Задания для самостоятельной работы. 1.Перечислите специальные методические приемы, способствующие повышению
1.Перечислите специальные методические приемы, способствующие повышению сознательности и активности в физическом воспитании:
1)______
2)_____
3)______
4)______
5)______
6)______
7)______
2.Заполните таблицу «Формы практической наглядности в физическом воспитании и их характеристика (назначение и средства)».
Практическая наглядность в процессе физического воспитания | ||
Форма наглядности | Назначение | Средства |
3. Заполните таблицу «Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании и его характеристика».
Принцип доступности и индивидуализации | |
Назначение | Характеристика |
4.Перечислите критерии (показатели), по которым определяется доступность нагрузок и двигательных заданий в физическом воспитании.
Объективные показатели | Субъективные показатели |
5. Заполните таблицу «Специфические принципы физического воспитания и их характеристика».
Специфические принципы физического воспитания | Характеристика принципов |
Задание с проблемными ситуациями
Тема «Сущность принципов методики физического воспитания»
Проблемная ситуация.Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах. Есть ряд принципов, которые выражают главным образом методические закономерности педагогического процесса и в силу этого являются обязательными при решении образовательных задач. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации.
Задание. Попробуйте определить, какие последствия или сбои можно наблюдать при осуществлении педагогического процесса в случае пренебрежения каким-либо принципом. Раскройте устно логику поиска и ответа на данный вопрос с использованием примеров из реального профессионально-педагогического процесса.
Тема 6 ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
Контрольные тесты
1.Целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций, называется:
1) учением;
2) преподаванием;
3) воспитанием;
4) обучением.
2. Система движений, объединенная смысловыми двигательными задачами, называется:
1) двигательными действиями;
2) спортивной техникой;
3) подвижной игрой;
4) физическими упражнениями.
3. Педагогический процесс, направленный на системное освоение рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимых двигательных навыков, умений, а также связанных с этим процессом знаний, называется:
1) физическим образованием;
2) физическим воспитанием;
3) физическим развитием;
4) физической культурой.
4.Оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т. е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения, называется:
1) двигательным умением;
2) техническим мастерством;
3) Двигательной одаренностью;
4) Двигательным навыком.
5. Из перечисленных пунктов: 1) нестабильность, 2) слитность,3)неустойчивость, 4) автоматизированность, 5) излишние мышечные затраты, 6) экономичность — укажите те, которые являются характерными (отличительными) признаками двигательного умениямения:
1) 2, 4;
2) 1, 3, 5;
3) 1, 2, 3, 4, 5, 6;
4) 1, 2, 6.
6. Основным отличительным признаком двигательного навыка является:
1) нестабильность в выполнении двигательного действия;
2) постоянная сосредоточенность внимания на технике выполнения двигательного действия;
3) автоматизированность управления двигательными действиями;
4) неустойчивость к действию сбивающих факторов (встречный ветер, дождь, плохое освещение мест занятий, шум в зале, на стадионе и т. п.).
7. Из перечисленных пунктов выберите те, которыми можно дополнить следующее ниже предложение: 1) врожденные способности занимающегося, 2) возраст занимающегося (ученика), 3) координационная сложность двигательного действия, 4) профессиональная компетенция преподавателя, 5) уровень мотивации, сознательности и критического мышления занимающегося (ученика). Решающая роль, определяющая не только сроки, но и качество освоения двигательных действий, принадлежит:
1) 4, 5;
2) 1, 2;
3) 3;
4) 1,2,3.4,5.
8. Весь процесс обучения любому двигательному действию включает в себя ..., которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
Вставка-ответ: 1) три этапа;
2) четыре этапа;
3) два этапа;
4) пять этапов.
9. Цель обучения на этапе начального разучивания техники двигательного действия:
1) сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах;
2) завершить формирование двигательного умения;
3) детализировано освоить и закрепить технику изучаемого двигательного действия;
4) достижение слитности и стабильности выполнения фаз и частей техники изучаемого двигательного действия
10. Обучение двигательному действию начинается с:
1) создания общего первоначального представления (смыслового и зрительного) о двигательном действии и способе его выполнения;
2) непосредственного разучивания техники двигательного действия по частям;
3) непосредственного разучивания техники двигательного действия в целом;
4) разучивания общеподготовительных упражнений.
