Методика развития гибкости в тхэквондо у детей младшего школьного возраста

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ В ТХЭКВОНДО У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Студент 3 курса: Савельев Дмитрий Сергеевич ________

(подпись)

Руководитель работы : Волкова Анастасия Сергеевна ________

(подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….3

Цели и задачи……………………………………………………….....6

Глава 1. Обзор литературных источников

1. 1. Классификация видов гибкости…………………………….6

1. 2. Факторы, влияющие на развитие гибкости………………...8

1. 3. Возрастные особенности развития гибкости……………...11

1. 4. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня

развития гибкости………………………………………………….12

Глава 2. Организация и проведение …………………………………14

1. 1. Дозировка упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах у детей младшего школьного возраста (7-11 лет)………………………………………………………………27

2. 2. Уровень развития гибкости …………..…………………….28

2. 3. Общие рекомендации по развитию гибкости ……...…….. 30

Выводы…………………………………...……………………….......31

Список литературы……………………..……………………………32

ВВЕДЕНИЕ

Вся двигательная деятельность человека определяется строением и свойствами его тела. Многообразие свойств человеческого тела дает чрезвычайное богатство и разнообразие движений, которые проявляются в перемещениях тела человека в пространстве и во времени.

Способность выполнять движения с максимальной амплитудой обычно определяют термином «гибкость». Как двигательно-координационное качество, гибкость, можно определить также и как способность человека изменять форму тела и его отдельных звеньев в зависимости от двигательной задачи.

Достаточная гибкость суставно-связочного аппарата позволяет сравнительно легко выполнять различные движения, что является свидетельством определенного уровня физической подготовленности. В зависимости от степени развития гибкости человек может принять нужное положение тела в пространстве, удерживать это положение определенное количество времени, выполнять движения с необходимой амплитудой, особенно эти качества необходимы в тхэквондо.

Слово «тхэквондо» в переводе с корейского означает путь кулака и ноги (тхэ» - нога, «квон» - кулак, «до» - путь истины). Тхэквондо – вид боевого искусства, на протяжении многих веков развивающийся в Корее. Это вид свободного единоборства без оружия. Его основное предназначение – отражение атаки противника. Тело для тхэквондиста является оружием, он способен атаковать и отражать нападение противника кулаками, локтями, коленями, ногами и другими частями тела. Но основное внимание уделяется разнообразной работе ног. Древние мастера старинных школ разработали сложнейшие приемы с ударом в полете.

Современное тхэквондо – это любительский вид спорта, имеющий всемирный статус и сохраняющий тенденции боевого искусства. Тхэквондо имеет два направления: ИТФ - Международная Федерация Тхэквондо и ВТФ - Всемирная Федерация Тхэквондо. Разница между направлениями тхэквондо заключается в правилах соревнований. В ВТФ спарринг идет в полный контакт в защищенные места, тогда как в ИТФ – полуконтакт, удар приостанавливается за несколько сантиметров до тела. Решением международного олимпийского комитета с 1994 года тхэквондо (ВТФ) становится официальным олимпийским видом спорта.

Спортивное тхэквондо, т.е. ВТФ состоит из выполнения пхумсе и керуги, а также – кьекпа.

Керуги – это свободная борьба или спарринг, состязание двух спортсменов, один из которых побеждает (рис. 1). Это – бой по правилам, дающий возможность максимально использовать богатый арсенал ударов ногами, продемонстрировать уровень своей техники. Керуги – основа спортивного тхэквондо в настоящее время, и именно по этому направлению тхэквондо было определено как олимпийский вид спорта. Соревнования по тхэквондо проводятся среди мужчин и женщин. Поединок длится 3 раунда по 2 минуты, перерыв между раундами - 1 минута. Спортсменам разрешается наносить удары ногами в голову и туловище, руками только в туловище. За каждый удар достаточной силы и концентрации в туловище начисляется одно очко, за удар в голову два очка. Для ведения поединка участник соревнований должен быть одет в форму тхэквондо установленного образца – добок и защитное снаряжение: шлем для головы, жилет для туловища, бандаж, протекторы для голени и предплечья.

