Формирование духовной культуры учащихся в целостном педагогическом процессе как тенденция развития образования и воспитания в современном обществе (с анализом передового опыта)

Духовность -- свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности человека не только мыслить и действовать утилитарно, но и соотносить свои действия с чем-то «вкеличност-ным», составляющим «мир человека».

Духовная жизнь -- важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность.

Духовная жизнь общества -- область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смыс-ложиэненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия.

Духовность - это фундамент, на котором строится здоровое и крепкое общество. Одной из важнейших черт духовности есть чувства: красоты, любви, созидания добра, веры, совести и мира от Господа Бога. Духовный мир взрослого человека, так и ребёнка индивидуален. Дух, душа и тело человека едины. Сегодня это единство нарушено.

Существует ряд социальных требований в современном образовании и воспитании молодого поколения, которое должно быть здоровым не только физически, но и нравственно.

1. Отражение созидательной, действенной системы взаимодействия человека с природой, охватывающей все сферы материальной и духовной жизни нашего общества.

2. Одухотворяющее образование, является необходимой целостностью педагогического процесса, который пробуждает духовные чувства у молодежи.

3. Одухотворяющая функция в целостном образовательном процессе - это эмоциональность.

4. Необходимость сближения светского и православного образования, без чего не может быть использован в духовно-нравственном воспитании молодежи педагогический потенциал религии.

Нравственные нормы – это «выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни» (И.Ф. Харламов).

Это формулировка подводит нас к трактовке термина «мораль». В переводе с латинского «моралис» означало уклад, привычку, нравы. В современной авторской трактовке мораль выглядит следующим образом: «Мораль – особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку общечеловеческих духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им» (В.А. Кондрашов «Нравственные ценности и личность»).

В этике мораль понимают как систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.

В зависимости от того как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Следовательно, нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства как доброта, честность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность и т.д. (В.А. Сластенин).

И.Ф. Харламов в свою очередь определяет нравственность человека как совокупность его сознания, чувств, навыков и привычек поведения, связанных с соблюдением этих норм и требований.

Исходя из сказанного выше можно определить цель нравственного воспитания – формирование у школьников нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных навыков и привычек поведения.

Нравственное сознание – знание моральных принципов и норм, осмысление соответствия своей моральной позиции принятым в обществе нормам (Б.Т. Лихачев).

Нравственные ценности

– значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом; оценка этой значимости, исходя из моральных принципов, норм, идеалов, установок, целей (БЭС). Все нравственные ценности В.С. Кукушин делит на объективные (ценности вокруг нас – добро, справедливость, милосердие и т.д.) и субъективные (ценности внутри нас – качества личности). Задача воспитателя – объективные ценности переместить в область внутренних качеств личности.

Нравственные чувства

– субъективное восприятие человеком моральных норм, принципов, идеалов, проявляющееся в его отношении к себе, к окружающим людям, к природе, к происходящим событиям, ко всей окружающей действительности.

Нравственное поведение

– сознательное следование человека в собственных действиях и поступках моральным принципам и нормам (Б.Т. Лихачев).

Критерии нравственной воспитанности личности

(Н. Горожанкина):

– глубина осмысления правил морали;

– степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек нравственного поведения;

характер моральной ориентации в сложных нравственных ситуациях;

степень принципиальности;

меры нравственной требовательности к себе, к людям;

характер поведения наедине с собой и в коллективе;

наличие гуманистических черт характера и поведения;

степень уважительного и доброжелательного отношения к людям;

уровень развития чувства собственного достоинства;

уровень развития совести, чести, стыда.

Наши рекомендации