Задания для самостоятельной работы. 1. Изучив методические приемы тренинга, построенные на опо­средствованном воздействии на работу голосо-речевого аппарата

1. Изучив методические приемы тренинга, построенные на опо­средствованном воздействии на работу голосо-речевого аппарата, ежедневно тренироваться, хорошо понимая целевые установки каждого упражнения, зная результат, к которому надо стремиться.

2. Составить индивидуальный "блок голосо-речевой разминки", направленной на исправление недостатков дыхания, голосоведения,

дикции.

"Блок голосо-речевой разминки" составляется в следующей после­довательности:

Дыхательная гимнастика:упражнения, тренирующие три вида выдыхания.

Формированиеголоса на мягкой атаке: упражнения, построен­ные по типу "стона".

Опора звука:упражнения, построенные по типу "подлаивания".

Дикционный тренинг:серия упражнений, тренирующих четкое произнесение отдельных звуков речи, во всевозможных сочетаниях, в словах, фразах, стихотворных текстах.

Исправлениеголосо-речевых недостатков: свистящих з и с, дзяканья и тсяканья, смягчения шипящих согласных; снятие на­пряжения, обогащение индивидуального тембра грудным резони­рованием, прикрытие "белого" звука и т. д.

Упражнения каждый отбирает себе сам, меняя их на другие в процессе тренировки.

3. В целях развития фонематического слуха,[14] воспитания чувства фонетического состава слова систематически вести "полевые записи", фиксируя услышанные слова, фразы, звуковой состав которых искажен говорящим (выпадение или замена согласных звуков и их групп, выпадение гласных, целых слогов и даже частей слова изсловесного комплекса). Ежемесячно записывать не менее 25—30 слов в "Антисловарь" (так образно названы "полевые записи"').

Речевая выразительность.

Мелодика речи. Среди всех средств речевой выразительности главное место принадлежит фонетическим средствам. Именно го­лос, дикция, мелодика речи, логика звучащего слова, диапазон, сила звука, темпо-ритм речи, тембрирование, логические и психо­логические паузы, различный характер произнесения звуков речи— все, что входит в понятие "интонирование речи", играет пер­востепенную роль в речевом действии. Из всех перечисленных составных интонаций самого пристального внимания требует ме­лодика речи. Если языковое выражение мысли должно быть понятным, то голосовое — ярким и точным. Значит, необходимо развивать природную способность голоса к модуляции, звуковысотным изменениям тона.

Изменение основного тона — настолько естественное явление нормальной человеческой речи, что отсутствие звуковысотных изменений воспринимается как резкое нарушение речи и может даже свидетельствовать о психической ненормальности человека.

Звуковысотные сигналы несут различную информацию: передают интонацию предложения (повествовательного, вопросительного, побудительного, восклицательного...), выделяют ударное слово в предложении, указывают на смысловое значение различных компонентов речи (например, движение тона вниз выделяет вводное предложение), выражают эмоциональное отношение к предмету разговора.

Мелодические рисунки являются готовыми формами, которые хранятся в человеческой памяти как определенный запас интонаций родного языка, родной речи. Они — основа общественного воздействия в речевом общении. За них "цепляется" наш слух. По ним верно воспринимаем и осмысливаем речь говорящего и даем оценку ему.

Речь человека индивидуальна, неповторима. Интонации рож­даются в процессе выполнения конкретной задачи, в конкретных условиях общения, конкретным человеком (кто, кому, где, зачем, с каким отношением...). Однако неповторимый строй интонаций отдельного человека проявляется на основе общих закономерностей звучащего слова. Поэтому и надо тренировать существующие определенные модели, схемы предложений русской речи.

Передавая содержание, актер чаще всего пользуется конструкцией повествовательного предложения. Для ее конструкции характерна восходяще-нисходящая линия звучания Л. Она позволяет спокойно, убедительно "вкладывать" в сознание слушателей свои мысли:

добро,

Сделав

Задания для самостоятельной работы. 1. Изучив методические приемы тренинга, построенные на опо­средствованном воздействии на работу голосо-речевого аппарата - student2.ru Центр голоса

не хвались.

Чтобы научиться легко понижать тон голоса в конце фразы, надо начинать говорить на среднем тоне ("центре" своего голоса), обязательно несколько повышая тон голоса в середине фразы, "чтоб мысль развить, не оборвать, не уронить", а затем опуская его к точке. Тогда фраза будет иметь начало, вершину и конец. Оказывается, не так просто опустить тон голоса в конце фразы. Обратите внимание на распространившуюся сейчас манеру говорить с интонацией, не свойственной русской речи, как бы "задирая" концы фраз:

не хвались

добро,

Задания для самостоятельной работы. 1. Изучив методические приемы тренинга, построенные на опо­средствованном воздействии на работу голосо-речевого аппарата - student2.ru Сделав

фраза с "задранными" концами приближается к вопросительной, создает впечатление неуверенности, звучит с интонацией удивления,

Очень важно обратить внимание на характерное для русской речи «деление ударного слова путем понижения тона голоса. Это вносит в речь говорящего покой, убедительность, усиливает впечатление уверенности говорящего в своих суждениях, вносит дополнительный оттенок значения.