Пхумсе – это метод изучения тхэквондо посредством практики атаки и защиты с воображаемым противником, то есть бой с тенью, поединок с самим собой (в карате – это ката, в ушу – тао). Этот вид используют на показательных выступлениях, и конечно, оно входит в экзамены при сдаче на пояс. При недостаточной гибкости резко усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, а некоторые из них не могут быть вообще освоены. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению внутримышечной координации, снижению экономичности работы, часто является причиной повреждения мышц и связок. Различные виды спорта предъявляют специфические требования к гибкости. В тхэквондо необходимо иметь максимальную гибкость в позвоночном отделе, в тазобедренных, локтевых, кистевых, коленных и голеностопных суставах. При достаточном уровне развития гибкости доступная спортсмену амплитуда движений в различных суставах превышает необходимую для эффективного выполнения соревновательных упражнений.

Цель: оценить эффективность применяемых средств и методов для развития гибкости у детей младшего школьного возраста

Задачи исследования:

1. Изучить методическую литературу по данной проблеме.

2. Разработать эффективный подбор средств по развитию гибкости в учебно-тренировочном процессе у детей младшего школьного возраста.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы

исследования:

1. Изучения анализа научно-методической литературы;

2. Педагогические наблюдения;

3. Тестирование двигательных качеств;

4. Методы математической статистики.

Прежде чем приступить к исследованиям по нашей теме, следует подробнее раскрыть понятие «гибкость» и особенности ее развития.

Мост из положения лёжа.

Умения выполнять мост имеет существенное значение не только для

развития гибкости тела, но и для успешного выполнения акробатических

упражнений.

Упражнения для овладения мостом:

а) наклоны назад, касаясь стенки руками;

б) стоя на коленях, руки вверх, наклон назад, стремиться коснуться

руками пола;

в) сидя спиной к стенке, взяться руками за рейку на высоте головы,

согнуть ноги и поставить на ширине плеч, прогибаясь встать;

г) стоя спиной к стенке, наклониться назад и опираясь руками о стенку,

выполнить мост;

д) лёжа на спине, согнуть ноги и упереться руками за головой;

е) стоя, наклоном назад мост с помощью тренера.

Шпагат прямой.

Рекомендуется выполнение следующих упражнений:

а) сидя на полу, ноги вместе, наклон вперёд с помощью тренера, который нажимает руками в области лопаток;

б) стоя в наклоне вперёд, стремиться коснуться ладонями пола, затем

лбом, грудью ног;

в) встать спиной к гимнастической стенке, наклониться вперёд,

ухватиться за вторую рейку и притягивать к себе, наклоняясь всё глубже и

глубже (ноги не сгибать);

г) стоя лицом к гимнастической стенке, поставить правую ногу на рейку на высоте пояса (или груди) и, наклоняясь вперёд, стремиться грудью коснуться ноги;

д) сидя ноги врозь, наклон вперёд с помощью партнера.

е) поднимание прямой ноги вперёд, в сторону (до высоты пояса, груди), назад (выше колена), стоя у гимнастической стенки и опираясь о неё рукой свободную руку на пояс

ж) из упора лёжа ноги врозь, носки повёрнуты наружу, поворот туловища направо и налево, выставляя руки то в одну, то в другую сторону. Поворачиваясь налево, стремиться коснуться пола правым бедром, поворачиваясь направо, - левым бедром;

з) стоя лицом к гимнастической стенке, развести ноги врозь.

Держась руками за стенку, стремиться опуститься как можно ниже;

и) стоя ноги врозь, набивной мяч между ногами. Разводя ноги стремиться сесть на мяч;

к) из седа ноги врозь пошире, опираясь на руки вперёд, встать на ноги

и вернуться в И.П.

В заключительной части тренировочного занятия мы использовали метод статического растягивания – стретчинг, цель которого активизировать восстановительные процессы в мышцах.

Упражнение №1 (растягивание шейного отдела позвоночного столба)

И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища.

Медленно принять положение «стойка на лопатках» («березка»).

Упражнение №2 (растягивание всей задней поверхности тела)

И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища.

Медленно принять положение «стойка на лопатках» («березка»). Опустить прямые ноги за голову, стараясь достать пола носками ног.

Упражнение №3 (растягивание шейного и грудного отдела)

И.п.- упор лежа на согнутых руках, ноги вместе

Выпрямить руки, прогнуться в пояснице. Таз от пола не отрывать.

Упражнение №4 (растягивание всей передней поверхности тела)

И.п. – лежа на животе, ноги врозь, взяться руками за стопы (щиколотки) снаружи.

