Джон локк о воспитании «джентельмена» и воспитании рабочих

Английский просветитель Джон Локк / J. Locke [1632-1704] - автор трактата «Мысли о том, что читать и изучать джентльмену». Его разработки стали рамками воспитательно-образовательной традиции XVIII — XX веков. «Что было до него? Система воспитания рыцарей. В ее основе лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальном инструменте. До 7 лет ребенок был на домашнем воспитании (причем находился якобы все время на женской половине дома), потом становился пажом при супруге сюзерена и ее придворных, приобретал круг знаний, умений и опыта придворной жизни. С 14 лет до 21 года наследник служил оруженосцем при сюзерене. Этот период — «освоение начал любви, войны и религии». Наконец, в 21 год происходило посвящение в рыцари, начиналась истинно рыцарская жизнь: испытания в турнирах, поединках, пирах – см.: Рыцарская система воспитания.

Чтобы воспитать рабочих, считал Д. Локк, нужны рабочие школы и обучение рабочим навыкам. Чтобы воспитать джентльмена, нужно воспитывать джентльмена. Причем по Локку, если воспитание рабочих происходит коллективно, то воспитание джентльмена — индивидуально. Ингредиенты воспитания джентльмена по Локку: выработка твердой воли, обучение хорошим манерам, умение человека управлять собой. А как без этого управлять? Джентльмен — высокообразованный и деловой человек. В набор дисциплин Локк включил латинский язык, французский язык, арифметику, географию, историю, танцы, фехтование, делопроизводство, философию, религию, рисование, ремесла, садоводство, путешествия (!), музыку, хорошие манеры. Умение управлять собой — одно из главных для джентльмена. «Чтобы уметь управлять собой, будь то в частной жизни или на государственном поприще, ничто так не поможет джентльмену, как знание людей. Хотя это последнее приобретается прежде всего из опыта, а затем и из здравого понимания истории, есть еще и книги, помогающие проникнуть в человеческую природу. Таковы книги о страстях и о том, что вызывает их, например, небольшое по объему, но достойное восхищения повествование Аристотеля во второй книге «Риторики».

28.Дифференцированная начальная школа

Одна из важнейших задач начального образования - это создание условий
для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и
умел учиться.

Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и
степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными
интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение
применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это
неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно
сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а
«слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к
средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с
разными особенностями восприятия, мышления, памяти.
Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную силу,
чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда,
сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался
в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе
принципа индивидуального подхода.

Одним из средств индивидуального подхода к детям является
дифференцированное обучения, т.е. учет типичных индивидуальных различий

учащихся.

Если в процессе обучения учитель, зная индивидуально-типологические
особенности учащихся, будет умело подбирать формы и методы, ученик
сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая развитие, которое не
противоречило бы его возможностям, склонностям, интересам.

Он ни в коей мере не исключает индивидуальной работы с
отдельными учащимися.

Положительные стороны дифференцированного обучения

1. сильным учащимся можно уделить время;

2. слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;

3. повышается уровень Я-концепции

4. (ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);

5. повышается уровень мотивации у сильных учеников

Отрицательные стороны дифференцированного обучения

1. слабые не имеют возможности тянуться за сильными;
понижается уровень мотивации в слабых группах

Выделяют два основных вида дифференциации обучения
школьников

1. Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение).

Предполагает создание особых типов школ и классов

2. Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной
работы).

Предполагает организацию работы внутри класса

Организация внутриклассной дифференциации включает
несколько этапов:

1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются
группы

2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев.
(Наиболее полную дают разноуровневые контр. работы)

3. Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.

4. Определение способов дифференциации, разработка
дифференцированных заданий

5.Реализация дифференцированного подхода на различных этапах
урока

6. Диагностический контроль над результатами, в соответствии с
которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

Определение способов дифференциации.

Нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитель определяет,
учитывая тип урока, его цели и содержание.

На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала
дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках
ознакомления с новым материалом

Дифференциацию содержания учебных знаний можно осуществлять:

- по уровню творчества (Не творческое выполнение заданий- это работа по образцу, работа по воспроизведению знаний , К творческим заданиям относятся упражнения , отличающиеся от стандартных)

-по уровню трудности.

-по объему (Выполняется ещё кроме основного и дополнительное задание
аналогичное основному. Это обусловлено разным темпом работы учащихся.

Дифференциация по объему сочетается с другими способами, могут быть творческие
или более трудные задания. Дополнительными могут быть задания на смекалку, задачи игрового характера)

А можно, использовать разные способы организации учебной деятельности
детей и единые задания, дифференцировать по :

- степени самостоятельности. ( Все дети выполняют одно задание, но одни это
делают под руководством учителя, а другие самостоятельно)

- характеру помощи учащимся. ( Эта работа не предусматривает фронтальную
работу под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной
работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения, оказывается помощь в виде

• вспомогательных карточек,

• подготовительных упражнений,

• записей на доске

Карточки- помощники являются либо одинаковыми для всех детей группы, либо
подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастающем уровнем помощи. От урока к уроку степень помощи ученику уменьшается,
На карточках могут использоваться различные виды помощи:

- образец выполнения задания: показ способа решения, образец рассуждения

- справочные материалы

- алгоритмы, памятки.

-иллюстрации, краткая запись, схема,

- разъяснение слов, указание на какую- либо деталь.

- вспомогательные вопросы.

- план решения,

- начало решения )

- характеру учебных действий.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут
предлагаться по выбору.

Младший школьник должен учиться в ситуации успеха: только тогда
он спокойно примет оценку учителя, проанализирует с его помощью свои
ошибки и наметит пути их устранения. Эмоциональная реакция учителя
должна нацеливать ребенка на успех: радуясь, огорчаясь вместе с учеником
его неудачам, нужно всегда выражать уверенность в том, что он непременно
сможет достичь большего, преодолеет все трудности.

Наши рекомендации