Программа занятий по развитию и гармонизации детско-родительских отношений в семье

Формирующий этап эксперимента проведен в группе с неэффективным типом родительского отношения к ребенку, в которых эмоциональное неблагополучие в семье выраженно наиболее ярко. Коррекционная программа направлена на работу, как с детьми, так и родителями.

В группу были отобраны 10 детей: Вадим М., Марина К., Алёша Н., Галя У., Эдик Ш., Максим Р., Лена Е., Света М., Влад А., Наташа Х., и их родители.

Цель формирующего этапа эксперимента –это развитие и гармонизация детско-родительских отношений в семье. Представленная цель реализовывалась нами в программе коррекции детско-родительских отношений и тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Система занятий предполагает проведение 10 занятий, каждое занятие имеет свои цели, содержание, домашнее задание Приложении. В основу формирующего этапа эксперимента были взяты теоретические и практические разработки Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Марковской, Э. Берна, Т. Гордона, Р. Кемпбелла. Система занятий показана в таблице 7.

Таблица 7 - Система занятий по развитию и гармонизации детско-родительских отношений

Название Цель
1. «Знакомство» Знакомство участников друг с другом, с целями занятий
2. «Мир взрослый и мир детский» Осознание разницы между миром взрослого и миром ребёнка. Научить различать три состояния своего «Я»: родитель, ребёнок и взрослый.
3. «Язык принятия» Ознакомление с понятиями «принятия» и «непринятия» ребёнка. Обсуждение вопроса об эффективной (оптимальной) родительской позиции.
4. «Давайте общаться» Установление доверительного отношения между родителями и детьми.
5. «Что значит слышать чувства?» Осознание необходимости прислушиваться не только к словам ребёнка, но и к его чувствам.
6. «Конфликт» Ознакомление участников занятия с понятием «конфликт» и возможными путями его преодоления.
7. «Наказание и поощрение» Ознакомление с принципами использования наказаний и поощрений.
8. «Дисциплина» Ознакомление и участников занятия с понятием «дисциплина» и позитивными средствами ее развития у ребёнка.
9. «Давайте сочинять» Установление оптимальных межличностных отношений между родителями и детьми.
10.«Заключительное» Обсуждение правила общения с ребёнком. Завершить работу в группе. Подвести итоги занятий.

При организации системы занятий мы руководствовались следующими принципами [Ю.Б. Гиппенрейтер; В.Э. Пахальян, с. 38]:

Принцип детерминизма, т.е. все аспекты развития личности ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, например, возникновение тревожности, страхов, беспокойства, плаксивости у ребенка-дошкольника будет способствовать неэффективный тип родительского отношения.

Принцип единства развития личности ребенка и общения предполагает, что воздействие на развитие ребенка осуществлялось с учетом его микросоциальной ситуации развития (взаимоотношения с родителями, близкими членами семьи, педагогами, сверстниками).

Принцип стереоскопичности, т.е. в процессе формирующего эксперимента необходимо было учитывать мнения о проводимых воздействиях обоих воспитателей (работающих с детьми экспериментальной группы), музыкального руководителя, медицинского персонала, родителей, инструктора по физической культуре.

Принцип не нанесения ущерба требует организации формирующего эксперимента, не наносящего вреда здоровью, состоянию и социальному статусу ребенка.

Принцип учета возрастно-психологических, индивидуальных особенностей ребенка согласовывает требования соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности –с другой.

Таким образом, в процессе реализации системы занятий, было предусмотрено решение поставленных задач, а именно:

1) формирование эффективного (оптимального) типа родительского отношения;

2) развитие эмоционального благополучия ребенка в семье старшего дошкольника;

3) гармонизация взаимоотношений между родителями и детьми старшего дошкольного возраста.

Результаты

С целью выявления эффективности внедренной нами программы, а именно какие изменения произошли в детско-родительских отношениях и произошла ли гармонизация в этих отношениях после реализации системы занятий, нами был проведен контрольный эксперимент. Контрольное исследование эмоционального благополучия ребенка в семье и типа родительского отношения к нему проходил с использованием тех же методик, что и в констатирующем эксперименте (см. Приложение 1 и 2).

Рассмотрим результаты методики «Кинетический рисунок семьи», которые показали дети старшего дошкольного возраста и их родители до формирующего эксперимента и после него (таблица 8).

Таблица 8 Результаты контрольного эксперимента по эмоциональному благополучию или неблагополучию ребёнка в семье

Ф.И. ребенка Эмоциональное благополучие Эмоциональное неблагополучие
1. Вадим М. +  
2.Марина К. +  
3. Алёша Н. +  
4. Коля Л. +  
5. Галя У.   +
6. Костя Р. +  
7. Сергей У. +  
8. Эдик Ш. +  
9. Ваня И. +  
10.Максим Р.   +
11. Лена Е. +  
12. Галя Д. +  
13. Саша З. +  
14. Оля Т. +  
15. Таня Ч.   +
16. Света М. +  
17. Ира Г. +  
18. Влад А. +  
19.Наташа Х. +  
20. Юля П.   +

Результаты изменений, в целом в исследуемой группе, по методике «Кинетический рисунок семьи» представлен в Приложении [ 1].

