Воспитание в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса

В широком смысле - объективный процесс воздействия на человека окружающей его среды (общества), т.е. социализация личности.

В узком смысле –целенаправленная деятельность, призванная формировать систему необходимых качеств личности, взглядов, убеждений.

На первой ступени равзития первобытного общества (дородовое общество) – люди присваили готовые продукты природы и занимались охотой. Все было общим, между членами коллектива отсутсвовали слой различия. Дородовое общество – на три возрастные группы: дети и подростки, полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие физических сил для полноценного участия в общественной жизни. Развивающийся человек сначала – в общественную группу подрастающих и стареющих, где он взрослел в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Войдя в соответствующий биологический возраст и + некоторый опыт общения, трудовые навыки, знание правил жизни, обычаев и обрядов – человек попадает в другую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями (= посвящениями, испытаниями, во время которых проверялось подготовка молодежи к жизни, умение переносить лишения, боль, + показ храбрости, выносливости). В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. => дети и подростки получали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знания об обычаях, обрядах, + свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, треб-ям старших. На последних этапах развития матриархата – первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей – дома молодежи, отдельно для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода, они готовились к жизни, труду и посвящениям. На стадии патриархата родовой общины – дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками, они знакомили их с правилами религиозного культа, преданиями, + Обучение письму. Все народное устное творчество играло роль в воспитании нравов, поведения, определяло черты характера.

Позже – зачатки военного воспитания: малыши – стреляли из лука, пользовались копьем, ездили верхом. + большое внимание уделялось усвоению начальных знаний, с появлением письменности – письму. Семейное воспитание стало массовой нормой воспитания. Стали возникать школы, появление господствующих групп населения – жрецы, страейшины – стремились отделить умственное образование от образования знаниям, требующим физического труда. Зачатки знаний (предсказание наводнения рек, приемы лечения в руках этих групп). Для обучения этим знаниям – спец учреждения – школы, которые использовались для укрепления власти вождей, жрецов. Физический труд – удел эксплуатируемых. В их семьях – дети рано приучались к труду, родители передавали свой опыт. Организованное воспитание детей в школах – все более удел избранных.

Воспитание и школа в государствах Древневосточной цивилизации. Педагогические взгляды Конфуция.

Школа как социальный институт появилась в связи с необходимостью целенаправленного обучения, воспитания подрастающего поколения, социализации личности.

Школы именовались по-разному, обладали относительной самостоятельностью и влияли на эволюцию общества.

Дата Государство
IV -IIтыс. до н.э. Месопотамия (Двуречье)
III – II тыс. до н.э. Египет
IV – I тыс. до н.э. Китай
I тыс. до н.э. Индия

Первые очаги культуры возникли на берегу Персидского залива в Мессопотамии (Междуречье): Шумеры, Аккад, Вавилон. Письмо – клинопись.

Средства обучения: глиняные таблички, (папирус, восковые дощечки), стиль (заостреные палочки). Цель школы – подготовка писцов, жрецов. Методы обучения: заучивание текстов, упражнения, поучения, наставления, разъяснения и др.

- Э-дуббы- «Дома табличек»: чтение, письмо, история, география, геология, ботаника, математика, медицина, мифология, право, музыка, пение, литература (Подготовка писцов )

- Жреческие: письмо, чтение, танцы, музыка, литература, заучивание поэтических и литературных текстов (Подготовка жрецов)

Древний Египет. Цель школы и воспитания - подготовка человека образованного, немногословного, умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы.Обучение индивидуальное, частное.

Виды школ

Государственные школы (писцов) при храмах, дворе фараона и вельмож;

Дворцовые (царские) при дворе фараона; 5-12 лет – элементарная, 12-16 лет – канцелярия

Школы врачевателей и др. частные проф.школы

Содержание образования: Религиозно-нравственное воспитание, астрономия математика, медицина, Военно-физическая подготовка, чтение и письмо, этикет

Древняя Индия. Первые школы появилось в городах Хараппской культуры (3-2 тыс. до н.э.). Религиозная идеология (индуизм, буддизм) – важный фактор образования и воспитания. Дравидско-арийская эпоха: Центры образования- индуистские храмы.

Цель воспитания и образования – подготовка к счастливой жизни в условиях. Ведущие качества: Брахманы (6-12,до 22-24, Религиозное образование (изучение ВЕД), «лесные школы» – повышенный уровень. ) – интеллект; Кшатрии (Заучивание стихов, гимнов, философия, красноречие, грамматика, литература, математика, история, медицина, этика) – мужество; Вайшья – трудолюбие; Шудры – покорность. Буддийская эпоха: Центры буддийского образования- монастыри в северной и северо-восточной Индии. Цель воспитания и образования - постижение духовного просветления на основе идей любви, милосердия, отказа от мирских чувств. Сочетание духовного образования со светским, ориентир на личность.

Древний Китай. Школьное дело – часть государственной политики. Идеал воспитания – образованный и почетающий старших человек. Средства обучения: расщепленный в пластины бамбук и шелковая ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки.

Доконфуцианский период: Школы наставников (сян) IV – I тыс. до н.э. и Военные школы (сюй) (СЮЭ – школы для знати, «6 искусств»: мораль, каллиграфия, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью) и Религиозно- философские (даосизм, буддизм))

Конфуцианский период: Вторая пол. I-го тыс. до н.э. Начальное образование продолжалось 7 лет: изучение письма (иероглифов), языка, стиля, стихосложения.

Экзамены: в школе - 2 раза в год; после –1 раз в 3 года: 1- «ученая степень цветущего таланта»; 2- признанный ученый; 3-ученый, внесенный в списки; 4- член императорской Академии. Принципы обучения: учиться во-время, пресекая дурное; соблюдать последовательность в учении; учиться в коллективе, т.к. кто учится один, познания скудны, кругозор ограничен (по книге «Ли цзи» - О ритуале и обычаях, IV-I вв.до н.э.)

Классические Книги китайской образованности: Книга песен (Ши цзин) – сборник народной поэзии; Книга истории (Шу цзин); Книга порядка (Ли шу); Книга Весны и осени (Чунь цю) – руководство по этике; Книга перемен (И цзин) – основы философии, представленные через 64 гексограммы гадания.

Характерные черты воспитания и образования в государствах Древнего Востока: Цель: подготовка к жизни в соответствии с социальной дифференциацией общества.

Сочетание традиций патриархального семейного воспитания и ремесленного ученичества; практическая ориентированность; относительная самостоятельность школ; обучение в школах, преимущественно, мальчиков; престижность школы писцов.

Наши рекомендации