Прогнуться, поднимая без рывков голову, грудь и бедра как можно выше от пола. Задержаться в этом положении.

Упражнение №5 (растягивание позвоночного столба)

И.п. – группировка сидя.

Выполнить перекат в положение группировка лежа и вернуться в И.п.

Упражнение №6 (растягивание передней поверхности бедра)

И.п. – сед на пятках.

Развести пятки в сторону, взяться руками за стопы и лечь на спину.

Кроме различных упражнений на тренировочных занятиях использовались различные игры и эстафеты для совершенствования гибкости. Далее приведен пример одной из таких игр, которая развивает гибкость позвоночного столба.

Такие средства и методы мы использовали на тренировочных занятиях по тхэквондо у детей 7-11 лет, в результате мы получили следующие показатели уровня развития гибкости.

Уровень развития гибкости

ВЫВОД

1. Анализ литературных источников и имеющихся данных по выбранной теме показал – на этапе предварительной подготовки одним из важных условий в занятиях с тхэквондистами младшего школьного возраста является развитие гибкости; т.к. это качество имеет решающее значение в достижение высоких спортивных результатов; благодаря целенаправленному развитию гибкости облегчается выполнение всех видов специальных упражнений (наклонов, махов) для освоения техники тхэквондо.

2. В ходе исследования разработана система по развитию гибкости, включающая в себя комплекс средств и методов, направленных на развитие и совершенствование гибкости позвоночника, плечевого и тазобедренного сустава. Апробация предложенного комплекса показала его эффективность в отношении положительных изменений уровня гибкости занимающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адрес в Интернете: www.ktk.ru

2. Безносиков Е.Я. «Здоровье: Популярная энциклопедия» Минск, 1990г.

3. Власенко С.Н. «Гибкость – важный фактор здоровья» Минск,1992г.

4. Гиль К. «Таэквон-до корейский боевой вид спорта». Ростов-на-Дону, «Феникс» 1998

5. Захаров Е.Н, Коросев А.В, Сафонов А.А. «Энциклопедия физической подготовки» Москва,1994г.

6. Ким Чур Хван «Искусство таэквондо. Три ступени». Советский спорт, 1991.

7. Лях В.И. «Тесты в физическом воспитании школьников» Москва 1998.

8. Матвеев Л.П «Теория и методика физического воспитания» Москва, 1991г

9. Найминова Э. «Физкультура: методика преподавания, спортивные игры» Ростов-на-Дону, «Феникс» 2001.

10. Петров П.К. «Методика преподавания гимнастики в школе». Москва, 2000

11. Пеганов Ю.А, Берзина Л.А. «Позвоночник гибок – тело молодо» Советский спорт, 1991.

12. Попов С.Ю. «Тхэквондо для детей». Новосибирск, 1996.

13. Платонов В.Н., Булатов М.М. «Гибкость спортсмена и методика её совершенствования» Киев, 1992г.

14. Солодков А.С, Сологуб Е.Б. «Физиология человека» Москва, 2001.

15. Тарас А.Е. «Боевые искусства, энциклопедический справочник». Минск, 1996

16. Чой Сунг Мо «Гибкость в боевых искусствах», «Феникс» 2003

17. Чой Хонг Хи «Таеквондо-до корейское искусство самообороны». АО «ТКД», 1993.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ В ТХЭКВОНДО У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Студент 3 курса: Савельев Дмитрий Сергеевич ________

(подпись)

Руководитель работы : Волкова Анастасия Сергеевна ________

(подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….3

Цели и задачи……………………………………………………….....6

Глава 1. Обзор литературных источников

1. 1. Классификация видов гибкости…………………………….6

1. 2. Факторы, влияющие на развитие гибкости………………...8

1. 3. Возрастные особенности развития гибкости……………...11

1. 4. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня

развития гибкости………………………………………………….12

Глава 2. Организация и проведение …………………………………14

1. 1. Дозировка упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах у детей младшего школьного возраста (7-11 лет)………………………………………………………………27

2. 2. Уровень развития гибкости …………..…………………….28

2. 3. Общие рекомендации по развитию гибкости ……...…….. 30

Выводы…………………………………...……………………….......31

Список литературы……………………..……………………………32

ВВЕДЕНИЕ

Вся двигательная деятельность человека определяется строением и свойствами его тела. Многообразие свойств человеческого тела дает чрезвычайное богатство и разнообразие движений, которые проявляются в перемещениях тела человека в пространстве и во времени.