Соотношение изменений в группе исследуемых по выявлению эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка в семье, до и после формирующего эксперимента, мы наглядно видим на рисунке 3.

Программа занятий по развитию и гармонизации детско-родительских отношений в семье - student2.ru

Рисунок 3 - Распределение показателей эмоционального благополучия,

до и после формирующего эксперимента (по методике «Кинетический рисунок семьи»), %

Результаты контрольного эксперимента по методике «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга и В.В. Столин) представим в таблице 9. Примеры опросных листов по определению типа родительского отношения к ребёнку старшего дошкольного возраста в рамках контрольного эксперимента показаны в Приложении 6, а изменения, произошедшие в целом по исследуемой группе, представлены в Приложении 7.

Таблица 9 Типы родительского отношения к ребенку после формирующего эксперимента

Ф.И. ребенка Типы родительского отношения
«Принятие-отвержение» «Кооперация» «Симбиоз» «Авторитарная гипер-социализация» «Маленький неудачник»
1. Вадим М.   +      
2.Марина К.   +      
3. Алёша Н.   +      
4. Коля Л.     +    
5. Галя У.   +      
6. Костя Р.     +    
7. Сергей У.   +      
8. Эдик Ш.   +      
9. Ваня И.   +      
10.Максим Р.     +    
11. Лена Е.   +      
12. Галя Д.   +      
13. Саша З.   +      
14. Оля Т.         +
15. Таня Ч.   +      
16. Света М.         +
17. Ира Г.   +      
18. Влад А.   +      
19.Наташа Х.   +      
20. Юля П.          

По результатам исследования (таблица 6), после формирующего эксперимента мы видим, что теперь преобладающий тип родительского отношения - «кооперация». В то время как до формирующего эксперимента преобладающим типом родительского отношения к ребенку было - «приятие-отвержение» (см. таблицу 3).

В процентном соотношении изменения в типах родительского отношения к ребенку мы видим на рисунке 4.

Программа занятий по развитию и гармонизации детско-родительских отношений в семье - student2.ru

принятие - кооперация симбиоз авторитарная маленький неудачник

отвержение гиперсоциализация

Рисунок 4 - Результаты исследования родительского отношения к ребенку

(по опроснику А.Я. Варга, В.В. Столин), %

Итак, по результатам исследования по определению родительского отношения к ребенку старшего дошкольного возраста, изображённых на рисунке 4 видно что, до формирующего эксперимента типы родительского отношения к детям по шкалам: «принятие-отвержение» - 35%, «кооперация» - 25%, «симбиоз» - 15%, «авторитарная гиперсоциализация» также –% и «маленький неудачник» - 10%.

После формирующего эксперимента в исследуемой группе мы получили результаты, которые также значительно улучшились:

- преобладающим типом родительского отношения является «кооперация» - 60%, который воссоздаёт социально желаемый образ родительского отношения. Они заинтересованы в делах ребенка, стараются во всём ему помочь; стараются быть с ним на равных, доверяют ребенку, стараются принять его точку зрения в спорных вопросах;

- «симбиоз» - 30%;

- «маленький неудачник» - 10%;

- такие типы родительского отношения как «принятие-отвержение» и «авторитарная гиперсоциализация» не выявлены совсем.

Таким образом, анализируя результаты контрольного этапа эксперимента, мы доказали, что разработанная система занятий показала свою эффективность. Коррекционные занятия помогли снять напряженность в детско-родительских отношениях, сформировать знания у родителей о психолого-педагогических особенностях детей, устранить отрицательные эмоции, установить доброжелательное, чуткое отношение к детям со стороны родителей и доказать родителям и детям, что семья –это единый организм.

Произошли существенные изменения у 90 % детей - они стали ощущать эмоциональное благополучие в семье. Так, дети в своих рисунках стали использовать теплые тона, в одежде членов семьи появились яркие цвета (красный, желтый, зеленый, голубой и т.д.), стали изображать полный состав семьи, много индивидуальных деталей (у пап –очки, галстуки; у мам –красивые прически, украшения). В целом, дети к заданию нарисовать семью отнеслись охотно, рисовали старательно. И лишь 10% детей –остались эмоционально неблагополучны, из них 1 ребёнка часто болеет и отсутствовал на большинстве занятиях по развитию и гармонизации детско-родительских отношений в семье, и 1 ребенок, имеющий статус неполной, неблагополучной семьи.

Что касается типов родительского отношения, то и здесь отмечаются значительные изменения. Так, тип родительского отношения к ребенку «кооперация» изменился с 25% до 60%, что является эффективным (оптимальным) родительским отношением к ребенку старшего дошкольного возраста, так родители стали заинтересовываться в делах и планах ребенка, стараться во всем ему помочь, высоко оценивать интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывать чувство гордости за него, поощрять инициативу и самостоятельность, стараться быть с ним на равных, доверять ребенку, стараться встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Следовательно, система занятий на развитие и гармонизацию родительско-детских отношений, позволили установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствовали гармонизации родительско-детских отношений в семье ребенка, закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.

