Методика обучения пению детей дошкольного возраста.

Развитие начальных певческих проявлений на первом году жизни ребёнка начинается с того, что малыша приучают прислушиваться к пению взрослого и отвечать на него звуками своего голоса, гулением.

Поэтому в основе методических приёмов лежит воздействие выразительной певческой интонацией, теплота и задушевность которой вызывает у детей эмоциональный отклик.

Воспитатель, напевая песню, наклоняется к ребёнку и тем привлекает его внимание, вызывает подражательные интонации и создаёт у него радостное настроение. В работе с детьми постарше для выявления интереса к пению используется показ игрушек.

На втором годужизни дети уже начинают произносить и нараспев подпевать за воспитателем отдельные звуки, окончания музыкальной фразы. Программа воспитания и обучения в детском саду ставит перед педагогом задачу – побуждатьребёнка подпевать взрослым, воспроизводя отдельные интонации.

Решить эту задачу помогают песни, отражающие близкие и понятные детям образы (птички, куклы и т.д.). Их правильный подбор даёт возможность постепенно усложнять задания. В песне «Да-да-да» Е.Тиличеевой они подпевают короткую музыкальную фразу на повторяющийся слог «да-да-да».

Основным методом формирования певческих проявлений детей на этом этапе является подражание пению взрослого.

В песнях дети подпевают короткие музыкальные фразы.

На третьем году жизни певческий голос ребёнка начинает формироваться – он включается в пение взрослого, подпевая окончание музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.

Ставится задача развивать и укреплять у детей первоначальные певческие интонации. Ребёнок ещё не может петь всю песню правильно, но следует стремиться к правильному интонированию им отдельных мотивов.

На четвёртом году жизни певческий голос у детей звучит сильнее, они могут пропеть несложную песню. У некоторых детей появляется даже крикливость.

Формируя певческое звучание, педагог следит, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения в диапазоне ре – ля первой октавы.

Большое место в младших группах отводится работе над дикцией. Дети часто неверно произносят слова, не понимая их смысла. Необходимо объяснить значение отдельных непонятных слов, научить правильному произношению.

Детям этого возраста трудно петь в общем темпе: одни поют медленно, другие слишком торопятся. Педагогу надо постоянно следить за этим, приучая их к коллективному пению. К концу четвёртого года жизни они должны петь естественным голосом, без напряжения, протяжно, внятно произнося слова, не отставать и не опережать друг друга, правильно передавать мелодию в попевках и песнях, петь песни с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него. Эти задачи решаются с помощью песенного репертуара, включающего несложные, мелодичные, удобные для дыхания песни небольшого диапазона.

Дети третьего года в песнях « Кошка» Ан. Александрова, « Птичка» Т. Попатенко подпевают лишь заключительную фразу, наиболее удобную для первоначального интонирования. Большинство песен для детей этого возраста исполняется не спеша, в умеренном темпе. Основным является эмоциональное, выразительное исполнение песни педагогом. Для этого необходимо хорошо продумать и передать особенности песни, её характер, настроение. Педагог использует игрушки, картинки, которые помогают детям понять содержание песни.

На пятом году жизни дети эмоционально воспринимают и сопереживают разное настроение песен. Дошкольники уже имеют определённую музыкальную подготовку. У них сформировались некоторые певческие навыки, укрепились голоса, несколько увеличился диапазон (ре- си первой октавы), более организованным стало дыхание, более точным произношение отдельных звуков, слов. Это позволяет расширить объём певческих умений.

Прежде всего, надо научить детей петь естественно и без напряжения. Педагог постоянно работает над этим навыком, показывая образец мягкого, ненапряжённого напевного звучания. Одновременно развивается навык правильного, своевременно взятого дыхания, умения спеть музыкальную фразу до конца. Правильному произношению также уделяется внимание: разъясняется содержание песни, значение непонятных слов. Вместе с тем на занятиях вырабатывается артикуляция,детей учат активно открывать рот во время пения.

Большого внимания требует развитие навыка слаженного коллективного пения, который выражается в умении одновременно начать и окончить песню. В этом возрасте у детей ещё сохраняется тенденция опередить поющих или отстать от них. Педагог учит соблюдать общий темп в пении и выполнять несложные музыкальные оттенки в соответствии с содержанием произведения.

К концу года пятилетние дети должны овладеть такими программными навыками : петь выразительно, естественным звуком, без напряжения, протяжно, брать дыхание между короткими музыкальными фразами, произносить слова внятно, правильно, вместе начинать и заканчивать песню, правильно передавать несложную мелодию. Петь согласованно в пределах ре – си первой октавы.

Дети должны не просто разучивать песни, а запоминать их, хорошо знать и уметь исполнять выученные ранее.

В работе с детьми подготовительной группы детского сада требования к пению повышаются, усложняются и сводятся к следующему:

-учить детей выразительному исполнению песен: петь звонким голосом, напевно, лёгким, подвижным звуком;

-брать дыхание перед началом пения, между музыкальными фразами, не поднимая плеч, и удерживать его до конца фразы;

-отчётливо произносить слова, правильно выговаривая гласные и согласные звуки;

-учить детей самостоятельно и одновременно начинать и заканчивать песню, сохранять указанный темп ,точно выполнять ритмический рисунок.

Работая над звукообразованием, педагог использует показ на своём примере или на примере хорошо поющего ребёнка. Прислушиваясь, остальные дети стараются делать так же. Подражание должно быть осмысленным: надо слышать, сравнивать, оценивать. Каждый ребёнок должен осмысленно произносить все слова. Здесь полезны приёмы произношения текста шепотом, в ритме песни.

Наши рекомендации