Методика обучения детей дошкольного возраста основным видам движений
Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям.
Строевые упражнения - средство разностороннего развития дошкольников. Они способствуют формированию у детей правильной осанки, развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции и другие физические качества.
Построение в колонну. Колонна — размещение друг за другом в затылок на расстоянии вытянутой руки (одного шага).
Построение в шеренгу. Шеренга — строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии, лицом в одну сторону, с интервалом в одну ладонь, приставленную к бедру.
Построение в круг. Круг - самый доступный вид строя.
Построение врассыпную. Оно означает размещение детей на площадке без точно установленных ориентиров
Перестроения. Это переходы из одного строя в другой Обратное перестроение называется разведением и слиянием.
Повороты. Они выполняются дошкольниками направо, налево (90°), вполоборота направо, налево (45°), кругом (180°), как на месте, так и в движении.
Размыкания и смыкания. Размыкания - способы увеличения интервала или дистанции строя. Смыкания приемы уплотнения разомкнутого строя.
1-я мл гр: все построения малодоступны детям, проводятся с воспитателем, показ кажд р-ку его места, используя зрительные ориентиры, педагог становится круг вместе с детьми, переходы дети совершают гурьбой, располагаются произвольно без учёта роста. 2-я мл.группа: строятся друг за другом на зависимо от роста, постепенно учатся занимать своё место в колонне, шеренге. При поворотах используют зрительные ориентиры, по залу перемещаются парами, в одной колонне. Ср дошк возр: строятся в круг, в пары, в шеренгу, в колонну. Дети заранее разбиваются на звенья, назначаются ведущие звеньев, по сигналу они идут на условнуе места (к флажку), за ними- все ост. Направо и налево, кругом дети поворачиваются переступая на месте. Использ распоряжения а не команды. Ст дошк возр: учатся расходиться парами и по одному через середину зала. Построение: строй по росту, выравнивание шеренги по носкам, поднимают руки вперёд и отходят назад так, чтобы не касаться впередистоящего. В кругу и шеренге размыкаются на вытянутые в сторону руки, размыкание и смыкание – приставными шагами. Повороты – простое переступание на месте. Команды – «Направо!», «Налево!», «Шагом марш!».
Методика обучения детей физическим упражнениям.
Научная основа: Лесгафт, Павлов, Сеченов., Аркин, Быкова, кенеман идр.
3й год жизни: дети не придерживаются точно заданной формы движений, но развивающаяся двигательная память позволяет им самостоятельно воспроизводить знакомые двигательные действия. 4-й год жизни: р-к владеет всеми видами основных движений, может выполнять их по своему желанию или предложению воспитателя, при выполнении соблюдать нужное направление, опр последовательность. Появляется интерес к результату деятельности. Большой запас разнообразных движений обуславливает свободу самостоятельных действий. 5-й год жизни: двигательные функции формируются особенно интенсивно. Р-к стремится к выполнению новых упражнений. Он хорошо различает их виды, умеет выделять элементы движений, оценивать качество выполнения. Знакомые движения дети выполняют в сложных вариантах и с большей нагрузкой. Двигательные действия становятся более осознанными. 6-й год жизни: достаточно хорошо владеют основными двигательными навыками, умеют выполнять движения по собственной инициативе с большей уверенностью, лёгкостью и точностью. Совершенствуется функция равновесия
МЕТОДИКА: 1этап: начальное разучивание физического упражнения, создаётся умение выполнять движение в общих чертах. С учётом этого ребёнку предъявляют минимальные требования, которые помогают ему овладеть основой движения. Частота повторений нового движения в занятии должна быть максимально допустимой (не менее 8-12 раз). Впоследствии она снижается до 5-6. 2 этап: упражнение разучивается углубленно, формируется умение выполнять его относительно совершенно, в объёме намеченных технических требований. Внимание детей избирательно ссредотачивается на отдельных деталях техники целостного двиг действия.3 этап: обеспечивается совершенствование техники выполнения физ упр, создаётся навык и формируется способность применять двиг действие в играх и жизни. Закрепление технкики выполнения – многократные повторения.
Осокинав мл. дошк. Возр. предлагает работать над качественной стороной движений, заботиться о развитии ловкости.В ср.дошк.возр. развивать способность воспринимать, анализировать, оценивать качество двиг.действий, последовательность их выполнений, приступать к начальному воспитанию ловкости и выносливости. В ст.дошк.возр. детей нужно учить планировать свои действия, стремиться к их результативности, уделять внимание развитию общей выносливости, скоростно-силовым способностям.
Методика обучения детей дошкольного возраста основным видам движений.
В системе физического воспитания дошкольника широко применяется основная гимнастика. Она направлена на укрепление здорвья, общую физическую подготовленность, закаливание организма детей. Её составляют основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения.