11. На этапе начального разучивания двигательного действия наиболее типичным (т. е. имеющим массовый характер) является:
1) непроизвольная напряженность мускулатуры у учеников и связанная с ней общая скованность движений, их неточность (по амплитуде и направлению);
2) стабильность, слитность, надежность исполнения учениками двигательного действия;
3) минимальный контроль со стороны сознания обучающихся за управлением движениями (регулирование прилагаемых усилий, быстроты выполнения и направления движения);
4) высокая степень координации и автоматизации движений.
12. В рамках одного занятия на этапе начального разучивания техники двигательного действия обучение движениям необходимо осуществлять:
1) в подготовительной части занятия;
2) в начале основной части занятия;
3) в середине основной части занятия;
4) в конце основной части занятия.
13. Приступая к непосредственному разучиванию техники двигательного действия, преподаватель в первую очередь намечает ведущий метод разучивания. Если действие сравнительно несложное по технике, его лучше осваивать:
1)сразу в целостном исполнении (метод целостно-конструктивного упражнения);
2) по частям с последующим объединением отдельных частей в целое (расчлененно-конструктивный метод);
3) в различных игровых ситуациях (игровой метод обучения);
4)в различных соревновательных ситуациях: «кто правильнее»,
«кто точнее», «кто лучше» и т.п. (соревновательный метод обучения).
14. Каким методом обучения преимущественно пользуются на тапе начального разучивания техники сложного двигательного действия?
1) методом стандартно-интервального упражнения; 2) методом сопряженного воздействия;
3) расчлененно-конструктивным методом;
4) методом целостно-конструктивного упражнения.
15. В процессе обучения двигательным действиям наибольшее количество двигательных ошибок допускается занимающимися:
1) на этапе начального разучивания техники двигательного действия;
2) на этапе углубленного разучивания техники двигательной действия;
3) на этапе совершенствования двигательного действия;
4) на этапе взаимодействия различных по структуре двигательных навыков.
16. Из перечисленных пунктов выберите те, которыми можно дополнить следующее ниже предложение: 1) недостаточная общая физическая подготовленность занимающегося (ученика); 2) уменьшение в занятии числа учебных заданий и количества их повторений; 3) неуверенность занимающегося в своих силах, отсутствие решительности; 4) увеличение интервалов отдыха между повторениями двигательного действия; 5) нарушение требований к организации занятия (урока), ведущее, в частности, к преждевременному утомлению занимающихся. Причинами двигательных ошибок на стадии формирования у занимающихся первоначального двигательного умения являются:
1)1, 3, 5;
2) 2, 4;
3)1, 2;
4) 1, 2, 3, 4, 5.
17. Из перечисленных задач выберите те, которыми можно дополнить следующее ниже предложение: 1) разучить технику двигательного действия (в целом и по частям); 2) устранить грубые ошибки, обуславливающие невыполнение действия или его значительное искажение; 3) достижение слитности фаз и частей техники двигательного действия; 4) обучение разным вариантам техники действия; 5) формирование умений применять изученное действие в различных условиях и ситуациях. Частными педагогическими задачами на этапе совершенствования двигательного действия являются:
1) 4, 5;
2) 1, 2;
3) 1, 3, 5;
4) 1, 2, 3, 4, 5.
18. Этап совершенствования двигательного действия продолжается:
1) от 3 до 5 месяцев;
2) 1 год;
3) 2-3 года;
4) на протяжении всего времени занятии в избранном направлении физического воспитания.
19. Совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательным и другим умениям и навыкам, а также на их дальнейшее совершенствование, называется:
1) методикой обучения;
2) физической культурой;
3) физическим образованием;
4) физическим воспитанием.
20. Двигательные действия (включая их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям, называются:
1) физическими упражнениями;
2) подвижными играми;
3) двигательными умениями;
4) физическим совершенствованием.
21. Упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, называются:
1) методами обучения;
2) двигательными действиями;
3) методиками обучения;
4) учением и преподаванием.
22. Совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающихся и обучаемых в ходе его осуществления, называется:
1) Принципами обучения;
2) теорией или концепцией обучения;
3) обучением;
4) профессионально-педагогическим мастерством.
23. В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос двигательных навыков. Основным условием положительного переноса навыка является:
1) высокий уровень профессионального мастерства учителя физической культуры, преподавателя физического воспитания, Репера по виду спорта;
2) наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий; )
3) соблюдение принципа сознательности и активности;
4) учет индивидуальных особенностей занимающихся.
Запишите выбранные вами ответы на контрольные тесты в таблицу (карточку ответов).