Формирование научного мировоззрения учащихся — важнейшая цель и результат целостного педагогического процесса (с анализом передового опыта)

Организация и осуществление интеллектуального развития школьников в условиях современного учебно-воспитательного учреждения преследует в отношении каждого ученика главную цель – формирование творчески мыслящей личности.

Отсюда важнейшие задачи умственного воспитания учащихся формулируются следующим образом:

развитие интеллектуальной культуры личности современного школьника, познавательных мотивов его деятельности;

формирование навыков мыслительной деятельности учащихся и, в целом, их диалектического мышления;

совершенствование у школьников навыков рациональной организации учебного труда;

формирование у учащихся научного мировоззрения.

На современном этапе ведущими факторами интеллектуального развития учащихся выступают следующие факторы: а) окружающая среда; б) средства массовой информации; в) достижения науки и техники; г) произведения различных видов искусства.

В условиях современного образовательно-воспитательного учреждения выделяются два основных пути развития интеллектуальной культуры учащихся: 1– систематическое обучение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения; 2 – внеклассная работа по развитию умственных способностей.

Умственное воспитание связано с формированием научного мировоззрения учащихся. Значительную роль при этом играют мировоззренческие умения, к которым относят умение обобщать конкретные факты и делать мировоззренческие выводы; умение раскрывать содержание мировоззренческих идей, оценивать с позиции диалектики природные и социальные явления; умение защищать и обосновывать свою точку зрения, опровергать несостоятельные позиции собеседника.

Однако, прежде всего, необходимо обратиться к трактовке самого понятия «мировоззрение». Этот термин возник в конце ХVIII в. и стал впервые использоваться представителями немецкой классической философии.

В педагогике мировоззрение следует понимать как специфическую форму сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к природе и обществу и которые определяют его социальную и нравственно-эстетическую позиции и поведение в различных жизненных сферах (по И.Ф. Харламову).

Качественная характеристика взглядов и убеждений человека может быть различной. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом людей в истории развития человечества можно выделить следующие виды мировоззрения:

мифологическое – фантастические представления людей о мире в силу отсутствия объективных знаний о явлениях природы;

религиозное – представления о жизни и происхождении мира с позиций различных вероисповеданий; вера в существование бога, бессмертие души и т.д.; в то же время использование физических, исторических, философских и социальных знаний для объяснения некоторых явлений;

обыденное (житейское) – духовный опыт; здравый смысл; стихийные, эмпирические и не всегда систематизированные представления человека о мире;

научное – теоретическое осмысление причинно-следственных связей, характеризующих развитие природных и общественных явлений.

Дидактические условия формирования научного мировоззрения:

а) обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера:

изложение материала на основе ярких и убедительных фактов и их глубокого анализа;

обеспечение научного истолкования всех изучаемых явлений, процессов, их причинно-следственных связей;

побуждение учащихся к выяснению всех возникающих у них в ходе обучения вопросов, формирование эмоционального заинтересованного отношения учащихся к изучаемым фактам.

тесная связь обучения с жизнью; вовлечение школьников в практическую деятельность, позволяющую осмыслить изучаемый материал.

б) придание обучению общественной направленности (раскрытие социально-идеологической основы общества, осмысление тенденций демократического развития общества.

в) соблюдение принципа историзма при изучении программного материала (раскрытие генезиса и сложных путей развития истины в науке, осознание закономерностей эволюции природных явлений и общественно-экономических изменений).

г) развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий (факультативов, конференций, кружков, диспутов и т.д.).

д) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса (младшие школьники в силу отсутствия жизненного опыта не могут иметь сформированное мировоззрение).

е) влияние личности учителя (авторитет педагога, демонстрация им собственных мировоззренческих позиций, основанных на правильном понимании закономерностей развития природы и общества, являются примером для учащихся).

Наши рекомендации