Но не всегда так получается, потому что существует определенная трудность. Дело в том, что при выделении главного слова, которое содержит наибольшую информацию, мы его не только несколько растягиваем, выделяем мелодически, но и усиливаем звучание. А при усилении голос стремится к повышению (если им не владеть). И тогда вместо утверждения слышится неуверенный вопрос, снижается значимость сказанного.

Для русской речи характерна так называемая прогрессивная после­довательность, когда ударное слово стоит в конце речевого такта.[15] Это объясняется тем, что слово, которое стоит перед паузой, находится как бы на вершине, отличается наибольшей напряженностью и воспринимаемостью. Ударные слова во фразах чаще всего так и располагаются:

Задания для самостоятельной работы. 1. Изучив методические приемы тренинга, построенные на опо­средствованном воздействии на работу голосо-речевого аппарата - student2.ru Задания для самостоятельной работы. 1. Изучив методические приемы тренинга, построенные на опо­средствованном воздействии на работу голосо-речевого аппарата - student2.ru Задания для самостоятельной работы. 1. Изучив методические приемы тренинга, построенные на опо­средствованном воздействии на работу голосо-речевого аппарата - student2.ru Искусство тем особенно и хорошо, что в нем нельзя лгать.

(А. П. Чехов)

Однако членение на речевые такты происходит не только при помощи пауз (перерыва в звучании), но и интонационно, что сиг­нализирует о конце одного и начале другого речевого такта фразы. В потоке речи мы чаще пользуемся интонационным оформлением. Оно воспринимается слушателями как перерыв в звучании и позволяет понимать смысл.

Часто бывает, что ударное слово в такте стоит "не на своем месте" (то есть не на последнем слове такта), тогда оно называется логическим или эмфатическим (эмоциональным) и требует особого искусства его выделения. Если бы мы прочитали, допустим, такую фразу: "Если можешь не быть актером, то не смеешь им быть " (И. Н. Певцов), то ударными словами были бы подчеркнутые нами (актером, быть). Но если мы эту фразу скажем с определенным действием, убеждением, то логические центры будут иными:

Если можешь НЕ БЫТЬ актером, | то НЕ СМЕЕШЬ им быть. Эти наиболее динамически выделяемые во фразе слова являются "информационным центром" высказывания, т. е. несут наибольший объем информации. Их называют еще "коммуникативным ядром", "логическим ядром мысли". Они цементируют всю фразу. Надо воспитать в себе чувство перспективы, центростремительности речи к логическому центру, чувствовать перспективу слова, когда все слоги "бегут под ударный слог", фразы, когда все слова стре­мятся к главному слову, мысли когда все фразы устремляются к логическому ядру всего произведения.

Для успешного овладения мелодикой русской речи, логикой фра­зы, логической перспективой высказываемой мысли и целого материала следует развивать свой звуковысотный слух: способность слышать и воспроизводить мелодику речи, различную высоту ее звучания.

Надо учитывать то, что ярко выделяя логические, эмоциональ­ные ударные слова фразы, можешь значительно ослабить звучание других слов в предложении. Поэтому надо уметь сохранять необходимый уровень звучания голоса до конца каждой фразы: не заваливать их концов.

Значит, тренировать надо и физический слух — способность слышать и воспроизводить звучание речи на различных уровнях громкости. Такая тренировка поможет избежать распространенного недостатка, при котором зрители часто слышат только полслова, полфразы. Дело в том, что русская речь отличается ярким выделением ударного слова во фразе, или слога в слове. Это сопровождается спаданием звучности на неударных слогах, словах. И если не следить за ровностью звука, то, выделив ударное слово, "зава­лишь" начало, середину или конец фразы. Физический слух помогает контролировать наше умение держать единый уровень звучности голоса на протяжении всего выступления.

Надо обратить внимание на то, что в русской речи и мелодика вопросительных предложений носит восходяще-нисходящий характер звучания. Только в трех случаях восходящая линия звучания вопроса; 1) когда центр вопроса заключен в последнем слове:

атр?нрнвился?

в тепо

литакль

Вы пошВам спек

2) в неполных предложениях (6ез сказуемого) с союзом а:

теры?пьеса?

