Познавательное развитие детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познаватель­ных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступле­нием в школу. Из «натуральных», по Л.С.Выготскому, эти про­цессы к концу младшего школьного возраста должны стать «куль­турными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. В чем же состоят наиболее важные изме­нения, которые за период младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышле­нием ребенка?

До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, на­пример, испытывают трудности, пытаясь представить проме­жуточные положения падающей палочки между вертикальным и горизонтальным ее положением.

Продуктивные образы-представления результата новой ком­бинации некоторых элементов появляются у детей после 7— 8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.

Внимание в младшем школьном возрасте становится произ­вольным, но еще довольно долго, особенно в начальных клас­сах, сильным и конкурирующим с произвольным остается не­произвольное внимание детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ре­бенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще неко­торые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные чер­ты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особен­но интересны для ребенка.

В школьные годы продолжается развитие памяти. А.А.Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей млад­шего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:

— с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации;

— вопреки распространенному мнению о существовании уве­личивающегося с возрастом преимущества запоминания осмыс­ленного материала фактически обнаруживается обратное соот­ношение: чем старше становится младший школьник, тем мень­ше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведет к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка, и прежде всего тех, которые отно­сительно просты и не связаны со сложной умственной работой.

В целом память детей младшего школьного возраста являет­ся достаточно хорошей, и это в первую очередь касается меха­нической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Если, однако, детей младшего школьного возраста с первых лет обучения в школе специально учить мнемическим приемам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти. Незнание этих приемов, неумение ими пользоваться на практике является, вероятно, основной причиной слабости произвольной памяти у многих детей данного возраста.

Обучение детей мнемическим действиям должно проходить через два этапа. На первом из них детям необходимо овладеть мыслительными операциями, нужными для запоминания и вос­произведения материала, а на втором — научиться пользовать­ся ими как средствами запоминания в различных ситуациях. В норме это должно произойти еще в старшем дошкольном возрасте, однако можно начать и в основном завершить этот процесс в младших классах школы.

Активному развитию памяти детей в первые школьные годы способствует решение специальных мнемических задач, которые возникают перед детьми в соответствующих видах деятельности.

Наши рекомендации