Основные движения – это жизненно необх движения, которыми пользуется ребёнок – ходьба, бег, прыжки, метание, лазание. В дошк возр их развитие имеет свои особ-ти. Ходьба – циклический вид упраж-ния.Гл элемент – шаг. Правильная техника выполнения предполагает соблюдение определённой осанки: корпус головы располагается прямо, голова прямо и ровно, взгляд напрвлен вперёд, плеси рассправлены, немного отведены назад и вниз, живот подобран. Технику ходьбы характеризует скорость и экономичность движений. 1-я мл гр:во время ходьбы учат не опускать голову вниз, не смотреть под ноги, ходить легко, свободно двигать руками. 2-я мл гр: ходьба с хорошей осанкой, естественные движения рук, не шаркая ногами. 5-й год жизни: новые виды ходьбы – на пятках, мелким и широким шагом, с разным положением рук, приставным шагом в сторону. Учтся быть ведущими в колонне, менять темп и направление движения.Ст гр: добиваться правильной техники выполнения ходьбы, соблюдать дыхание. Применение звукового сопровождения. Бег – циклический вид движения, в котором отталктвание от опоры ногой чередуется с полётом. Необходима хорошая координация рук и ног, правильная осанка. 3-й год жизни: дети бегют в подвижных играх, ошибки - мелкие семенящие шаги во время бега, тяжёлая постановка ноги на поверхность, шарканье ногами, отсутствие ритмичности в движениях.4-й год жизни:хорошо выражен полёт, движения рук и ног согласованы. Длина шага недостаточна, темп движений низкий. Нужно координировать движения рук и ног в разных видах бега бег в прямом напрвлении группами и в колонне по одному, друг за другом по кругу, змейкой между предметами,челночный бег, на скорость и др.Ср дошк возр: ошибки – парралельная постановка стоп, невысокая скорость, малоактивное движение рук.Задачи – развитие прямолинейности бега и навыка поднимания бедра.Ст дош возр: педагог меньше показывает сам, больше объясняет. Обращ внимание на естественность и лёгкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стоп. Важное – темп выполнения бега. Прыжки – упражнения ациклического характера.4 фазы – подготовительная (принятие исходного положения), основные – отталкивание и полёт, заключит – приземление.1-я мл гр: подпрыгивание на двух ногах – использ показ, игровые приёмы, упражнения имитационного характера.2-я мл гр: подпрыгивания до руки воспитателя над головой, взмахи руками в прыжке, подпрыгивание на двух ногах с продвижением вперёд, спрыгивание с фиксацией исходного положения, мягкое приземление. В длину с места дети прыгают путём одновременного разгибания обеих ног. Ср гр: подпрыгивание, спрыгивание, прыжки в дл с места, только с усложнением - Подскоки с поворотом на лево и др, спрыгивают с фиксацией равновесия, прыжок в дл с места из полуприседа. Ст гр: знакомые и новые виды прыжков,+ прыжки в высоту и длину с разбега, прыжки со скакалкой. Прыжок в высоту – разбег, толчок, полёт, приземление. Прыжок в длину – разбег, отталкивание, полёт, приземление. Прыжки через скакалку – сразу через длинную – пробегание вслед за вращающейся скакалкой, прыжки через неподвижну, качающуюся, а потом вращающуюся скакалку. Выбрасывание руками скакалки и перешагивание через неё, переходят на вращающуюся, перепрыгивание. Метание - ранний возраст: самостоятельные броски предметов на расстояние,брать, держать и пререносить мяч двумя и одной руками, отталкивание мяча от себя, прокатывание и бросание мяча. 2-я мл гр: прокатывание, бросание и ловля мяча в парах. Метание в даль произвольно, толчком обеих рук. Ср гр: отталкив мяча в нужном направлении, с разной силой, прокатывание по узкому коридору, с попаданием в предмет, вокруг предметов. Бросание мяча вдаль и вцель от груди, из-за головы, одной рукой от плеча. Положение туловища параллельная постановка ног, бросок мяча вперёд-вверх. Ст гр: упражнения более разнообразные, совершенст метание в цель и вдаль. Лазанье – циклические одинаковые движения рук и ног. – укрепляет организм, воспитывает выносливость. 1мл гр: опора на руки и ноги, по полу на четвереньках в заданном направлении, использование лесенки-стремянки. 2-я мл гр: ползание с опорой на ступни и ладони, проползание определён расстояния, лазание по лесенке- горке, гимнастической стенке, прав захват рейки руками, постановка на рейку ноги. Ср дошк возр: ползание и лазание разн способами, ползание на опору предплечья и колена, ползание на четвереньках по бревну, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь на руках. Лазанье пременным шагом. Ст дошк возр: ползание с сочетанием др движений, подтягивание на скамейке на коленях, ползание назад,лазанье по вертик лестнице, гимнастич стенке, лазанье по канату: хват каната руками, поднятыми вверх, вис на прямых руках, подтягивание согнутых в коленях ног и упор стопами в канат, выпрямление ног, сгибание рукв локтях, перехват каната выше головы поочерёдно каждой рукой.