А акА

3) в предложениях, начинающихся со слова "разве":

дали?знали?

вас не прпедупреж вы не

РазвеРазве

Но если во фразе есть какое-либо обстоятельство, то она прини­мает восходяще-нисходящий характер:

праздник

не

Разве это былдля зрителей

Ко второму типу вопросительных интонаций (с восходяще-нис­ходящим рисунком) относятся:

—- фразы с вопросительными словами, стоящими в начале:

равились

вам пон

Какие вам спектакли?

— фразы с вопросительными частицами "ли", "неужели":

жели не понмаете ли

Неуравился спекПони вы ис

такль?кусство?

— фразы с соединительным союзом "или":

маетедумаете

ПониилиЕщёили ре

нет?шли?

Не все умеют после голосового повышения опустить тон голоса в вопросительной фразе и снимают тем самым действенность речи. Прислушайтесь к тому, как убедительно звучит фраза, когда в конце ее тон голоса понижается в вопросительной интонации:

да чело

В чём смыслКогвек

его жизни?счастлив?

К. С. Станиславский очень образно и точно по рисунку сравнил вопросительную интонацию с "кваканием":

квА- квА-

квА? квА?

Если текст состоит из ряда вопросов, то они должны звучать осязательно по-разному: каждый последующий вопрос окрашивается более ярким мелодическим рисунком, звучит все более интенсивно.! В речи мы прибегаем к форме полного вопроса (или, как назвал К. С. Станиславский, "многоколенному кваканию"), когда вопросительной интонацией окрашивается каждое слово фразы. Такую форму вопроса рождает высшая степень удивления, изумления, недоумения, возмущения и т. п.

нятно??

Вам? непоэто???

Как?!

Одной из распространенных мелодических конструкций, исполь­зуемых в живой речи, является конструкция перечисления. Приводя ряд фактов, аргументов, доводов, примеров, мы помогаем слушателям следить за логикой развития мысли. При перечислении создается восходящая линия звучания слов, фраз. Надо научиться ступенчато двигаться вверх, при этом уметь опускать тон голоса на перечисляемых словах. Это понижение подчеркивает эмоциональное отношение говорящего, фиксирует внимание на значении мысли. Часто перечисление играет роль усилителя речи:

Лицо являло след недавнего недуга,

Стыда, отчаянья, моленья и испуга...

(А. Н. Некрасов)

Перечисления бывают неограниченные при восходящем рисунке звучания мысли (/). Можно именно так прочесть эти строки Некрасова, повышая слегка каждое слово (но выделяя его понижением) и, не закончив перечислять многозначность оттенков чувств, отразившихся на лице несчастного, поставить после последнего слова многоточие.

При ограниченном же перечислении конструкция фразы восхо­дяще-нисходящая: предпоследнее слово перечисления звучит на самом высоком тоне, а на последнем слове тон голоса понижается (моленья

и испуга)

Мелодике обособленных членов предложения, вводных слов и предложений характерно падение тона голоса, более ровная низкая мелодия, более быстрый темп произнесения. Ярче подчеркивается вводный характер слов, если их выдерживать в паузах.

Мелодика противопоставления требует яркого, контрастного зву­чания, при котором резко повышается тон голоса в первой части фразы и понижается во второй. И чем смелее используется диапазон голоса, тем ярче противопоставляется одно другому (при сопоставлении же слышится скорее разность тембров голоса, которыми рисуются сопоставляемые предметы). 52

Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

(Н. А. Некрасов)

Пой лучше хорошо щегленком,

Чем дурно соловьем.

(И. Л. Крылов)

Мелодика восклицательных предложений очень разнообразна. Любое повествовательное, вопросительное предложение можно сказать с восклицанием: Ты меня понял. Ты меня понял!

разница между повествовательным и восклицательным предло­жениями заключается в том, что восклицательное предложение про­износится в более высоком регистре; с меньшим падением тона голоса на последнем ударном слоге; с большей интенсивностью произнесения.

Чтобы уметь хорошо "рисовать" голосом мысль, надо развивать

диапазон голоса.

Диапазон голоса

Понятие "диапазон" включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. При расширении диапазона необходимо сохранять качество звучания голоса во всех регистрах. Регистр — это часть звукоряда, ряд звуков, объединенных прежде всего тембровым единством.

Чтобы сохранить устойчивость, качество голоса во всех регист­рах: в верхнем (или головном), среднем и нижнем (или грудном), надо добиться совокупности работы резонаторов. Это значит, что при звучании голоса в грудном регистре работает и головной резонатор, а при звучании в головном—и нижний. Этому способствует наш прием "подлаивания".

Наши рекомендации