Способность выполнять движения с максимальной амплитудой обычно определяют термином «гибкость». Как двигательно-координационное качество, гибкость, можно определить также и как способность человека изменять форму тела и его отдельных звеньев в зависимости от двигательной задачи.

Достаточная гибкость суставно-связочного аппарата позволяет сравнительно легко выполнять различные движения, что является свидетельством определенного уровня физической подготовленности. В зависимости от степени развития гибкости человек может принять нужное положение тела в пространстве, удерживать это положение определенное количество времени, выполнять движения с необходимой амплитудой, особенно эти качества необходимы в тхэквондо.

Слово «тхэквондо» в переводе с корейского означает путь кулака и ноги (тхэ» - нога, «квон» - кулак, «до» - путь истины). Тхэквондо – вид боевого искусства, на протяжении многих веков развивающийся в Корее. Это вид свободного единоборства без оружия. Его основное предназначение – отражение атаки противника. Тело для тхэквондиста является оружием, он способен атаковать и отражать нападение противника кулаками, локтями, коленями, ногами и другими частями тела. Но основное внимание уделяется разнообразной работе ног. Древние мастера старинных школ разработали сложнейшие приемы с ударом в полете.

Современное тхэквондо – это любительский вид спорта, имеющий всемирный статус и сохраняющий тенденции боевого искусства. Тхэквондо имеет два направления: ИТФ - Международная Федерация Тхэквондо и ВТФ - Всемирная Федерация Тхэквондо. Разница между направлениями тхэквондо заключается в правилах соревнований. В ВТФ спарринг идет в полный контакт в защищенные места, тогда как в ИТФ – полуконтакт, удар приостанавливается за несколько сантиметров до тела. Решением международного олимпийского комитета с 1994 года тхэквондо (ВТФ) становится официальным олимпийским видом спорта.

Спортивное тхэквондо, т.е. ВТФ состоит из выполнения пхумсе и керуги, а также – кьекпа.

Керуги – это свободная борьба или спарринг, состязание двух спортсменов, один из которых побеждает (рис. 1). Это – бой по правилам, дающий возможность максимально использовать богатый арсенал ударов ногами, продемонстрировать уровень своей техники. Керуги – основа спортивного тхэквондо в настоящее время, и именно по этому направлению тхэквондо было определено как олимпийский вид спорта. Соревнования по тхэквондо проводятся среди мужчин и женщин. Поединок длится 3 раунда по 2 минуты, перерыв между раундами - 1 минута. Спортсменам разрешается наносить удары ногами в голову и туловище, руками только в туловище. За каждый удар достаточной силы и концентрации в туловище начисляется одно очко, за удар в голову два очка. Для ведения поединка участник соревнований должен быть одет в форму тхэквондо установленного образца – добок и защитное снаряжение: шлем для головы, жилет для туловища, бандаж, протекторы для голени и предплечья.

Пхумсе – это метод изучения тхэквондо посредством практики атаки и защиты с воображаемым противником, то есть бой с тенью, поединок с самим собой (в карате – это ката, в ушу – тао). Этот вид используют на показательных выступлениях, и конечно, оно входит в экзамены при сдаче на пояс. При недостаточной гибкости резко усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, а некоторые из них не могут быть вообще освоены. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению внутримышечной координации, снижению экономичности работы, часто является причиной повреждения мышц и связок. Различные виды спорта предъявляют специфические требования к гибкости. В тхэквондо необходимо иметь максимальную гибкость в позвоночном отделе, в тазобедренных, локтевых, кистевых, коленных и голеностопных суставах. При достаточном уровне развития гибкости доступная спортсмену амплитуда движений в различных суставах превышает необходимую для эффективного выполнения соревновательных упражнений.

Цель: оценить эффективность применяемых средств и методов для развития гибкости у детей младшего школьного возраста

Задачи исследования:

1. Изучить методическую литературу по данной проблеме.

2. Разработать эффективный подбор средств по развитию гибкости в учебно-тренировочном процессе у детей младшего школьного возраста.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы

исследования:

1. Изучения анализа научно-методической литературы;

2. Педагогические наблюдения;

3. Тестирование двигательных качеств;

4. Методы математической статистики.

Прежде чем приступить к исследованиям по нашей теме, следует подробнее раскрыть понятие «гибкость» и особенности ее развития.

Наши рекомендации