Задания для самостоятельной работы. 1. Раскройте понятие «психологическая защита» и перечислите основные её виды.

1. Раскройте понятие «психологическая защита» и перечислите основные её виды.

2. Объясните отклоняющееся поведение с точки зрения экзистециально-гуманистического подхода.

3. Найдите какую-либо форму нежелательного поведения в личном опыте. Проведите его анализ по приведенной схеме.

Контрольные вопросы

1. Что определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению?

2. Какие ресурсы личности обеспечивают толерантность (устойчивость) к отклоняющемуся поведению?

3. Назовите социальные причины отклоняющегося поведения.

Литература

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1999.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997.

3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. – М., 2004.

4. Кулаков С.А. На приеме у психолога – подросток. – М., 2001.

5. Куттер П. Современный психоанализ. – СПб., 1997.

6. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М., 1998.

Семинарское занятие 3. Формы проявления девиантного поведения, их характеристика и специфические особенности

Цель: дать характеристику и рассмотреть специфические особенности агрессивного, зависимого и суицидального поведения.

Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока не привели к созданию единой классификации.

Систематизации существуют и широко используются в рамках отдельных дисциплин. Существуют различные подходы к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический и психологический.

Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий видов отклоняющегося поведения личности.

Психологические классификации основаны на следующих критериях: вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты поведения и ущерб им причиняемый; индивидуально-стилевые характеристики поведения. В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения: Ю.А. Клейберг (2001), Ц.П. Короленко, Т.А. Донских (1990), Е.В. Змановская (2003) и др.

Под агрессией понимают тенденцию, проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность.

Агрессивное поведение имеет различные формы: ситуативные агрессивные реакции, пассивное агрессивное поведение и активное агрессивное поведение. Характер агрессивного поведения определяется возрастными и индивидуальными особенностями человека, гендерным фактором и социальными условиями развития личности.

Зависимое поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации. Рассмотреть концептуальные модели о природе зависимого поведения: моральная модель, модель болезни, симптоматическая модель, психоаналитическая модель, системно-личностная модель и биопсихосоциальная модель. Рассмотреть феномен со-зависимости.

Суициды делятся на три основные группы: демонстративный суицид, скрытый суицид и истинный суицид. Рассмотреть возрастные особенности суицидального поведения. Обратить внимание на концепции формирования суицидов. Отметить, что А.Г. Амбрумова выделила 6 типов непатологических реакций у взрослых людей с суицидальным поведением.

Вопросы для обсуждения

1. Содержание понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение».

2. Основные виды агрессии и агрессивного поведения.

3. Основные признаки агрессивного поведения с учетом возрастной специфики.

4. Понятие «аддикция», этапы формирования аддикции.

5. Зависимое поведение, его основные признаки.

6. Виды зависимого поведения.

7. Факторы, способствующие формированию аддикции.

8. Содержание понятий «суицид», «суицидальная попытка», «суицидальное поведение».

9. Структура суицидального поведения.

10. Типологии суицидов.

11. Возрастные особенности суицидального поведения.

12. Причины суицидального поведения.

Литература для подготовки к семинару

1. Актуальные проблемы суицидологи //Сб. трудов Моск. НИИ психиатрии. – М., 1978. – Т.78; 1981. – Т.92.

2. Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. – М., 1980.

3. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. – М., 1978.

4. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. – М., 1980.

5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1999.

6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997.

7. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М., 1991.

8. Гилинский Я. И др. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. – СПб., 2001.

9. Иванова Е.Б. Как помочь наркоману. – СПб., 1997.

10. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

11. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск, 1988.

12. Кормкина М.В., Цивилько М.А., Марилов В.В. Нервная анорексия. – М., 1986.

13. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: Учеб.-метод. Пособие. – М., 1998.

14. Кулаков С.А. На приеме у психолога – подросток. – М., 2001.

15. Личко А.И., Битенский В.С. Подростковая наркология. – Л., 1991.

16. Можинский Ю.Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб., 1999.

17. Суицид: Хрестоматия по суицидологи / Сост. А.Н. Моховиков. – М., 2001.

Практическое занятие 4. Формулы поведения подростков в определенных ситуациях. Диагностика моделей поведения подростков.

Цель: выявить нравственные убеждения и формулы поведения подростков в определенных ситуациях.

Психологические особенности переходного периода накладывают отпечаток на поведение подростка, создают своеобразные возрастные поведенческие модели, формируют специфически подростковые поведенческие реакции на воздействие окружающей социальной среды.

Ситуационные нарушения поведения у детей и подростков с трудом поддаются психологическому анализу, т.к. социально-психологическое в них тесно переплетается с патологическим.

Под психологической ситуационно-личностной реакцией понимают преходящие, ситуационно обусловленные отклонения в поведении ребенка или подростка, которые проявляются преимущественно в определенной микросреде, имеют четкую психологическую направленность на определенных лиц, не ведут к временному нарушению социальной адаптации и не сопровождаются соматическими расстройствами.

Основы нравственных убеждений школьников можно выяснить, используя беседу или тест. Однако это еще не значит, что поступки подростков будут соответствовать этим нормам. Существует много факторов, которые заставляют школьника поступать вопреки существующим нравственным нормам.
Для выяснения нравственных убеждений школьника попробуйте провести с ним тест. Он состоит из незаконченных рассказов. Школьник дополняет незаконченные рассказы самостоятельно. Вмешиваться, советовать, эмоционально оценивать ответы запрещается, иначе тест потеряет свой смысл.
Школьник должен выполнять задание в два этапа.

· Первый этап выявляет реальные модели поведения, то есть школьнику нужно записать первый пришедший в голову вариант.

