
воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребенка культуру общения. Какие
наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?
Вежливость - Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у
окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого,
как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость
детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к
окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по
велению сердца».
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не
доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство
своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность,
внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к
окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений.
Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит
игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность
естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям - истоки уважения к
людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.
Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие
детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм,
товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения.
Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать
поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые
возникают в результате общения детей.
Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои
отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных
детей и соответствующие проявления - отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок
начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания
приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная
основа для усвоения необходимых форм общения.
Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у
детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые
должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.
Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться,
переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В
интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую
сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают
разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой
улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой.
Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро
началось жизнерадостно и этот настрой сохраняется у детей в течение дня.
Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их
удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и
приветливости.
У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек,
песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену
впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение - «ребенок-ребенок»,
«ребенок-дети» идет по собственному побуждению, т. к. жизнь в обществе
сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться,
играть, заниматься, советоваться, помогать - словом, решать свои маленькие дела.
Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения
содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку
элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со
сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с
просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно
разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением.
Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и
внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются
ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с
товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством
взрослого приобретают опыт положительного общения