Рост и развитие гибкости у детей младшего школьного возраста
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,
МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
НациональнЫЙ педагогическИЙ университет
ИМЕНИ М. П. Драгоманова
Крымский гуманитарный факультет
Кафедра теории и методики физического воспитания
Исследование гибкости у детей младшего школьного возраста
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория и методика физического воспитания»
специальность 6.010201 Физическое воспитание
Выполнил:
_Грызин Даниил Дмитриевич_____
(фамилия, имя, отчество)
____________3ФВПП___________
(курс, группа)
______________________________
(подпись)
Научный руководитель:
__доцент_
(ученая ступень, ученое звание)
______Волокитин Юрий Сергеевич (фамилия, имя, отчество)
_____________________________ (подпись)
Допущено к защите: Работа защищена:
Зав. кафедрой________________ «____»______________________
«____»_____________________ с оценкой_____________________
Гурзуф 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. РАЗДЕЛ 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………… 1.1. Рост и развитие гибкости у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………… 1.2 Общая характеристика гибкости и подвижности суставов ……. 1.3. Методы воспитания гибкости……………………………………. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………… РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………….….. 2.1. Организация исследования …………………………………….. 2.2 Результаты исследований и их интерпретация………………… ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….... | ||
ВВЕДЕНИЕ
Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.). Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.
Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.
Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах – плечевом, тазобедренном – человек обладает большой подвижностью, в других – коленном лучезапястном, голеностопном – амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта [7].
Цель работы.Исследование гибкости детей младшего школьного возраста.
Объект исследования.Физическое воспитание детей младшего школьного возраста в области развития гибкости.
Предмет исследования.Особенности гибкости у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования.
1. Осуществить теоретический анализ научно и учебно-методической литературы по проблеме развития гибкости у детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть средства и методы развития гибкости младших школьников.
3. Выявить эффективность разработанного комплекса упражнений для воспитания гибкости у школьников младших классов.
РАЗДЕЛ 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДОВ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛНОГО ВОЗРАСТА
Рост и развитие гибкости у детей младшего школьного возраста
Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости [4].
Специальное воздействие физическими упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма.
По мере развития организма гибкость также изменяется неравномерно. Так, подвижность позвоночника при разгибании заметно повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет, в более старшем возрасте прирост гибкости снижается. Подвижность позвоночника при сгибании значительно возрастает у мальчиков 7-10 лет, а затем в 11-13 лет уменьшается. Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у девочек в 14 лет, при активных движениях гибкость несколько меньше, чем при пассивных.
В суставах плечевого пояса подвижность при сгибательных и разгибательных движениях увеличивается до 12-13 лет, наиболее высокие результаты имеют место в 9-10 лет.
В тазобедренном суставе рост подвижности наибольший от 7 до 10 лет, в последующие годы прирост гибкости замедляется и к 13 – 14 годам приближается к показателям взрослых. У лиц разного возраста между гибкостью и силой мышц существует отрицательная взаимосвязь – с увеличением в результате тренировки силы мышц, как правило, уменьшается подвижность в суставах.
На уровень развития гибкости оказывают влияние наследственные факторы и факторы среды.
При проведении исследований Хольцингера были получены высокие коэффициенты наследственности, в частности, для тазобедренных суставов, позвоночного столба и плечевых суставов, коэффициент наследственности Хольцингера равен соответственно 0,700; 0,841; 0,906. Поэтому уровень гибкости в суставах человека обусловлен преимущественно наследственными факторами (данное заключение требует дополнительных исследований и анализа).
На протяжении жизни человека значительно изменяется величина суставных поверхностей, эластичность мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков, суставных сумок. Естественно поэтому, что и величина подвижности в суставах в разном возрасте неодинакова [4].
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности), о чем свидетельствуют приведенные в таблице 1 обобщенные данные отечественных и зарубежных авторов [29].
Таблица 1
Темпы роста активной и пассивной гибкости у детей 6 – 10 лет (%)
(по В.Ф. Ломейко, В.И. Лях)