· Второй этап выявляет идеальные модели поведения, то есть школьник дописывает рассказы так, чтобы они понравились окружающим — взрослым и детям.

При анализе результатов психолог должен ответить на следующие вопросы:

1. Совпадают ли реальные модели с типичным поведением школьника в жизни? (Если не совпадают, то нужно задуматься над причинами этого.)

2. Существуют ли различия между реальными и идеальными моделями поведения? В чем они заключаются? (Значительные различия могут явиться причиной морально-этического конфликта личности.)

3. Владеет ли ребенок социальными навыками? (Помогите ребенку увидеть позитивную перспективу при использовании социальных навыков.)

4. Умеет ли ребенок оптимально реагировать на конфликтную ситуацию? (Предложите ребенку несколько вариантов поведения в каждой конфликтной ситуации. Скажите о последствиях использования разных вариантов. Пусть сам школьник выбирает себе подходящий.)

5. Общение, с какими социальными группами является для школьника наиболее сложным? (Используйте фильмы, литературу, которые отражают возможные виды общения. Беседуйте с ребенком, используйте помощь педагогов.)

ТЕСТ «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ РАССКАЗЫ»

Инструкция

Тест состоит из 20 незаконченных рассказов. Необходимо дополнить каждый из них, ответив на предложенные вопросы. Старайтесь работать быстро.

1. На уроке сосед постоянно отвлекал Петю, что-то спрашивая и разговаривая. Учительница сделала им строгое замечание.
Что сказал Петя? Почему он так сказал?

____________________

____________________

____________________

2. Ира попросила Наташу помочь ей сделать на перемене домашнее задание, потому что вчера она рано легла спать.
Что ответила Наташа? Почему она так ответила?

____________________

____________________

____________________

3. На полу в классе валялись какие-то грязные бумажки. После урока учительница попросила Катю их убрать.
Что сказала Катя? Почему она так сказала?

____________________

____________________

____________________

4. На контрольной Витя попросил Колю: «Дай списать решение задачи».
Что ответил Коля? Почему он так сказал?

____________________

____________________

____________________

5. Люда обзывала Машу жадиной за то, что она не подарила ей свою ручку.
Что сказала Маша? Почему она так сказала?

____________________

____________________

____________________

6. На перемене Саша толкал Мишу и других одноклассников, ребята сердились на него, а он продолжал так веселиться.
Что сказал Миша? Почему он так сказал?

____________________

___________________

____________________

7. В буфете Лена встала без очереди впереди Светы за пирожком. Что сказала Света? Почему она так сказала? Что ей ответила Лена? Почему она так ответила?

__________________

___________________

____________________

8. На уроке Ира отвечала, а Вика пыталась ее перебить и ответить за нее.
Что сказала после урока Ира? Почему она так сказала? Что ей ответила Вика? Почему она так ответила?

___________________

___________________

___________________

9. Дети беседовали друг с другом. Настя спросила, что означает сказанное слово, а все дети стали над ней смеяться.
Что им ответила Настя? Почему она так ответила?

____________________

____________________

____________________

10. Мама попросила Колю помыть посуду за всю семью.
Что ответил Коля? Почему он так ответил?

__________________

___________________

___________________

11. Петя бегал по классу и уронил тетрадку Нины на пол.
Что ему сказала Нина? Почему она так сказала?

__________________

___________________

____________________

12. Мама предложила Вове сделать домашнее задание заранее.
Что ответил Вова? Почему он так ответил?

__________________

____________________

____________________

13. Паша играл во дворе с ребятами в интересную игру, мама попросила его сходить в магазин.
Что ей ответил Паша? Почему он так ответил?

___________________

_____________

____________________

14. Люда долго разговаривала по телефону с подружкой, папа попросил ее немедленно закончить разговор.
Что ответила Люда? Почему она так ответила?

____________________

___________________

____________________

15. Лена в холодильнике увидела мороженое. Но мама напомнила Лене о больном горле и не разрешила его съесть.
Что ответила Лена? Почему она так ответила?

____________________

___________________

____________________

16. Коля предложил Наташе спрятать Витин портфель: пошутить так над Витей.
Что ответила Наташа? Почему она так ответила?

___________________

____________________

___________________

17. Учитель стал собирать контрольные тетради. Юле осталось дописать ответ, но учитель взял ее тетрадь.
Что сказала Юля? Почему она так сказала?

___________________

____________________

____________________

18. Коля несколько часов подряд смотрел любимые передачи по телевизору. Папа сделал ему замечание и предложил прекратить просмотр. Что ответил Коля? Почему он так ответил?

____________________

___________________

___________________

19. Сережа попросил маму дать разрешение на позднюю прогулку с ребятами. Мама не разрешила.
Что ответил ей Сережа? Почему он так ответил?

___________________

____________

___________________

20. Света весь вечер делала домашнее задание по литературе. Но на уроке за ответ ей учительница поставила оценку «три с плюсом». Что сказала Света? Почему она так сказала?

__________________

___________________

___________________

КЛЮЧ

Здесь показаны области, в которых возникают нравственные конфликты: во взаимоотношениях с взрослыми, со сверстниками или из-за невладения социальными навыками.

1. Конфликт с взрослым и со сверстником.
2. Конфликт со сверстником.
3. Конфликт с взрослым.
4. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
5. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
6. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
7. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
8. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
9. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
10. Конфликт с родителями.
11. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
12. Конфликт с родителями.
13. Конфликт с родителями.
14. Конфликт с родителями.
15. Конфликт с родителями
16. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
17. Конфликт с взрослым.
18. Конфликт с родителями.
19. Конфликт с родителями.
20. Конфликт с взрослым.

Наши рекомендации