Выводы по II главе:

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Социализация детей в современном обществе остается сложной психолого-педагогической и социальной проблемой, и одним из средств решения этой проблемы является создание социально-педагогических и психологических условий их адаптации в рамках социально-педагогического сопровождения в приемной семье.

2. В результате констатирующего этапа эксперимента по итогам проведения методик мы получили следующие результаты: Эмоциональное благополучие в семьях ощущают 60% опрошенных детей, однако 40% детей ощущают эмоциональное неблагополучие. По определению преобладающего типа родительского отношения к ребенку в семье можно выделить такой тип как «принятие-отвержение» (35%), что позволило нам организовать экспериментальную группу детей старшего дошкольного возраста, которую составили дети с эмоциональным неблагополучием в семье, а также с неэффективным типом родительского отношения к ребенку. В группу вошли 10 семей: дети и их родители.

3. Целью формирующего этапа эксперимента послужило разработка и апробирование программы, включающая систему занятий, направленных на развитие и гармонизацию детско-родительских отношений в семье дошкольника. При реализации содержания формирующего этапа эксперимента руководствовались принципами коррекционной работы. Система занятий предполагала проведение 11 занятий, каждое занятие имело свои цели, содержание, домашнее задание.

4. Для подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо было проведение контрольного этапа эксперимента с целью подтверждения эффективности разработанной системы занятий. При таких условиях мы доказали, что разработанная система занятий была эффективна. Так, произошли существенные изменения по эмоциональному благополучию ребенка в семье –теперь 90% детей ощущают в семье эмоциональное благополучие. Изменился и тип родительского отношения, - в результате повторной диагностики 60% родителей показали тип родительского отношения как «Кооперация».

Эти данные служат достаточным основанием для вывода: апробированная нами система занятий на развитие и гармонизацию родительско-детских отношений детей старшего дошкольного возраста является достаточно целесообразной, эффективной и результативной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ социально-экономических условий, сложившихся в нашей стране, позволил определить основные факторы распространения социального сиротства в России.Наиболее важными из них являются экономические факторы такие как: материальные трудности семей с детьми, распространение безработицы, ухудшение функционирования государственных учреждений, призванных заниматься воспитанием, обучением детей и социальные факторы – рост количества кризисных семей, алкоголизация, наркоманизация населения, ослабление моральной ответственности родителей за воспитание детей.

Ø изоляция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от семьи, сверстников, социального окружения недопустима, она послужит только тому, что став взрослыми, эти дети будут чувствовать себя изгоями, не смогут адаптироваться и стать полноправными членами общества;

Ø период адаптации детей-сирот в приемных семьях довольно сложен и труден, как для детей, так и для приемных родителей, и если он будет осложняться недоброжелательным отношением со стороны социального окружения, то это повлечет увеличение количества возвратов детей в государственные учреждения;

Ø к приему ребенка в семью должны быть подготовлены не только приемные родители, но и то социальное окружение, которое будет вокруг ребенка, в особенности воспитатели, учителя, которые будут непосредственно работать с ним;

Ø приемным родителям необходимо стремиться к пониманию личностных особенностей и проблем таких детей и своим поведением не усугублять их;

Ø специалистам, сопровождающим приемную семью, уделять как можно больше внимания работе с социальным окружением семьи на предмет их осознанности данной проблемы и понимания каждого ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации;

Ø сотрудничество приемных родителей со специалистами крайне необходимо и оно должно осуществляться на протяжении всего времени проживания ребенка в семье, между ними должны установиться доверительные отношения, которые помогут детям адаптироваться к жизни в нормальных условиях.

Все эти дети, перенесшие жизненные невзгоды, станут взрослыми, выйдут в самостоятельную жизнь и небезразлично всем какими они будут в той жизни: озлобленными на весь свет либо признательными за то, что им сделали взрослые люди в их прежней жизни.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, опираясь, на работы таких авторов как А.Я. Варга, Р.В. Овчаровой, В.В. Столина, Г.Т. Хоментаускас, рассмотрели такие понятия, как родительские отношения, гармонизация, обобщенные установки (внутренние позиции) ребенка по отношению к родителям и к себе.

В последнее время очень часто встречаются нарушения детско-родительских отношений, поэтому возникла необходимость в изучении детско-родительских отношений, с последующим развитием и гармонизацией детско-родительских отношений в семье.

В результате теоретических изысканий был подобран психодиагностический инструментарий: для изучения детско-родительских отношений в семье дошкольников, были апробированы 2 методики: «Кинетический рисунок семьи» (Бернс Р., Кауфман С.) для определения эмоционального благополучия или эмоционального неблагополучия ребенка в семье, а также использовался «Опросник родительского отношения» (Варга А.Я., Столин В.В.) для определения преобладающего типа родительского отношения к ребенку.

При реализации содержания формирующего этапа эксперимента руководствовались принципами коррекционной работы. Разработанная система занятий, направленная на развитие и гармонизацию детско-родительских отношений в семье дошкольника, предполагала проведение 11-ти занятий, каждое занятие имело свои цели, содержание, домашнее задание.

Наши рекомендации